Номер части:
Журнал

Влияние гражданского общества на процесс финансирования школьного образования



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:


Сегодня в мире образование является важным фактором, обеспечивающим государству не только экономический рост, развитие отраслей промышленности, социальную стабильность, но и развитие институтов гражданского общества. Ежегодно мы наблюдаем тенденцию снижения государственного финансирования общеобразовательных учреждений. Тем не менее, цены на услуги повышаются, а уровень субсидий, выдаваемый учреждениям постоянно снижается. Это в дальнейшем влечет за собой проблему снижения качества образования, уровень преподавания, заработных плат учителей. Данная проблема становится все более актуальной, финансирование образования является силой, позволяющей консолидировать общество, быть образованию основой экономики знаний, что позволит сделать российскую цивилизационную модель конкурентоспособной в условиях глобальных вызовов XXI века.

Известно, что образование тесно связано с региональным и местным бюджетами Российской Федерации. Расходы на образование и подготовку кадров являются самым крупным разделом расходов территориальных бюджетов. Их доля в консолидированных бюджетах субъектов РФ превышает 17%. Особенно велика их доля в местных бюджетах: более 30%. В расходах региональных бюджетов она составляет примерно 7%[8].

Из общей суммы расходов территориальных бюджетов, выделяемых на образование, наибольшая доля – примерно 62% – направляется на содержание общеобразовательных учреждений, на втором месте дошкольные учреждения – 18%, на подготовку кадров выделяется 8%, в том числе по 3% на начальное и среднее профессиональное образование и примерно 1% на высшее профессиональное образование. Подавляющая часть средств (97%) направляется на текущее содержание учебных заведений. Лишь примерно 3% средств используется на капитальные вложения[8].

Тем не менее, нельзя забывать, что получение образования является неотъемлемым правом каждого гражданина России. Гражданское общество должно добиваться увеличения своей роли не только в распределении расходов образовательных учреждений, но и участвовать в развитии образования в целом для построения гражданского общества в дальнейшем, передачи гражданам необходимых для этого знаний, умений и навыков, что будет способствовать развитию экономики страны. Для того, чтобы справиться с этой непростой задачей необходимо проведение серьезных изменений.

Уже сейчас гражданское общество активно развивается внутри сферы образования. Все большую роль в управлении конкретными учебными заведениями играют общественные советы школ и другие общественные структуры, представляющие интересы учащихся и родителей. В ряде учреждений они оказывают существенное влияние, в частности, на распределение внебюджетных средств. Однако на сегодняшний день это скорее исключение, чем правило.

Рассмотрим динамику финансирования школьного образования[4]:

  2011г., млрд.руб. 2012г., млрд.руб. 2013г., млрд.руб. 2014г., млрд.руб.
Образование 560 603,5 558,9 499,5
Дошкольное образование 5,48 6,77 7,04 6,03
Общее образование 55,68 91,61 67,34 30,33
НПО 3,77 4,67 4,29 4,39
СПО 33,86 4,94 4,26 4,21
Профессиональная подготовка и повышение квалификации 7,34 7,13 8,09 7,44

Табл.1. Динамика финансирования школьного образования

Отметим, что финансирование на образование в целом ежегодно сокращалось; в период с 2012-2014 гг. резко сократилось финансирование общего образования; также в 2014 году произошло снижение финансирования на профессиональную подготовку и повышение квалификации работников учреждений. Из этих данных вытекает множество проблем, одной из которых – падение и без того низкого качества образования. Школьники не воспринимают преподаваемый им материал в стенах школы, не знают как применить его за стенами учебного заведения. На сегодняшний день российское образования уже давно не отвечает общемировым стандартам, общество и наука постоянно развиваются, образование же ничего не открывает нового, это проявляется и в низкой квалификации учебного персонала. Проблемой является и то, что более 70% денежных средств, выделяемых школам, используется для оплаты труда, т.к. заработная плата учителей постоянно падает, это снижает стимулы к качественному преподаванию вообще. В дальнейшем у детей отсутствует интерес в посещении занятий, появляется неуважительное отношения к ученикам, детям начинает казаться, что дома самостоятельно они изучат больше и интереснее, все это приводит к развитию школьного экстерната. А экстернат никак не может научить ребенка жить и конкурировать среди других людей, умению выбирать, быть ответственным за свои поступки.

В то же время в системе образования имеются резервы по сокращению нерациональных расходов. Среди таких резервов – грамотное комплектование классов и укрупнение школьных учреждений. В городах еще много мелких школ с низкой наполняемостью. Особенно это характерно для центральных районов старых городов. Не все пока делается для выполнения плана развертывания новой и комплектования действующей сети учреждений народного образования. Руководители школ поздно приступают к комплектованию классов на новый учебный год. Все это приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств.

Общеизвестным фактом является и то, что государство с 2014 года перестало финансировать расходы на медицинское обслуживание школьных работников и учеников. Учителя, завхозы, иные работники учреждений вынуждены самостоятельно тратить средства для поддержания своей медицинской книжки, прохождение медицинских осмотров, наличие всех прививок. А как быть детям, которые должны вовремя получать все прививки и осмотры в течении своего развития.

С уменьшением финансирования общеобразовательные учреждения вынуждены правильно использовать выданные субсидии, а общество, в свою очередь, должно правильно формировать и потреблять производимые финансовые ресурсы.

Таким образом, гражданское общество может оказывать влияние на сбалансированность государственных расходов, а именно:

  • оптимизировать расходы на все виды обучающих программ – начальных классов, средних, старших, а также предметов;
  • распределение денежных средств на закупку литературы, отвечающей современности;
  • своевременное укомплектование классов;
  • создание условий для оптимального проведения занятий (выплата заработной платы учителям соотвествующей специальности и квалификации, финансирование покупки учебников и иных средств, помогающих процессу обучения) – русский язык, математика (4-5 дней в неделю), литература (3-4 дней в неделю), физика и химия (2 раз в неделю), ИКТ (1 раз в неделю), физическая культура (3 дня в неделю);
  • выделение средств на поддержание спортзалов в необходимом состоянии для развитие физической культуры детей;
  • выделение средств на проведение уроков труда – закупка станков, швейных машинок;
  • выделение денежных средств на создание занятий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Немаловажным фактом является оптимизация расписания уроков: так, сложные предметы (математика, русский язык, информатика) должны проводиться в один день с уроками искусства, музыки, физической культуры. Благодаря усилиям гражданского общества недопустимо нарушения продолжительности урока (45 минут), перемен, перерывов, также недопустимо превышение веса учебников и письменных принадлежностей для опреденного веса ребенка.

В заключение хотелось бы отметить, что при участии гражданского общества в оптимизации расходов на финансирование образования, в учреждении повысится заработная плата учителей, что поспособствует стимулу в правильном обучении детей. Найдя подход к ученику, появится возможность в повышении интереса к учебе, образовательному процессу в целом. Любой гражданин заинтересован в получении не только школьного образования своим ребенком, но и умению приспосабливаться в жизни, использовать полученные знания на практике. А если страна заинтересована в грамотности и образованности своего населения, то она должна прислушаться к мнению своего гражданского общества.

Список использованной литературы:

1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.)

2) Статья № 29 п. 6 (1) Закона № 122 –ФЗ от 22.08.2004 г.

3) Иванова О.Б. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» В РОССИИ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 9 – С. 77-79

Записи созданы 6767

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх