Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СРУКТУРА И СПЕЦИФИКА МАРКЕТИНГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СРУКТУРА И СПЕЦИФИКА МАРКЕТИНГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Маркетинговый потенциал региона является одним из дискуссионных понятий маркетинга территорий. Это связано с тем, что данное понятие имеет сложную структуру, поскольку маркетинг региона связан как с продвижением его конкурентных преимуществ, т.е. с социально-экономическим потенциалом, так и с развитием маркетинговых механизмов реализации этого потенциала. Маркетинговый потенциал региона можно определить как комплекную характеристику возможностей позиционирования и продвижения его уникальных конкурентных преимуществ для различных целевых аудиторий (сегментов). Маркетинговый потенциал региона включает два структурных блока характеристик: потенциал рыночной конкурентоспособности, т.е. социально-экономический потенциал региона, рассматриваемый в аспекте наиболее значимых объектов маркетинговых воздействий; потенциал маркетингового продвижения, т.е. накопленный опыт использования методов и инструментов маркетинга территорий в отношении различных объектов регионального хозяйства [1, с. 40].

Рассмотрим специфику маркетингового потенциала региона на примере Волгоградской области. Согласно проекту Инвестиционной стратегии Волгоградской области на период до 2020 года, к конкурентным преимуществам региона относятся:

  • значительный природно-ресурсный потенциал, в том числе достаточные запасы минерально-сырьевых ресурсов (нефти, газа, калийных солей, бишофита и др.);
  • высокий промышленный потенциал, в том числе многоотраслевая структура промышленности с высокой долей обрабатывающих производств;
  • развитая инженерная инфраструктура и наличие значительной энергетической базы (Волжская ГЭС, теплоэлектростанции), наличие резервов мощностей по газоснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению;
  • значительный научно-технический и инновационный потенциал;
  • благоприятные условия для развития сельскохозяйственного производства (особенно производства зерна);
  • выгодное географическое положение, создающее возможности интеграции в международные транспортные коридоры, а также близость к мировым рынкам;
  • мощный транспортный комплекс (железнодорожный узел, магистральные автодороги, международный аэропорт, Волго-Донской судоходный канал, выход в акватории морских портов Каспийского, Черного, Азовского, Балтийского и Баренцева морей);
  • уникальные рекреационные ресурсы;
  • высокая степень обеспеченности трудовыми ресурсами;
  • перспектива проведения в Волгограде Чемпионата мира по футболу 2018 года [3, с. 86].

В Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года определены следующие региональные конкурентные преимущества:

  • широкий природно-ресурсный потенциал, включая достаточное количество минерально-сырьевых ресурсов;
  • развитое промышленное производство с высокой степенью диверсификации;
  • благоприятные условия для развития высокоэффективного сельскохозяйственного производства;
  • выгодное географическое положение, позволяющее вести активный товарообмен с близлежащими регионами и формирования трансконтинентальных транспортных коридоров;
  • наличие высококвалифицированных кадров и инновационного потенциала [5, с. 28].

Конструктивно-критический анализ указанных конкурентных преимуществ позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, данные преимущества носят достаточно абстрактный характер и не обладают выраженной уникальностью, что затрудняет их позиционирование и продвижение. Во-вторых, выделенные конкурентные преимущества не ориентированы на конкретные целевые аудитории (иностранных и отечественных инвесторов, местный бизнес, инорегиональных партнеров, население региона, туристов и т.д.). Так, различные категории туристов предпочитают разные виды отдыха (этнический, военно-патриотический, культурный, образовательный, деловой, экстремальный, водный, лечебно-рекреационный и т.д.), в разрезе которых у любой регион не может быть конкурентоспособным в одинаковой степени. В-третьих, многие конкурентные преимущества имеют явный традиционалистский характер и не отражают актуальных изменений. Например, доля машиностроения в экономике Волгограда (промышленного центра региона) в течение последних 10 лет сократилась в 5 раз и продолжает снижаться, ведущие промпредприятия банкротятся (ОАО «Химпром», Волгоградский алюминиевый завод) или находятся в предбанкротном состоянии. Это привело к превалированию сырьевых производств в структуре региональной промышленности и, соотвественно, некорректности выделения диверсифицированного промышленного комплекса в качестве конкретного преимущества региона. В этой связи оценка потенциала рыночной конкурентоспособности Волгоградской области затруднена и требует специальных, более детализированных исследований.

Потенциал маркетингового продвижения Волгоградской области, как и большинства субъектов РФ, остается достаточно низким. Вместе с тем, в Волгограде была разработана и официально утверждена маркетинговая стратегия развития территории городского округа, в которой были зафиксированы принципы, объекты и технологии позиционирования и продвижения города на внешние рынки. Однако степень реализации данной стратегии была предельно низкой, в условиях экономического спада и рецессии осуществлялись в основном низкобюджетные мероприятия, что не принесло целевых результатов. В связи с принятием Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» данная стратегия утратила силу и, в лучшем случае, будет включена в структуру стратегии социально-экономического развития Волгограда в качестве отдельного блока. В рамках негативного сценария маркетинговый подход будет полностью аннигилирован из системы регионального стратегического планирования и управления, что, видимо, станет общероссийской тенденцией [4, с. 89].

Список литературы:

  1. Фролов, Д.П. Достижения и методологические проблемы маркетинга территорий [Текст] / Д.П. Фролов, Д.Е. Матыцин, Ю.В. Шамин, В.А. Шишков // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – № 35. – С. 38-41.
  2. Фролов, Д.П. Маркетинг наноиндустрии региона: принципы, концепция, механизм [Текст] / Д.П. Фролов, В.А. Шишков // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 22. – С. 16-28.
  3. Фролов, Д.П. Региональный маркетинг в действии: случай Волгоградской области [Текст] / Д.П. Фролов, В.А. Шишков // Маркетинг в России и за рубежом. – – № 3. – С. 81-88.
  4. Фролов, Д.П. Маркетинговая парадигма стратегического территориального менеджмента [Текст] / Д.П. Фролов, В.А. Шишков // Менеджмент и бизнес-администрирование. – – № 2. – С. 84-98.
  5. Фролов, Д.П. Маркетинговая стратегия региона в действии (опыт Волгоградской области) [Текст] / Д.П. Фролов, В.А. Шишков // Региональная экономика: теория и практика. – – № 31. – С. 22-32.[schema type=»book» name=»СРУКТУРА И СПЕЦИФИКА МАРКЕТИНГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА» description=»В статье рассматривается необходимость в более детальном изучении понятия «маркетинговый потенциал региона», что продиктовано сложной структурой. Описывается специфика маркетингового потенциала региона на примере Волгоградской области.» author=»Шишков Вячеслав Анатольевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor slot terbaru slot terbaik slot deposit pulsa
404: Not Found