Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОБ ЭВОЛЮЦИИ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОБ ЭВОЛЮЦИИ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Хотя как экономическая наука логистика появилась совсем недавно она имеет древние корни. Большинство исследователей сходится на том, что семантика слова восходит к Древней Греции, где «logistike» (англ. – logistics) обозначало счетное искусство или искусство рассуждения, вычисления [6, с.8].

Исторически логистика связана с военным делом. Первым логистам надо было предусмотреть размеры потребности армии в продовольствии, транспортные средства доставки (в случае наступления или отступления армии), пути транспортировки, условия хранения провизии. В этом и состояло умение вычисления, чтобы  рассчитать оптимальные параметры обеспечения армии продовольствием в условиях многовариантности развития ситуации.

Изначально ведь трудно предугадать как сложится судьба того или иного военного сражения. Можно заготовить достаточно провизии и потерять войско. Тогда вся провизия достанется противнику. Можно заготовить меньше, чем обычно, но противник испугался и сдался в плен. А военнопленных надо тоже кормить.  Или же армия может погнать противника, наступая через болота, реки, леса. Может зайти далеко в тыл. Но как доставить ей обеспечение если через болота нет дороги, или нет мостов через реки, а леса труднопроходимы.

Наполеон вообще имел лучшую по тем временам армию в мире. Кроме того у  Наполеона была идеология. На знаменах наполеоновской армии были начертаны лозунги великой французской революции: свобода, равенство и братство. Имея лучшую армию,и красивые лозунги Наполеон русскую кампанию проиграл. Армия Наполеона вошла в пустую Москву и, без должного продовольственного обеспечения, оказалась в логистической  ловушке. Положение наполеоновской армии было столь критичным в условиях отсутствия логистического обеспечения, что французские обозы в поисках продовольствия добирались даже до предместьев Ярославля. В конце концов, Наполеону пришлось оставить Москву. И то, что не удалось сделать с помощью армии на Бородинском сражении, удалось решить с помощью логистики. Гений Кутузова состоял в том, что он заставил наполеоновскую армию отступать по уже разоренной войной старой смоленской дороге.

Франко-русский военный специалист начала XIX в. А. Жомини, который пришел с Наполеоном и остался в России, утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и такой широкий круг вопросов, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т.д.

Очень близкой по своим задачам к военной логистике была организации географических экспедиций в период с конца ХV и до начала XX вв. Экспедиции совмещали решение военных задач с торговыми и должны были иметь сложное по своему составу снаряжение (питьевая вода, продовольствие, медицинские средства, боеприпасы, строительные материалы и пр.).  Данное снаряжение должно было быть оптимальным по объему. Если его было много, то это затрудняло движение судов, снижало их скорость. А если мало, то нехватка необходимых средств грозила гибелью участников экспедиций. Также надо было точно просчитывать маршруты, которые не всегда были изначально известны.  Колумб ведь так и не понял, что открыл  не новый путь в Индию, а новую часть света.

Военная логистика активно применялась в период мировых войн. Во время второй мировой войны логистика использовалась прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Непонимание важности логистических решений предопределили военные неудачи советской армии в период начала войны, что было прекрасно описано в литературе К.Симоновым («Живые и мертвые»),  вплоть до организации ее нормального обеспечения при помощи США и Великобритании.

В первых числах февраля 1942 г. под Москвой  33-я армия  генерала Михаила Ефремова по приказу командования без должного обеспечения  перешла в контрнаступление. Ее задача состояла в ликвидации ржевского выступа и окружении немцев. Для этого армия Ефремова форсировала реку Угру и вышла  к Вязьме, где должна была соединиться с соседними армиями нашего фронта, также шедшими на прорыв. Немцы в этом случае оказывались в кольце.  Но наступление соседних армий захлебнулось, и соединиться в Вязьме войскам не удалось. Воспользовавшись этим, гитлеровцы подтянули свежие резервы, предприняли контратаки по обоим флангам нашей армии и, соединившись, отрезали нас от остальных армий фронта. И теперь кольцо замкнулось вокруг армии генерала Ефремова. Наши тылы были отрезаны, и 33-я армия  оказалась в окружении без продовольствия, боеприпасов, необходимых медицинских и технических средств. Очень скоро армия стала голодать, а с наступлением тепла экипировка солдат пришла в полную негодность. Период весенней распутицы солдаты застали в валенках… Армия трагически погибла, не смотря на свое желание продолжать воевать. Похожая участь ожидала и 2-ю ударную армию под Новгородом.

Но к январю 1943 года положение с военной логистикой в советской армии  изменилось  и она показала чему научилась в годы поражений. И вот уже  6-я армии Паулюса оказалась в сталинградском котле без обеспечения и пополнений  и немецкие генералы обреченно ждали пленения.

В настоящее время под военной логистикой чаще всего понимается тыловое обеспечение, которое включает в себя организацию и осуществление мероприятий тыла по поддержанию в боеспособном состоянии войск (сил), обеспечение их всеми видами материальных средств и создание условий для выполнения поставленных перед ними задач.

Вторая трактовка логистики связана с математической логикой и стала использоваться с ХVII-ХVIII вв. благодаря работам немецкого философа, математика и языковеда Готфрида Вильгельма Лейбница (в настоящее время известны как методы решения «транспортной задачи»).Г.Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904 г. на философской конференции в Женеве. В отечественных энциклопедических изданиях XX в. и в словарях иностранных слов термин «логистика» также трактуется как математическая логика.

Большое значение в развитии  логистики имеют работы отечественного ученого Л.В.Канторовича, объединившего математические и экономические подходы. В 1939 г. Л.В.Канторович опубликовал работу «Математические методы организации и планирования производства», в которой описал задачи экономики и используя математические приемы заложил основы линейного программирования[1, с.206].

С середины ХХ века логистика постепенно стала переходить из военной и математической сфер в область хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как теория управления товарно-материальными ресурсами преимущественно в сфере обращения, а затем стала развиваться и в других сферах (производство, сервис) и направлениях деятельности (финансы, информация).

Развитие  экономической логистики значительно продвинули работы Э.Деминга, специалиста в области управления качеством и автора 14 принципов эффективного менеджмента. Работы Э. Деминга были хорошо известны в США в 1930-е годы, однако практическое применение они нашли в практике японских корпораций в послевоенный период.

Доктор Деминг учил, что путем принятия соответствующих принципов управления организации могут повысить качество и одновременно снизить расходы (за счет сокращения количества отходов, переделывания, изнурения персонала и судебных разбирательств, при одновременном повышении лояльности клиентов). Ключ в том, чтобы практиковать непрерывное совершенствование и представлять производство как систему, а не как кусочки и части.Логистическое управление на основе идей Э. Деминга внедряет корпорация «Тойота». Благодаря принципам Деминга Тойота разработала  микрологистические концепции «JIT» и «KANBAN», позволившие упорядочить производственный и коммерческий процессы, минимизировать издержки, сократить производственный цикл и улучшить качество продукции. Руководителей «Тойоты» Эйджи и СоишироТойоды с полным основанием можно считать соавторами Э.Деминга в создании экономической логистики.

В принципах Э.Деминга вообще-то нет ничего необычного. На сегодня многие из них вообще выглядят банально. Да и тогда, в 1950-е годы многие из них выглядели несовременно в духе административной школы. До Деминга был Файоль, Форд, Тейлор… Мировая слава свалилась на Деминга во многом благодаря Тойоте, ее руководителей. И их умение, понимание экономических процессов, управленческий талант на наш взгляд стоят намного больше формализованных принципов. При всем уважении к Э.Демингу.

Представители клана Тойоды были настоящими империалистами. Они грезили о захвате мира. Границы Японии им казались тесными. Но их империализм был не территориальным, а экономическим – производственным. Мир для них был не землями, а рынками. Они мечтали захватить мир не с помощью оружия, а с помощью передовой на то время продукции – легковыми автомобилями. Они смотрели не назад, памятуя об утраченных Японией территориях, а вперед, грезя о тех странах, которые будут покупать их автомобили. И они мечтали, что их продукция станет лучшей в мире. Это было в полуфеодальной стране, разрушенной войной.

Но вообще мало иметь в стране талантливых предпринимателей. Бывает, что общество не принимает их идей, и они предаются анафеме. Сколько было в истории различных стран, в том числе и нашей, загубленных талантов. Такова особенность неразвитых, скорее даже диких обществ, которые уничтожают своих гениев. Порой население идет за ложными идолами, грезя о вселенских победах, которые очень часто ведут их в бездну. Японское общество в период мировых войн сполна расплатилось за свою недальновидность. Насытившись политическими грезами, из развалин и нищеты оно пошло за предпринимателями, которые повели общество в будущее. Сейчас никто не вспомнит руководителей тогдашней Японии, но весь мир знает Тойоту.

Если изначально экономическая логистика развивалась в виде самодостаточного направления, включающего отдельные функции, такие как транспортировка, складирование, производство, закупки и др., то к 1970-м годам происходит объединение этих функций в рамках единого логистического управления.  Разрозненные логистические функции начинают взаимодействовать.

С 1980-х годов наблюдается  новый этап развития логистики, получивший название неологистики. В этот период логистика характеризуется расширением сферы действия функциональных компромиссов. Обнаруживается, что дальнейшее развитие логистического управления во многом зависит от смежных экономических функций – маркетинга, планирования, экономического анализа, а также от характера и культуры управления всей организацией. Это объясняется тем, что сегодня ни одно из функциональных направлений фирмы, включая и логистику, не располагает достаточными ресурсами и возможностями для того, чтобы «в одиночку» должным образом реагировать на существенные изменения внешних условий и самостоятельно эффективно работать. Для достижения эффективных результатов требуются совместные усилия всех структурных подразделений организации. При этом следует разделять координацию работы экономических служб, прежде всего логистики, маркетинга и планирования и общую координацию всех важнейших управленческих служб фирмы: обеспечения, производства, финансов, информационной и кадровой служб. Логистика оказывается стержнем этой координации, поскольку ее функциональные виды охватывают все области деятельности организации. Таким образом, в современной экономике логистика выполняет миссию экономического координатора работы организации.  Концептуальный подход к развитию систем логистики, воплощающий эту идею, получил название «комплексный», или «подход на основе всего предприятия».

В основе комплексного подхода взаимозависимость расходов на логистические, производственные и другие операции фирмы, поскольку какое-либо изменение в одном из этих видов деятельности непременно оказывает влияние на другие, но не обязательно благоприятное. Очень часто попытка максимально снизить издержки за счет любого элемента может привести к более высоким общим затратам. Например, низкие издержки на транспортировку грузов могут оказаться дорогостоящим делом для фирмы в целом. Такое положение может возникнуть, если транспортное подразделение добивается достижения этой цели, принося в жертву скорость и в особенности надежность доставки. Поэтому предложение об изменении одного из видов деятельности необходимо рассматривать в увязке с общей суммой затрат на обращение и производство.  Важно не быстро производить или доставлять продукцию, а делать это вовремя и с наименьшими издержками.Такой подход  получил название «принципа одного зонтика».

В настоящее время общепринятого определения термина «логистика» как в мире, так и в России нет[3, с.6-7].В западной науке под логистикой понимается процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потоков запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения требований потребителей [4, с.27].

А.А. Канке и И.П. Кошевая полагают, что «логистика – это особая сфера деятельности, изучающая совокупность материальных, транспортных, денежных, трудовых, информационных и прочих потоков, посредством которых осуществляется взаимодействие между объектами данной системы» [6,с.12] .

Б.А.Аникин определяет логистику как «науку об управлении потоковыми процессами в экономике»[3, c.10].Определение Б.А. Аникина красивое и запоминаемое, но все же оно не отражает экономической сути логистики, состоящее в снижении издержек.

Вопределениях можно увидеть нечто общее: речь идет о потоковых процессах, оптимумах и издержках, связанных с товародвижением. Понятие оптимумов более широкое, чем издержки. В современной логистике значительная роль принадлежит фактору времени.  Поэтому и оптимизацию следует понимать как в направлении издержек, так и в направлении времени.  Таким образом более правильным является представление о логистике с позицииоптимумов издержек и времени.

В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе выделяют два принципиальных направления в определении логистики:  функциональный и концептуальный подходы.Первое связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Данный подход (Дж.Ферна, Г.Павеллек) можно считать «узкотехнологическим», включающим простейшие технические операции: хранение и доставку продукции, оформление заказов, упаковку, диспетчирование.

Если функционильный подход к логистике используется больше в техническом образовании, то концептуальный – в экономическом.Второе направление в определении логистики характеризуется более широким подходом: помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

К сторонникам «расширенного» подхода к определению понятия «логистики» также относятся профессор Пфоль (Германия), французские специалисты Э. Мате и Д. Тиксье, английские экономисты Д. Бенсон и Дж. Уайтхэд и др.

Французские экономисты Э. Мате и Д. Тиксье понимают под логистикой способы и методы координации отношений фирмы с партнерами, средства координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения.Согласно концептуального подхода, логистика находится в центре осуществляемых компанией  управленческих решений и представляет собой важный фактор разработки общей политики фирмы. Тем самым, логистика охватывает исследование и прогнозирование рынка, планирование производства, закупку сырья, материалов и оборудования, включает контроль за запасами и ряд последовательных товародвиженческих операций, изучение обслуживания покупателей.

Данный подход ставит вопросы о характере взаимодействия логистики и маркетинга.  Появились понятия маркетинговой логистики и логастического маркетинга. При том, что маркетинг и логистика решают различные задачи и функциональном плане имеет значительные различия, они существуют в рамках единого экономического управления и их цели (прибыль и издержки) сходятся в показателе рентабельности.Соединение маркетингового и логистического подходов мы находим в новой идеологии управления экономическими процессами и бизнесом в целом, получившей название – SupplyChainManagement (SCM) – управление цепями поставок, которая представляет интеграцию ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц.

 

Список литературы:

  1. Александров О.А. Логистика. –М.:ИНФРА-М,2015.
  2. Александров О.А., Егоров Ю.Н. Логистика.
  3. Аникин Б.А., ред. Логистика. –М.:ИНФРА-М,2006.
  4. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика. Полный курс МВА. –М.:Эксмо,2009.
  5. Егоров Ю.Н. Основы маркетинга. –М.:ИНФРА-М., 2015.
  6. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика. –М.: ИД «ФОРУМ»-ИНФРА-М, 2007.[schema type=»book» name=»ОБ ЭВОЛЮЦИИ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ » author=»Егоров Юрий Николаевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo data macau data hk slot deposit pulsa slot demo slot demo slot demo link slot gacor slot slot gacor
404: Not Found