Номер части:
Журнал

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ КАК ОДНОЙ ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
DOI:
Данные для цитирования: . СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ КАК ОДНОЙ ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН // Евразийский Союз Ученых. Экономические науки. ; ():-.





В современном мире индустрия туризма является одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Доходы от туризма составляют до 30% бюджетов экономически развитых стран и до 80% многих небольших государств, не имеющих других значимых источников. Кроме прямого экономического эффекта, выражающегося в увеличении доходов граждан и бюджетов всех уровней, создании рабочих мест, туристская отрасль оказывает большое стимулирующее воздействие на другие сопутствующие отрасли экономики – торговлю, строительство, связь, транспорт, промышленность и сельское хозяйство, индустрию развлечений, бытового обслуживания и общественного питания.

Туризм как феномен XXI века выполняет также гуманитарную миссию – обеспечивает отдых и оздоровление населения, формируя общественную мораль и добрый порядок. Здесь туризм является средством открытого доступа к человеческим ценностям, культурному наследию, духовному оздоровлению, средством развития интеллекта. Для того чтобы туризм начал развиваться в каком-либо регионе, необходимо наличие там туристских ресурсов, и в первую очередь, ресурсов рекреационных. Высокий потенциал развития туризма характеризуется объемом и разнообразием таких ресурсов, как природные условия, особенности географического положения, историческое наследие, уровень развития материально-технической базы туризма, насыщенность достопримечательностями, степень привлекательности для основной части туристов. Кроме того, развитие туризма зависит от доступности туристских центров с точки зрения существующих и развивающихся коммуникаций современных и перспективных видов транспорта. Такими преимуществами обладает  Республика Татарстан, который располагает большим потенциалом для развития внутреннего туризма и для приема зарубежных иностранных граждан.

Анализируя Республику Татарстан за 2005-2014 годы, по сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республики Татарстан, ежегодный рост турпотока составляет в среднем 14% (Рис.1).

Рисунок 1. Динамика общего турпотока в Республики Татарстан

Развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, улучшение инвестиционного климата в сфере туризма, увеличение количества средств размещения гостей позволяет Республике Татарстан  обеспечивать себя также услугами лечебно-оздоровительного, делового и профессионального характера, что видно из данных рис 2.

Рисунок  2. Динамика турпотока в разрезе целевых групп

По показателям за 2005-2012 годы можно заметить изменения в структуре динамики турпотока в разрезе целевых групп. Положительные изменения произошли в сфере досуга, рекреации, отдыха за счет создания туристской инфраструктуры, различных видов туристических продуктов, сохранения культурных памятников на территории республики, а также проведения различных мероприятий. В Приволжском федеральном округе по объему инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения лидирует Республика Татарстан, инвестиции за 2009-2013гг. составили более 2 млрд. руб. Объем инвестиций в основной капитал направленные на развитие коллективных средств размещения в Приволжском федеральном округе, за анализируемый период (2009-2013гг.) составил 7,5 млрд. руб., или  6,1% от Российского уровня. [2]

Таблица 1

 Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения в Приволжском федеральном округе за 2009-2013гг. (млн.рублей)[1]

Субъекты ПФО Российской Федерации 2009 2010 2011 2012 2013 За 5 лет в % за 5 лет
Приволжский федеральный округ 1196,8 1812,4 1525 1824,5 1100,7 7459,4 100,0
Республика Башкортостан 80,6 62,3 58,8 293,1 129,4 624,2 8,4
Республика Марий Эл 12,6 1,8 3,7 1,4 0,8 20,3 0,3
Республика Мордовия 2,2 2,5 51,5 305,2 516,8 878,2 11,8
Республика Татарстан 99,6 457,3 476,4 614,5 371,1 2018,9 27,1
Удмуртская Республика 13 33,5 213,3 65,9 16 341,7 4,6
Чувашская Республика 98,2 2,8 26,6 8 4,4 140 1,9
Пермский край 16,2 13,2 62 59 16,9 167,3 2,2
Кировская область 25,4 40,8 52,6 65,2 9,7 193,7 2,6
Нижегородская область 515,4 819 233,8 198,3 19,4 1785,9 23,9
Оренбургская область 30,4 6 15,4 10,3 1,2 63,3 0,8
Пензенская область 6,3 33,5 1,2 1,1 0,2 42,3 0,6
Самарская область 111,8 85,2 168,3 161,3 7,7 534,3 7,2
Саратовская область 92,2 106,9 135,4 21 1,6 357,1 4,8
Ульяновская область 92,9 147,5 26,1 20,2 5,4 292,1 3,9

Это связано с подготовкой и проведением в 2013году XXVII Всемирной летней Универсиады (телеаудитория Универсиады составила более 3 млрд человек)  в городе Казани, а так же предстоящими спортивными соревнованиями мирового уровня, таких как 16-Чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 году в столице Республики Татарстан в городе Казани  и Чемпионат мира по футболу-2018 в России, является одним из 11 городов проведения игр [1].

Также имеют место изменения, которые сказались на развитие динамики турпотока с деловыми и профессиональными целями, и с целью лечения и профилактики.

Туристско-рекреационная сфера Республики Татарстан также находится в состоянии далеком от оптимального, что связано с рядом причин внешнего и внутреннего порядка. Одно из главных проблем в развитии российского рынка внутреннего туризма, на наш взгляд – это несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг, особенно в части условий размещения, питания и перевозок. Также внутренний туризм, по сути, не имеет государственной рекламной поддержки, недостаточно развита информационная инфраструктура,  имеет место моральное старение внутреннего туристского продукта, не налажена активная система брендирования территорий.

Решение вышеназванных проблем требует определения специфики собственного туристско-рекреационного продукта, поскольку практически любой регион потенциально способен предлагать на туристско-рекреационный рынок достаточно разнообразный спектр, как отдельных услуг, так и их сочетаний, составляющих целостные туры, виды и способы отдыха, и к тому же немалый объем сопутствующих товаров. Спрос и потребности на рынке туризма  сегодня ориентированы на необычные формы отдыха, что связано с изменением жизненных ценностей, стиля поколения, расширения ассортимента турпродукта, а также формирования новых брендов по перспективным направлениям туризма, например, познавательный туризм в культурно-исторических центрах («Древний город Болгар», «Остров-град Свияжск», «Камская жемчужина»), сафари-туры (рыбалка, охота), речные круизы по Волге и т.д. Одним словом, стратегия туристической деятельности сегодня должна менять свою ориентацию. Каждый регион должен развиваться и привлекать своих потребителей к туруслугам, приближать туристические услуги к местам проживания людей. При такой стратегии туристические объекты будут приобретать ощутимые преимущества. Туризм помимо огромного экономического значения, не ограничивается удовлетворением духовных потребностей, торговлей товарами и услугами,  и поиском торговых партнеров, но и  играет большую роль в расширении границ взаимопонимания, толерантности и доверия между людьми разных религий и культур.

Список использованной литературы:

  1. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Влияние индустрии туризма на социально-экономическое развитие региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. –2014.–№ 3 (29).– С89-92.
  2. Арсланова Г.Х., М.М.Хисматуллин М.М. Влияние индустрии туризма на социально-экономическое развитие региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. –2014.–№ 3 (29).–тС89-92.
  3. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Влияние импортозамещения в индустрии туризма на социально-экономическое развитие отрасли туризма и гостеприимства // Международный научно-исследовательский журнал INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL, №4(35), Часть 2. – Екатеринбург, 2015. – С. 5-8.
  4. 4.Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Роль государства в развитии индустрии туризма и гостеприимства // Материалы VIII Международной научно—практической конференции (28 апреля 2015 года): Проблемы экономики, организации и управления в России и мире. – Прага, Чешская республика, 2015. – С.8-18.
  5. Вашуров М.В., Хисматуллин М.М. Городской и сельский туризм в аспекте дестинационного развития туристско-рекреационного потенциала Республики Татарстан // Вестник Казанского государственного аграрного университета. –2014. –№2 (32). – С. 5-10.
  6. Гарифуллина Р.С., Хисматуллин М.М. Тенденции развития сферы туризма и гостеприимства в республике Татарстан // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. – 2014.-№ 1 (33). – С. 90-95. – 256с.
  7. Хафизов Д.Ф. Организация предпринимательства в социально культурном сервисе и туризме / Д.Ф.Хафизов, М.М.Хисматуллин. – Казань: Изд-во «Бриг», 2015.

[1] Таблица составлена по данным Федерального агентство по туризму.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ КАК ОДНОЙ ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В статье рассматривается один из приоритетных направлений отрасли экономики, как туризм. В Республике Татарстан туризм располагает большим потенциалом приема зарубежных иностранных граждан, а также развития внутреннего туризма. Анализируется рост турпотока в Республике Татарстан за период 2005-2014г., динамики турпотока в разрезе целевых групп и инвестиции в основной капитал на развитие коллективных средств размещения. Рассматриваются проблемы развития туристического рынка и пути их решения
Written by: Арсланова Гульшат Хамитовна, Хисматуллин Марсель Мансурович
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 03/21/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)
Available in: Ebook
Список литературы:


Записи созданы 6772

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх