Проблема гестоза – одна из наиболее актуальных в современном акушерстве, так как в структуре акушерской заболеваемости данная патология занимает ведущее место [1]. Под термином «гестоз» понимаются патологические состояния, возникающие во время беременности (после 20-й недели) и, в основном, прекращающиеся после родоразрешения, но которые могут переходить и в экстрагенитальную патологию [8]. Это сложный нейрогуморальный патологический процесс, проявляющийся различными расстройствами функций центральной и вегетативной нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, а также нарушением ряда обменных процессов, иммунного ответа и других функций организма беременной [4].
В настоящее время ведущая роль в патогенезе гестоза отводится острому повреждению периферической сосудистой системы. Возникающая гипоперфузия тканей вследствие вазоконстрикции, гиповолемии, нарушений реологических свойств крови и гиперкоагуляции неизбежно приводит к ишемическим повреждениям в тканях различных органов с формированием полиорганной недостаточности.
По рекомендации ВОЗ и согласно требованиям МКБ 10 утверждена (1998) следующая классификация гестозов беременных [12]: 1) гипертензия во время беременности; 2) отеки во время беременности; 3) протеинурия во время беременности; 4) преэклампсия легкой степени тяжести; 5) преэклампсия средней степени тяжести; 6) преэклампсия тяжелой степени тяжести; 7) эклампсия.
Этиология гестоза до настоящего времени окончательно не установлена. Большинство исследователей склоняются к мнению о полиэтиологичности возникновения гестоза [14]. Благодаря иммунологическим и генетическим факторам у беременных в момент имплантации наблюдается недостаточная инвазия трофобласта и отсутствие транформации (дисэластоза) мышечного слоя спиральных артерий миометрия. В результате спиральные артерии сохраняют морфологию небеременных, что предрасполагает их к спазму и снижению межворсинчатого кровотока. Гипоксия, возникающая в тканях маточно-плацентарного комплекса, вызывает поражение эндотелия с нарушением его тромборезистентных и вазоактивных свойств и выделение медиаторов, играющих основную роль в регуляции гемостаза и сосудистого тонуса. Вследствие плацентарной ишемии и опосредованного цитокинами оксидативного стресса увеличивается содержание свободных радикалов. Свободно-радикальные повреждения в организме матери и плода являются одним из основных механизмов в общей цепи нарушений [7] при гестозе.
Свободные кислородные радикалы способствуют появлению липидных перекисей, которые приводят к дальнейшему повреждению сосудистого эндотелия, повышают продукцию тромбоксана и угнетают продукцию NO эндотелиальными клетками, вызывая вазоконстрикцию и повышение тромбогенного потенциала крови [2]. Предположено, что оксидативный стресс является одним из главных механизмов активации эндотелия, возникающих вследствие истощения антиоксидантной системы организма [15]. Он влечет за собой дисбаланс между прооксидантами и антиоксидантами в сторону преобладания процессов окисления, что приводит к повреждению клеток и тканей, нарушению окислительно-восстановительного равновесия и повреждению белков [10]. В данной работе нами предпринято исследование интенсивности процессов перекисного окисления липидов (ПОЛ), а также содержания SH-групп низкомолекулярных соединений и белков (являющихся важными компонентами неферментативной антиокислительной системы организма) в крови беременных женщин при преэклампсии средней и тяжелой степени тяжести.
Материалы и методы исследования
Объектами исследования были женщины в возрасте от 26 до 36 лет, со сроками беременности 30-36 недель, поступившие на стационарное лечение в родильный дом №2 г. Махачкалы. Все больные были разделены на две группы в соответствии со степенью тяжести гестоза: одну группу составили 10 пациенток с преэклампсией степени тяжести, вторую 8 пациенток с преэклампсией тяжелой степени тяжести. Диагноз устанавливался на основании анамнеза, данных клинических и инструментальных методов исследования. Контрольную группу составили 10 пациенток с нормально протекающей беременностью на аналогичных сроках гестации.
Об интенсивности пероксидации липидов в плазме крови и эритроцитах судили по содержанию одного из промежуточных продуктов ПОЛ – малонового диальдегида (МДА). Количественное определение МДА проводили по реакции с тиобарбитуровой кислотой [3].
Содержание SH-групп в плазме крови и эритроцитах определяли методом амперометрического титрования [11]. Плазму крови и гемолизат титровали раствором азотнокислого серебра и в точке эквивалентности определяли содержание тиоловых групп. Общее число белковых SH-групп определяли в присутствие детергента (додецилсульфата натрия), который позволяет определять и скрытые SH-группы, то есть и те группировки, которые находятся в недрах третичной структуры белка.
Результаты исследования
Исследование показало, что у беременных женщин при преэклампсии средней степени тяжести содержание МДА увеличивается в сыворотке крови на 53%, а в эритроцитах на 38,7% (рис. 1). Отягощение степени тяжести преэклампсии приводит к драматическому нарастанию уровня МДА в плазме крови и в эритроцитах: он увеличивается в 2,3 и 1,98 раз относительно контроля. Повышение концентрации МДА в сыворотке крови при гестозе свидельствует об интенсификации процессов пероксидации липидов мембран клеток эндотелия сосудов.
Накопление гидрофильных продуктов пероксидации может стать существенной причиной нарушения целостности эндотелия сосудов, что приведет к повышению его проницаемости для электролитов и белков. Впоследствии это может привести к дисфункции внутриклеточных метаболических процессов, способствовать развитию и прогрессированию полиорганной недостаточности [14].
Проявлению повреждающего действия свободных радикалов и перекисных соединений на ранних этапах препятствует сложная многокомпонентная антиокислительная система, состоящая из неферментативного и ферментативного звеньев. Неферментативное звено представлено антиоксидантами небелковой природы, к которым, в частности, относится низкомолекулярная тиолдисульфидная система на основе глутатиона и, частично, эрготионеина. Из таблицы 1 видно, что концентрация низкомолекулярных SH-групп при преэклампсии средней степени тяжести уменьшается на 38 % в плазме крови и на 23,4% в эритроцитах. При преэклампсии тяжелой степени наблюдается критическое уменьшение концентрации низкомолекулярных SH-групп как в плазме (в3,8 раз), так и в эритроцитах (в 2,3 раза).
Свободные радикала могут привести к окислительной модификации белков. Наиболее чувствительными к окислению являются серосодержащие (метионин, цистеин) и ароматические (гистидин, триптофан, тирозин и фенилаланин) аминокислотные остатки белков [6]. Тиольные группы белков могут находиться в двух состояниях: восстановленном (-SH) и окисленном (-S-S-), причем концентрация SH-групп в несколько раз выше концентрации S-S-групп. По мнению Левина с сотр. [16] SН-группы белков являются составной частью
Таблица 1
Содержание SH-групп (мкмоль/л) в плазме крови и в эритроцитах беременных женщин в норме, при преэклампсии средней и тяжелой степени тяжести
Группы беременных женщин |
плазма крови |
эритроциты |
||
низкомолекулярные SH-группы |
белковые
SH-группы |
низкомолекулярные SH-группы |
белковые SH-группы |
|
контроль | 50,7±1,8 | 750,3±50,6 | 190,6±15,8 | 2100,6±152,3 |
преэклампсия средней степени тяжести | 31,5±1,3*
|
645,3±40,3 | 146,0±12,3 | 2039,7±163,2 |
преэклампсия тяжелой степени тяжести | 13,2±1,1*
|
306,5±22,4*
|
82,9±5,3*
|
1336,5±99,8*
|
*-достоверные относительно контроля изменения
антиоксидантной защиты. Разнообразные окислители активно реагируют с SН-группами белков, образуя оксиды серы. Расположенные на поверхности белковой молекулы SH-группы могут инактивировать АФК, окисляясь до дисульфидов, тем самым, защищая внутренние участки белка от повреждения.
Таким образом, исследование показало, что по мере повышения степени тяжести гестоза у беременных женщин происходит интенсификация ПОЛ, коррелирующая с уменьшением концентрации сульфгидрильных групп низкомолекулярных соединений и белков крови. Причем, если при преэклапсии средней степени тяжести изменения параметров, указывающих на интенсификацию свободно-радикальных процессов, происходят в основном в плазме, то при тяжелой преэклампсии они затрагивают и эритроциты. Результаты исследования демонстрируют тот факт, что при гестозе низкомолекулярная тиодисульфидная система крови беременных более чутко реагирует на патологические изменения эндотелия сосудов, поскольку именно она является одной из первых «ловушек» свободных радикалов.
Список литературы
- Айламазян Э.К., Мозговая Е.В. Гестоз. Теория и практика. М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 272с.
- Аккер Л. В., Варшавский Б. Я. Показатели оксидантного и антиоксидантного статуса у беременных с гестозом //Акушерство и гинекология – 2000. — № 4. – С.17—20
- Андреева Л.И. Модификация метода определения перекисей липидов в тесте с тиобарбитуровой кислотой // Лаб. дело — 1988.- № 11.- С. 41-43
- Башмакова Н.В., Крысова Л.А., Ерофеев Е.Н. Современные подходы к профилактике гестоза // Акушерство и гинекология. — 2006. – № 5. – C. 45–47
- Блощинская И.А., Петричко Т.А., Давидович И.М. Вазорегулирующая функция сосудистого эндотелия при физиологической беременности и гестозе // Журн. акушер. и женских болезней. — 2003. – Т. LII, В. 1.– С. 26–32
- Дубинина Е.Е. Продукты метаболизма кислорода в функциональной активности клеток. Жизнь и смерть, созидание и разрушение. С.-Петербург, – 400с.
- Крукиер, И.И. Активность свободнорадикальных процессов в плодных оболочках при плацентарной недостаточности // Матер. пленумов Российской ассоц. акуш.-гинекол., проблемн. комиссии РАМН МЗ РФ. Перинат. диагн. и берем. высокого риска. – Ростов на Дону. — 2003. – С. 67-68
- Кулаков В.И. Руководство по амбулаторно-поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии. М.:Геотар-Медиа, 2007. — 400с.
- Лысакова Т.И., Аксенцев С.Л., Федорович С.В., Левко А.В., Ракович А.А., Самойленко С.Г., Федулов А.С., Конев С.В. Влияние факторов ишемического повреждения на перекисное окисление липидов в синаптосомах мозга крыс // Биофизика. – 1997. – Т. 42, вып. 2. – С. 408-411
- Памфамиров Ю.К., Маляр В. А., Кучеренко Ю. А., Карапетян О. В. Проблема гестоза с позиций современной науки // Медицинские аспекты здоровья женщины. – 2013. — № 6 — С.10-15
- Соколовский В.В. Амперометрический метод определения низкомолекулярных и белковых сульфгидрильных групп // Вопр. мед. химии. – 1977. – № 3. – С. 15-20.
- Торчинов А. М., Цахилова С. Г., Сарахова Д.Х., Джонбобоева Д.Х. Актуальность преэклампсии (гестоза) в современном акушерстве. Проблемы и решения // Проблемы репродукции – 2010. — №3. — С.87-91
- Трунова Л. А., Пекарев О. Г., Обухова О. О., Горбенко О. М., Шваюк А. П., Шубина В. И., Трунов А. Н. Поздний гестоз беременных – значимость иммунобиохимических нарушений // Сибирский медицинский журнал. – 2010. – Т. 25, № 4. — С. 112-114
- Флоренсов В. В.и Баряева О. Е. Токсикозы (гестозы) беременных: учебно-методическое пособие. Иркутск, ИГМУ, 2010. — 40с.
- Belfort M. A., Varner M. W. Cerebral perfusion pressure and not cerebral blood flow, may be the critical determinant of intracranial injury in preeclampsia: a new hypothesis // Am. J. Obstet. Gynecol. – 2002. – V.187. – P.626—634.
- Levine R. L., Barlett B. S., Moskovitz J., Mosoni L. Methionine residues may protect proteins from critical oxidative damage // Mech. Ageing Develop. – 1999. – V. 107, N. 3. – P. 323-332.[schema type=»book» name=»ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ СВОБОДНО-РАДИКАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В КРОВИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН ПРИ ГЕСТОЗЕ» description=»Исследована интенсивность перекисного окисления липидов (ПОЛ) и состоя-ние низкомолекулярной и белковой тиолдисульфидных систем в плазме крови и эритроцитах беременных женщин при гестозе различной степени тяжести. Об интенсивности ПОЛ судили по содержанию одного из промежуточных продуктов – малонового диальдегида (МДА). Состояние низкомолекулярной и белковой тиолдисульфидных систем оценивали по концентрации сульфгидрильных групп. Исследование показало, что интенсивность ПОЛ зависит от степени тяжести гестоза. Отягощение состояния больной при гестозе сопровождается истощением неферментативной антиоксидантной системы крови, на что указывает уменьшение концентрации низкомолекулярных и белковых сульфгидриль-ных групп как в плазме, так и в эритроцитах.» author=»Давудмагомедова Альбина Абдурахмановна, Джафарова Альбина Мехьядиновна, Халилов Рустам Абдуразакович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]