Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЬЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                              
Данные для цитирования: . ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЬЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ // Евразийский Союз Ученых. Экономические науки. ; ():-.

Экономическое содержание категории экологической безопасности хозяйственной деятельности экономических субъектов горных территорий достаточно сложная, многогранная и актуальная “нива” исследования. От определения как ситуации отсутствия угрозы, до состояния защищенности, от процессов обеспечения гарантий предотвращения катастроф до обеспечения защищенности и оценки экологического вреда [1, с 302] и т.д. Диаметрально противоположные подходы и оценки, многоуровневые взаимосвязи и взаимозависимости,  приобретающие в условиях глобализации мирового хозяйства черты синергизма еще более проблематизируют данную тематику.

Сущностные черты понятия экологической безопасности наиболее полно раскрываются ее системными параметрами, важнейшим из которых является уровневое отражение субъектов экологической безопасности — индивид, государство, мировое сообщество, со значимой ролью региона как связующего и динамичного звена системы. Экологическая безопасность связана с характером изменений окружающей среды, служащим не только основным фактором экологического риска (не только катастрофического характера, но и медленно — деградационного), но и его источником (не только антропогенного, но и природного воздействия). Важен и необходим учет не только возможных угроз, но и существующих последствий факторов экологической безопасности, так как экологическая безопасность горных территорий непосредственно влияет на устойчивость социально-экономического развития  данных территорий. Это придает национальную значимость ее основным характеристикам [2, с 167], результатам и последствиям, представленным ниже:

— Деградация природных ресурсов горных территорий, выражаемая в снижении качества природно-ресурсного потенциала и окружающей среды за счет истощения природных ресурсов, продовольственных ресурсов, минерально — сырьевых ресурсов, энергетических ресурсов, ведущая к ограниченности биологической и институциональной системы регуляции и в конечном итоге — потере качества национальной и региональной экологической безопасности;

— Загрязнение среды обитания и разрушение биосферного разнообразия  горных территорий, представленное снижением качества окружающей среды и устойчивости развития биосферы, ее разнообразия, изменения климата, таяние горных ледников, следствием чего является отсутствие биологической системы регуляции и восстановления биосферы. Глобальный результат — потеря жизненных свойств здоровья населения горных территорий, снижение качества жизни населения, социально-экономического благосостояния населения, качества психологической, физиологической, духовной защищенности населения, уровня удовлетворения экологических интересов горных территорий;

— Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера ухудшающие качество окружающей среды горных территорий за счет природных катастроф, экологического шантажа, способствующие и собственно провоцирующие ограниченность институциональной системы регуляции и восстановления экосистемных услуг.

— Неадекватность институциональных инструментов управления экологической безопасностью горных территорий, выражаемое в отсутствии законодательных критериев экологической безопасности и трансграничности природных рисков,  несистемность применяемых управленческих инструментов, неспособных учесть многоуровневость, полисубъектность, полифункциональность экологической безопасности горных территорий, начальная стадия институционализации экологических интересов горных территорий, отсутствие межрегиональных институциональных инструментов обеспечения  экологической безопасности горных территорий.

По уровню сложности механизмов обеспечения объект управления экологической безопасности горных территорий [3, с 226] носит комплексный характер, имеющий множественный состав по субъектам, по процессам, функциям и способам регуляции, поэтому так важно сохранение и развитие параметров качества окружающей среды, качества жизни населения и качества институтов, регулирующих хозяйственную деятельность экономических субъектов и обеспечивающих защиту уникальных экосистемных услуг горных территорий. С этих позиций экологическая безопасность развития горных территорий  предполагает нелинейную детерминированность причин и воздействующих факторов, что характерно для сложно-структурированных, полисубъектных и полифункциональных объектов управления.

 В этих условиях изменяется роль регионов, становящихся не менее значимым фактором экологической безопасности, поскольку регионы оказываются звеньями, встроенными в глобальные процессы, определяющие состояние и параметры  национальной и трансграничной экологической безопасности. Регионы могут быть как мощными резервами в деле отражения глобальных вызовов, так и существенными препятствиями для реализации экологической безопасности государства.

Более того, отсутствие закрепленного экологического интереса горных территорий лишает четкости проявления данных интересов в институциональных программах и стратегиях социально-экономического развития страны. Поэтому, долгосрочные  стратегии развития приобретают черты декларируемых программ, что затрудняет и оценку их реализации, исходя из степени удовлетворенности экологических потребностей населения горных территорий.

Отсутствие институционального закрепления экологических интересов горных территорий, влияет на латентность и протестность характера реализации экологического интереса горных территорий. Отсутствие четко зафиксированных экологических интересов горных территорий способствует расширению базы экологического шантажа со стороны отдельных  субъектов и формированию межрегиональной конкуренции по поводу государственного обеспечения устойчивого развития окружающей среды и безопасного использования экосистемных услуг горных экономик.

Закрепление на уровне республик собственных экологических интересов, позволит осуществить реализацию механизма стратегического «сопряжения» региональных и национальных экологических целей устойчивого развития и может выступать в качестве новой институциональной площадки стратегического согласия и межуровневого согласования экономических и экологических интересов хозяйствующих субъектов для координации экологически устойчивого развития горных территорий и национальной экономики в целом.

Для регионов горных республик, имеющих недостаточно высокую степень интегрированности экономического пространства в образовательном, технологическом, транспортном и экологическом аспектах (как, например, Северный Кавказ), целесообразно создание «Международного центра интегрированного развития горных территорий», [4, с 100] основными задачами которого «Международного центра интегрированного развития горных территорий Северного Кавказа» явятся -расширение  межрегионального сотрудничества в области устойчивого  развития горных территорий, обоснование особенностей и проблем устойчивого развития горных экономик, реализация  трансграничных экологических и социально-экономических программ, проведение  экологического мониторинга, обоснования экологических пределов эксплуатационного освоения горных территорий для обеспечения сохранности экосистемных услуг горных зон, биоразнообразия живой природы горных территорий, повышения обоснованности включения (исключения) активного освоения опасных зон хозяйствования.

Список использованной литературы:

  1. Богомолов В. Экономическая безопасность. / В.Богомолов.– М.: Юнити — Дана, 2006. С. 303.
  2. Галазова С.С. Природные и хозяйственные риски экономического пространства горных территорий. Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 4-2. С. 166-168.
  3. Матовых, А. Управление экологической безопасностью./А. Муравых.– М.:Изд-во РАГС, 2006. С. 228.
  4. По аналогии с «Байкальской декларацией» разработанной в рамках Международной биологической программы российским проектом ГЭФ «Сохранение биоразнообразия», но с учетом специфики Кавказских ледников.[schema type=»book» name=»ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУБЬЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ» description=»В статье рассматриваются институциональные основы обеспечения экологической безопасности экономики горных территорий. Диагностируются основные факторы экологической безопасности экономического пространства горных территорий, перспективы развития межрегионального сотрудничества субъектов.» author=»Галазова Светлана Сергеевна, Биганова Мадина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6780

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх