Номер части:
Журнал

ФУНКЦИИ ЗНАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:


Во все времена и во всех странах знания играли существенную роль в общественной жизни. Однако в экономике, которая основана  на знаниях, состав функций, исполняемых знаниями в обществе и экономике, существенно расширятся [1, с.22].

Информационное общество – новый этап развития человечества, основу которого составляют процессы производства, использования и распространения информации. Преимущественно речь идет о знании, воплощенной  в сведениях о законах природы и общества, навыках и способностях людей. Благодаря  смене индустриальной экономики на  экономику знаний,  главное  значение приобрел интеллектуальный, творческий труд, а рабочая сила получила качества человеческого капитала.

На данный момент ценность знаний увеличилась настолько, что обладание им дает огромное преимущество. Особенно резко повышается ценность фундаментальных исследований как источника принципиально нового знания и базиса высокотехнологического производства. В ходе этих изменений возникла   необходимость пересмотреть и конкретизировать отдельные положения современной экономической теории. В 1962 г. американским экономистом Фрицем Махлупом был предложен термин «экономика знаний».  Этим термином экономист обозначил сектор экономики, который ориентирован на производство знаний. Данный термин  в настоящее время  используется для определения типа экономики, в  котором знания играют важную  роль, а создание и использование становится источником роста, определяющим  конкурентоспособность компаний, стран и регионов [2, с. 43].

В экономике знаний ведущим фактором производства являются знания, имеющие  экономическую ценность.

Процесс становления экономики знаний означает переход общества на  новый этап хозяйственного развития, в котором главным экономическим ресурсом выступают знания.

Экономика, основанная  на знаниях, значительно усовершенствовалась в создании общественного богатства, конечно, не без участия человека, обладающего высокоразвитыми способностями, высоким интеллектом, профессионализмом,  и также  широким кругом многообразных потребностей [3, с. 30].

Знания возникают не только в науке, но и во всех других отраслях и видах деятельности, а так же в значительной мере пропадают в современной  экономике. Знания,  полученные в ходе производственного процесса, подлежат дальнейшему потреблению или переработке. Соответственно при осуществлении производственной деятельности знания будут повсеместно использоваться как непосредственный ресурс. Замена этого ресурса другими окажется незначительной. Несмотря на кажущуюся безграничную и безубыточную делимость информации, ценность  информации в общем случае не может оставаться неизменной при последовательной ее передаче от одного агента к другому. Можно предположить, что в передаваемую информацию встроен счетчик, определяющий  приблизительную длину цепочки лиц, обладающих  данной информацией. Данные этого счетчика часто влияют на ценность информации. Потребность людей в информации на сегодняшний день значительно увеличилась. В условиях отсутствия или  недостатка информации человек ощущает сильный дискомфорт. В экономике знаний такая потребность распространяется на знания, как на концентрированную и общественно  институализированную информацию. В данном случае можно говорить о дискомфорте, вызванным когнитивным дефицитом, что повлечет за собой  резкое расширение функций знаний как продукта конечного потребления.

Знания станут не только самостоятельным продуктом и фактором производства, но и средством тезаврации, сохранения накопленных  материально-финансовых ценностей. Уже сейчас много разговоров  об эффективности «инвестиций в человека». С возрастанием роли высококвалифицированного труда актуализируется задача своевременного производства и передачи знаний, решение которой невозможно без качественного развития образования [4, с.92].

В обществе знаний наилучшим средством накопления смогут стать сами знания. При этом носителем знаний может быть человек, или  группа людей, электронные запоминающие устройства и т.д. Темпы «инфляции знаний» при определенных условиях будут гораздо  ниже темпов обычной инфляции. Знание как ресурс должно быть необходимым для поддержания надлежащего уровня национальной безопасности, должно стать объектом мониторинга, учета, хранения, складирования и периодического обновления.

Права собственности на знания получат иную специфику, чем права собственности на информационные ресурсы и на материально-вещественные  ценности.

Ценности нематериального характера, такие как знания, являются предметом  трансакций. Для совершения трансакций должны  использоваться значительные массивы знаний. Не случайно сопровождающие трансакции письменные контракты почти любого типа в странах с развитой рыночной экономикой  занимает сотни страниц, в то время как в России — единицы.

В целом в новой постиндустриальной экономике знания будут выступать как:

— непосредственный продукт деятельности

— предмет непосредственного конечного потребления

— предмет и средство распределения и/или рыночных трансакций

— орудие или инструмент управления

— средство консолидации общества и воспроизводства общественных институтов (рис. 1).

Рисунок 1. Основные функции знаний в экономике знаний [1, с. 32]

Знания повлияли на изменения основных экономических факторов. Труд стал существовать как в интеллектуальной, так и в физической форме; производительность труда стала зависеть от используемых технологий, процесс труда систематически совершенствуется, интеллектуальный труд непрерывно повышает свою долю в цене товара. Знания, создавая сберегающие технологии, постепенно снижают экономическое участие фактора земли в производственной функции. Три традиционных фактора (труд, земля, капитал) в производстве заменяются четвертым – знаниями [5, с. 110].

 

Список литературы

  1. Макаров В.Л. Микроэкономика знаний – М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2007. – 204 с.
  2. Мильнер Б. З. Управление знаниями в современной экономике. Научный доклад / Б.З. Мильнер. – М.: Институт экономики РАН, 2008. – 76 с.
  3. Наумкина Е.А. От информационного общества к обществу знаний: образовательный аспект / Е.А. Наумкина – М.: СумДПУ им. А.С. Макаренко, 2009. – с. 37
  4. Каюмова А.Ф., Каюмова А.Р. Роль государства в развитии экономики знаний /Проблемы формирования экономики, основанной на знаниях: объективная необходимость, воспроизводственные условия и факторы: материалы VIII международной заочной научно-практической конференции по экономике. – Краснодар: ЦНТИ, 2014. — С. 89-94.
  5. Тимина Е.И. Интеллектуальные ресурсы в парадигме когнитивной экономики. –М.: МИЭМП, 2009. – 272с.
    ФУНКЦИИ ЗНАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ
    В статье раскрывается роль знания, выделены отличительные свойства знания по сравнению с традиционными ресурсами. Показана роль знания как основного фактора экономического роста смешанной экономики.
    Written by: Андреева Ксения В.
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 03/21/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)
    Available in: Ebook
Записи созданы 6766

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх