Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОВРЕМЕННЫЙ МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СОВРЕМЕННЫЙ МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Рынок туристических услуг динамичен и достаточно велик. Интерес к этой отрасли не угасает, а только возрастает, несмотря на происходящие в мировой экономике события, которые не могли не оказать негативного влияния. К таким событиям относится мировой экономический кризис, ухудшение ситуации в Греции, события, происходящие на Украине, повышением курса иностранных валют к рублю, а также ввод различных санкций против России. В сложившейся ситуации необходимо уделить ещё более пристальное внимание организации комплексной маркетинговой деятельности.

Согласно основным характеристикам туризма, можно сказать, что он не имеет каких-то принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности, в связи  с чем, к этой сфере могу быть применены все основные положения современного маркетинга. Вместе с тем туризму присущи некоторые особенности, которые связаны с характером оказываемых услуг, формами продаж, труда и т.д. Поэтому, маркетинг в туристической сфере обладает рядом характерных черт, отличающих его не только от торговли товаров, но и от других форм торговли услугами. В данном случае происходит продажа не только услуги, но и товара (по мнению специалистов, соотношение товаров и услуг в сфере туризма составляет примерно 1/3, т.е. 25% — товаров и 75% — услуги). Так же здесь отличается характер потребления туристических услуг, он осуществляется непосредственно на месте их производства и в определенной ситуации [5].

Маркетинг туристических услуг включает в себя следующие основные элементы: проектирование услуг, разработка их организационных основ (взаимосвязь процесса производства и реализации услуг), цена на услуги, рекламная деятельность, продажа и продвижение услуг.

Методы маркетинга туристических услуг должны быть направлены, прежде всего, на выявление возможностей для более полного удовлетворения потребителей как с точки зрения психологических, так и социальных факторов, а так же на определение оптимальных способов финансовой деятельности туристических фирм, исходя из имеющихся ресурсов.

Применение маркетинга в туристической отрасли связано с ориентацией на определенного потребителя и разработкой для него особого туристского продукта на рынке, а также с разработкой стратегии расширения продаж, выбором максимально эффективных средств распространения рекламной информации.

Основной итог работы в туристической сфере – создание туристского продукта, под которым понимается любые услуги, которые оказываются туристу и которые подлежат оплате (транспортные, гостиничные, посреднические и т.д.).

В широком понимании туристский продукт – это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку [1]. К основному туристскому продукту относится комплексное обслуживание, которое предусматривает набор определенных стандартных услуг, предоставляемые каждому туристу.

В сфере туризма есть как свои преимущества, так и недостатки, которые мешают данной отрасли стать золотой жилой для экономики страны. Одной из ключевых проблем является выход на рынок в плане привлекательности компании, и удержание преимущества среди остальных организаций.

Туризм в сочетании с маркетингом составляет новую современную подотрасль маркетинга – туристический маркетинг. Для того чтобы оценить взаимодействие этих двух отраслей, необходимо знать главную задачу маркетинга.

Главная задача маркетинга – формирование комплекса товаров и услуг, представляющий собой истинную ценность в глазах клиента и мотивирует на покупку, а также удовлетворяет его истинные потребности.

Маркетинг в сфере туристических услуг – это, прежде всего, работа по планированию и разработке, продаже и продвижению туристских услуг и товаров, стимулирование ценообразования и спроса на них.

Эта деятельность направлена на то, чтобы помогать продвигать услуги от производителя к потребителю с целью получения максимальной прибыли при наиболее эффективном удовлетворении потребностей целевой группы туристов.

Особенности и отличительные характеристики туристского продукта (по сравнению с другими потребительскими товарами и услугами), а также потребителей и производителей туристских услуг и товаров определяют специфических характер маркетинга в туристической сфере.

Выделяют следующие особенности маркетинга в туристической сфере:

  • система услуг/товаров, которой присущ сложный комплекс взаимоотношений;
  • гибкий спрос, зависящий от дохода потребителей, политических и социальных условий;
  • невозможность потребителя турпродукта увидеть его до момента оплаты;
  • наличие некоторого расстояния от продукта и места его потребления;
  • в создании турпродукта участвуют несколько организаций, каждая из которых обладает своими методами, потребностями и коммерческими целями;
  • велика вероятность возникновения различных форс-мажорных обстоятельств;
  • значительное влияние внешних факторов на качество туристских услуг.

Перечисленные особенности туристского продукта определяют и особенности применения маркетинга в туристической сфере.

В рамках каждого государства внутренний туризм благодаря перераспределению национального дохода способствует стабильному положению национальной экономики, более глубокому осознанию общности интересов и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом.

Национальная и международная туристическая деятельность представляет собой неотъемлемый элемент необходимых изменений, которые направлены на либерализацию экономического развития. Недооценка необходимости применения новых технологий для организации в туристической сфере, может привести к потере возможностей использования данного сектора для прироста богатства и благосостояния государства и укрепления экономики.

Производители в туризме – это достаточно большое число самостоятельных и различных по профилю и специализации туристических организаций (турагентство, гостиница, туроператор и т.д.) с различными целями [2].

Здесь выделяют несколько уровней маркетинга: предприятий, государственных органов и общественных организаций. Туризм является симбиозом экономики, политики, экологии, социологии и культуры, следовательно, для достижения положительного маркетингового эффекта необходима тесная координация разных компаний туристической сферы.

Составными компонентами общей системы маркетинга в туристической сфере являются: государство, местные органы власти, национальные и региональные туристические организации и компании.

На долю государственных организаций и региональных уровней приходятся следующие функции:

  • проведение маркетинговых исследований на национальном уровне;
  • разработка маркетинговых концепций с рекомендациями по их реализации для предприятий;
  • правовая и инвестиционная поддержка развития туристской инфраструктуры;
  • консультационные услуги по вопросам реализации маркетинговой концепции;
  • помощь в проведении мероприятий по связям с общественностью и в области рекламы (выставки и ярмарки, проспекты);
  • создание положительного имиджа страны, продвижение страны как привлекательного туристского направления для иностранных туристов.

Государственный орган – Министерство Российской Федерации по физической культуре спорту и туризму согласно своему положению обязано на государственном уровне осуществлять проведение маркетинговых исследований, заниматься сбором статистических данных по туризму, рекламой и продвижением российского туристского продукта на мировом рынке (для этого за рубежом существуют загранпредставительства). Принимая во внимание важность увеличения поступлений от туризма, а также роль российских регионов в этом, Министерство спорта России для продвижения отечественного турпродукта предоставляет региональным представительствам по туризму бесплатные места на стендах международных выставок в Лондоне, Берлине и Москве.

Региональные представительства Министерства спорта России и местные комитеты по туризму призваны представлять интересы и развивать туризм в своих регионах. Но необходимо развивать не только уже широко известные и ставшие традиционными маршруты – Москва и Санкт-Петербург, а также и многочисленные регионы в которых есть, что предложить как российских, так и иностранным туристам. Тем  не менее, имея огромный туристический потенциал, многие регионы не могут развивать сферу туризма, т.к. они имеют слабо развитую инфраструктуру и слабую правовую и финансовую поддержку.

Примером успешной работы регионального представительства является открытие в 2013 году всесезонного курорта «Архыз» в Карачаево-Черкессии. Курорт предлагает отличные условия для активного зимнего и летнего отдыха.

В летний период реализуется широкая программа отдыха. Здесь работают:

гондольная канатная дорога, которая поднимает туристов на высоту 2240 метров над уровнем моря; во время экскурсионного подъема из кабин и со смотровой площадки открываются великолепные виды горного района Архыз;

  • веревочный парк и троллей;
  • туристические пешие маршруты и конные прогулки;
  • прокат велосипедов и сигвеев;
  • скалодром и природные скальные маршруты;
  • экскурсионные туры к местным достопримечательностям.

Для проживания гостей на территории курорта открыты отели «Романтик-1» и «Романтик-2», а также комфортабельный туристический лагерь с оборудованной душевой зоной, волейбольной площадкой, бассейнами под открытым небом, детскими батутами и зоной барбекю. Свои услуги предлагают пансионаты и гостевые дома поселка Архыз.

В течение всего летнего сезона на курорте проходят развлекательные мероприятия и тематические вечеринки — «Энергичные», «Жаркие», «Романтические» и «Восточные выходные» [4].

Зимой на курорте «Архыз» работают две канатные дороги, гондольная и кресельная, общей пропускной способностью 4200 чел./час, были открыты четыре горнолыжные трассы разных уровней сложности суммарной протяженностью 7,4 км. За последний год продолжительность горнолыжного сезона была увеличена на 1 календарный месяц за счет введения в эксплуатацию системы искусственного оснежения склонов. По пятницам, субботам и праздничным дням на трассах курорта организовано вечернее катание, востребованное туристами. Работают прокат горнолыжного оборудования, школа горнолыжных инструкторов, локерные камеры хранения, детский городок и детский ленточный подъемник SunKid.

Максимальная дневная емкость курорта к сезону была увеличена на 100% — с 1600 до 3200 человек, что позволило обеспечить комфортный и разнообразный отдыха более 90 тысяч туристов, что в 2,5 раза превышает показатель сезона 2013/2014 годов, в течение которого курорт за все три зимних месяца принял 35 тысяч гостей. Доля катающихся туристов увеличилась в течение сезона с 25% до 75%, что соответствует мировым стандартам. Благодаря этой динамике в течение сезона было реализовано 75 тысяч ски-пассов.

Удовлетворенность туристов курортом, условиями проживания и питания на нем, качеством услуг и сервиса, условиями для семейного отдыха составила 80-90%. При этом 98% туристов планируют вернуться на курорт в следующем горнолыжном сезоне [4].

Главную роль поддержки и развития туризма на государственном и международном уровнях играет государство. Опыт разных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой.

В сложившихся условиях необходимо стимулирование развития внутреннего туризма путем повышения качества сервиса и конкурентоспособного ценообразования.

Для повышения качества важно искать пути инвестирования для развития материально-технической базы отечественного туризма.

В целях развития выгодного для государственного бюджета въездного туризма требуются правовая поддержка, проведение мероприятий по созданию положительного имиджа страны и продвижению России как привлекательного для иностранных туристов туристского региона [3].

В настоящее время государственные органы власти уже стали больше внимания уделять развитию туризма в стране. Одним из примеров является восстановление Кисловодского курортного парка и получение им статуса национального. Для осуществления этого уже было принято решение о создании особо охраняемой природной территории федерального значения в форме национального парка и отдельного федерального государственного бюджетного учреждения для управления парковым комплексом. Это позволит защитить территорию парка от чрезмерной коммерциализации и застройки, а также поможет развитию его лечебно-оздоровительной базы.

Основными целями развития туристических услуг в регионах, которые предусматривают разумное использование туристических ресурсов и потенциала туристической инфраструктуры, должны быть создание условий для динамичного и устойчивого экономического развития региона за счет высоких темпов роста реализации туристских услуг; повышение уровня и качества жизни населения в результате доступности туристских услуг, роста занятости и доходов населения; повышение конкурентоспособности экономики региона с помощью повышения его привлекательности как туристического направления; повышение социально-экономической эффективности деятельности объектов туристской индустрии.

Одним из ключевых факторов успеха является постоянство. Оно дает гарантию клиенту, что он получит нужный ему товар и может не опасаться неожиданных сюрпризов.

Маркетинг в туристической сфере помогает клиенту зрительно представить предлагаемые услуги, беря на себя, таким образом, задачу снабжения клиентов информацией об услугах.

Данная сфера предпринимательства в России является потенциально высокорентабельной, т.к. здесь нет федерального налога на туристические ресурсы. Себестоимость туристского продукта может быть значительно снижена, если туризм связан только с использованием уже имеющихся ресурсов, а не с созданием новых. Туристские ресурсы практически определяют формирование данного вида бизнеса в том или ином регионе.

В индустрии туризма рост объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях.

Помимо огромного экономического значения туризм играет значительную роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных культур и религий. Его деятельность не ограничивается только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров. Она также направлена на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения и процветания мира.

Специфический характер маркетинга на российской туристическом рынке определяется тем фактом, что подавляющее большинство российских туроператоров ограничивают свои маркетинговые мероприятия проведением рекламных компаний лишь в виде рекламы в печати. Для привлечения большего числа туристов необходимо разнообразие форм рекламной деятельности.

Туристический маркетинг должен быть направлен не только на непосредственных клиентов, но так же и на промежуточные инстанции, т.е. на партнеров, турагентства, общественные туристические объединения и т.д.

В 21 веке туризм, прежде всего, ориентирован на клиента, как на потребителя туристических товаров и услуг. Успешный и прибыльный туристический бизнес будущего – это бизнес, который основан на знании международных правовых норм и правил, туристического менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристического рынка, на полном и всестороннем знании потребностей и запросов туриста.

 Управление развитием сферы туристических услуг на основе концепции маркетинга позволит туристическим организациям не только успешно функционировать на рынке, но и предоставлять услуги международного въездного, регионального выездного, регионального локального туризма в соответствии с запросами российских и иностранных граждан.

Список литературы:

  1. Дурович А.П. Маркетинговые исследования в туризме: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2013. – 386 с.
  2. Квартальнов В.А. Туризм Учебник. М.: Финансы и статистика, 2012. – 320 с.
  3. Кисловодский курортный парк получит статус национального [Электронный ресурс] // РИА «Федерал Пресс» 2015. URL:https://fedpress.ru/news/polit_vlast/news_polit/1432108383-kislovodskii-kurortnyi-park-poluchit-status-natsionalnogo – (дата обращения: 18.06.2015)
  4. Официальный сайт «Архыз» ОАО «Курорты Северного Кавказа» [Электронный ресурс] URL: – (дата обращения: 18.06.2015)
  5. Саак, А.Э., Пшеничных Ю.А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. СПб.: Питер, 2011. – 458 с.[schema type=»book» name=»СОВРЕМЕННЫЙ МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» description=»Маркетинг туристических услуг представляет собой совокупность методов и приемов, направленных на выявление и удовлетворение потребностей людей. В сфере туристических услуг основной проблемой является слаборазвитая инфраструктура регионов. Е ё решение поможет сократить число безработных в стране, а также улучшить благосостояние регионов и страны в целом.» author=»Ключко Валентина Андреевна, Лысоченко Алла Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
pg slot slot demo 2023 slot slot online slot gacor 2023 slot gacor 2023 slot demo slot gacor maxwin https://jdih.uinsatu.ac.id/-/slot-demo-pragmatic/ slot demo slot gacor maxwin slot deposit pulsa slot demo slot demo slot terbaik slot gacor https://tamu.sucofindo.co.id/uploads/tamu/slot-kamboja/
404: Not Found