К числу элементов системы управления, которые используются как на макро-, так и на микроэкономическом уровне относится промышленная политика. Промышленная политика рассматривается как способ влияния государства на промышленный сектор экономики, для того чтобы обеспечить его рост и развить деятельность хозяйствующих субъектов, которые в свою очередь осуществляют промышленное производство, в соответствии с их стратегическими целями. Это разделение необходимо по понятным причинам, потому что методы разработки и инструменты для реализации промышленной политики различны, а зависит это от масштаба принимаемых управленческих решений.
В систему управления национальной экономики входят составные элементы макро- и микроэкономической промышленной политики. Но на практике они остаются дезинтегрированными по отношению друг к другу, это можно объяснить слабой реализацией принципа индикативности при организации экономического взаимодействия субъектов промышленной сферы и несовершенством институциональной структуры управления индустриальным сектором экономики.
Снижение эффективности производства товаров промышленного производства приводит к дисбалансу ресурсных возможностей и потребностей субъектов хозяйствования. Для того, чтобы устранить все негативные процессы, которые происходят в сфере промышленности, необходимо разработать методы для формирования и реализации промышленной политики.
Министерством экономики РФ была создана программа, которая включает концепции промышленной экономики. В этой программе говорится о том, что промышленная политика — это комплекс мер, которые осуществляет государство для того, чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность отечественной промышленности.[1,с.219]
На IV Конгрессе национального бизнеса «Деловая Россия» представила доклад «Стратегия 2020: от экономики “директив” к экономике “стимулов”». В рамках этого конгресса был предложен подход к промышленной политике, который строится на необходимости первоочередного решения задач по модернизации экономики и преодолению технологической отсталости, привлечению уже разработанных, в том числе за рубежом, технологий, параллельному созданию системы научной разработки и внедрения инноваций.[6]
По мнению «Деловой России» инновационно -промышленная политика – это государственная политика, направленная на «выявление и капитализацию конкурентных преимуществ российской экономики». Высокотехнологичные, машиностроительные и перерабатывающие отрасли — субъекты инновационно-промышленной политики, а преференции, софинансирование, государственное партнерство- это главные и основные инструменты промышленной политики.
Промышленная политика помогает расширить и создать новые рынки, которые способствуют выйти производству на конкурентоспособный уровень, увеличить доходность предприятий, обеспечить промышленным товарам и услугам на рынке роль лидера и получить сверхприбыль благодаря монополии.
В 2015 году главнейшим аспектом экономики России является правильное определение роли и места промышленной политики.[3,с.24]
Приоритетом промышленной политики на макроуровне являются косвенные методы государственного регулирования эффективного промышленного развития , а также устранение существующих препятствий для экономического роста, которые не могут быть устранены естественным ходом событий.
По мнению специалистов, только благодаря проведению государственной промышленной политики можно осуществить все долгосрочные крупные программы, которые требуют вложения инвестиций и отдача которых может наступить примерно через пятнадцать лет. В целях сохранения экономического суверенитета страны и обеспечения экономической безопасности необходимо учитывать стратегические и геоэкономические аспекты.[4]
Существует ряд задач, которые должна решать государственная промышленная политика, к ним относятся:
1) реформы в области творчества и развития законодательства, которые включают в себя либерализацию, социальное, трудовое и промышленное законодательство и т.п.
2) политика в конкретных промышленных секторах (промышленная перестройка, закрытие и конверсия оборонных отраслей промышленности, поддержка мелких и средних предприятий, поддержка высокоприоритетных отраслей);
3) занятость и производительность;
4) инвестиции в материальные активы (промышленность, транспортная инфраструктура, связь);
5) инвестиции в нематериальные активы (промышленные исследования и разработки, передача технологии; подготовка кадров, в том числе управленческих; повышение качества, экологически чистые технологии; развитие стандартизации и статистики);
6) политика в области конкурентоспособности и конкуренции (мероприятия на внутреннем рынке; развитие экспорта и либерализация торговли);
7) международные инвестиции;
8) экологическая политика, промышленная экология;
9) промышленные аспекты энергетической политики;
10) политика регионального развития;
11) промышленное сотрудничество между развитыми странами и странами, находящимися на переходном этапе;
12) специфические аспекты промышленного развития стран, находящихся на переходном этапе.
В РФ можно отметить: поддержка высокоприоритетных отраслей, международные инвестиции, промышленная экология, промышленные аспекты энергетической политики, промышленные исследования и разработки, передача технологии, политика в области конкурентоспособности и конкуренции, конверсия оборонных отраслей промышленности и либерализация торговли.[2,с.204]
Региональная промышленная политика определяет принципы государственной промышленной политики на уровне региона или области. Главная цель региональной промышленной политики — оптимизировать состав и структуру научно-промышленного комплекса, реализовать и поддержать промышленную деятельность и обеспечить занятость населения в области и регионе.
Деятельность региональной промышленной политики контролирует закон, который приняла областная Дума. Этот закон регулирует экономические и правовые аспекты промышленной политики. Исполнительными органами государственной власти области и региона разрабатываются предложения для формирования региональной промышленной политики.
Можно сделать вывод, что промышленная политика на региональном уровне – это меры органов государственной власти, которые направлены на информационное, экономическое, законодательное, организационное и распорядительное регулирование промышленной деятельности. Эти меры рассчитаны на интересы субъектов промышленной деятельности и промышленную политику федеральных органов государственной власти.[5]
Политика предприятия необходима для постановки цели и задачи субъекта, для определения кодекса поведения, который используется как внутри организации, так и вне.
Таким образом, промышленная политика в нашей стране подразделяется на государственную, региональную и промышленную политику предприятий, которые находятся во взаимосвязи между собой.
Различия в подходах к формированию макро- и микроэкономической политики вызывают необходимость ее самостоятельной разработки соответствующими субъектами национальной экономики. Однако проявляемый при формировании промышленной политики сепаратизм приводит к нарушению экономических пропорций и не позволяет отдельным хозяйствующим единицам, относящимся к индустриальной сфере, функционировать эффективно. В целях обеспечения роста эффективности функционирования, повышения конкурентоспособности промышленных предприятий и производств необходимо осуществить гармонизацию формирования макро- и микроэкономической политики, посредством действий, направленных на согласование ресурсных, организационных и прочих возможностей индустриального бизнеса с требованиями рынка и социально-экономическим заказом со стороны государства.
Существует несколько направлений разработки и реализации промышленной политики, к ним относятся:
1)если рассматривать макроэкономический уровень, то это инновационное преобразование индустриального сектора экономики, которое предполагает технико-технологическое совершенствование промышленного производства; развитие материально-технической базы; применение эффективного инструментария государственного управления развитием промышленной сферы; подготовка квалифицированных кадров в соответствии с профилем промышленного производства;
2)если рассматривать микроэкономический уровень, то это соблюдение требований экологической безопасности при осуществлении производственной деятельности; социализация бизнеса; максимизация эффектов (экономического, социального, бюджетного) промышленных предприятий , но только при условии соблюдения интересов причастных промышленному производству сторон; диверсификация производства, которая способствует выходу промышленных предприятий на новые рынки; организационное совершенствование промышленных предприятий.
Основное предназначение гармонизации формирования промышленной политики заключается в согласовании действий органов управления государством и промышленными организациями, которые нацелены на обеспечение роста эффективности промышленных производств, повышение конкурентоспособности индустриальной сферы экономики, создание условий для интеграции отечественных промышленных предприятий в национальное и мировое экономическое пространство.
Оценивать эффективность реализации промышленной политики можно с позиции достижения ее целей с помощью трехуровневой системы, которая включает:
1) уровень подсистем, выделенный в соответствии с наличием двух уровней управления (макро- и микроэкономического), которые обуславливают дифференциацию подходов к разработке промышленной политики;
2) уровень компонентов, обособленных в зависимости от многообразия структурных составляющих промышленной политики;
3) уровень элементов, характеризующих изменение исследуемых процессов или явлений, произошедшее в динамике.
В промышленной политике можно выделить два аспекта:
1)политика, направленная на развитие промышленного производства в целом и увеличение его доли в структуре экономики. В этом случае меры не прикреплены к отдельным отраслям и благоприятно влияют на работу промышленности в общем.
2) политика, направленная на развитие отдельных отраслей. Механизмы реализации данной политики: налоговое стимулирование, поддержка лизинга и экспорта промышленных товаров, использование институтов развития, стимулирование инновационной активности предприятий, развитие промышленной инфраструктуры, укрепление финансового сектора экономики и ряд других. В этом случае оказание поддержки конкретному субъекту экономики прямо зависит от его принадлежности к отрасли. Основным механизмом являются — стратегии развития отраслей, задающие темпы развития отраслей до 2020 г.
Промышленная политика очень важна и значима, как для отдельных предприятий, так и для национальной экономики. [7] В настоящее время современная промышленная политика осуществляется недостаточно системно, что приводит к ее неэффективности, это в свою очередь оказывает негативное влияние на результаты производства в промышленной сфере. Требуется совершенствование методической базы обеспечения процесса разработки и реализации промышленной политики. До недавнего времени импортозамещение стихийно и более или менее успешно осуществлялось в различных секторах экономики. В 2014 году санкции западных стран и предпринятые российской стороной ответные шаги привели к тому, что стратегия импортозамещения стала одним из приоритетных направлений деятельности российского правительства.
Список литературы:
- Капканщиков С.Г., Государственное регулирование экономики, 2012 г. — 528 с.20
- Мельников В.В., Государственное регулирование национальной экономики, Изд.: Омега-Л, 2011 г. — 336 с.
- Рыбаков Ф.Ф. Промышленная политика России: история и современность. — СПб.: Наука, 2011. — 189 с.
- Бакалавр Экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: — (Дата обращения: 20.05.2015);
- Кодексы и наиболее востребованные законы [Электронные ресурс]. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/popular/ (Дата обращения 20.05.2015)
- Ежегодный экономический доклад «Стратегия 2020: от экономики “директив” к экономике “стимулов”».[Электронные ресурс]. -Режим доступа: (Дата обращения: 1.06.2015)
- Мирзабекова М.Ю. Особенности современной промышленной политики / М.Ю. Мирзабекова // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 4-2. — С. 181-184[schema type=»book» name=»АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА МАКРО — И МИКРОУРОВНЯХ» description=»Основное предназначение гармонизации формирования промышленной политики заключается в согласовании действий органов управления государством и промышленными организациями, которые нацелены на обеспечение роста эффективности промышленных производств, повышение конкурентоспособности индустриальной сферы экономики, создание условий для интеграции отечественных промышленных предприятий в национальное и мировое экономическое пространство. Недостаточная результативность функционирования промышленного сектора экономики нашей страны связана, в том числе и с несовершенством методического обеспечения процесса разработки и реализации промышленной политики.» author=»Штейникова София Дмитриевна, научный руководитель Бабикова Анна Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]