Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КОНЦЕПЦИИ БИОНАПРАВЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КОНЦЕПЦИИ БИОНАПРАВЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Архитектура. ; ():-.

«Здание – это жи­вое существо, создавая которое следует подражать природе» [75].

Л.Альберти

Бионаправление (бионаправленная архитектура) – направление в архитектуре, характеризующееся привлечением природной составляющей – цитирование, копирование или интерпретации форм, структур, процессов или природных элементов. Анализ теоретических концепций бионаправленной архитектуры(рубежа XIX-ХХ веков показал, что для формирования связи архитектурного объекта с природной средой достаточно применение структурных и функциональных связей. Представители органического направления Л. Салливен, Ф.Л. Райт, Ле Корбюзье и А. Аалто «транслировали» индивидуальный взгляд на взаимодействие природы и архитектуры и стремились сделать акцент на этой связи.

Л. Салливен заключил, что каждая форма несет в себе свой уникальный функциональный код — «форма следует функции». Характерность форм, обоснованных функцией выражает их естественность и целесообразность. «Сущность вещей всегда проявляется в плоти вещей» [3, с. 44-45]. Неизменность формы влечет за собой неизменность функциональной составляющей.Форма выражает, походит, указывает, обладает сходством и является логическим продуктом, напоминает и ощутимо подтверждает, выглядит, указывает, раскрывает, зримо воплощает, повествует функцию.Разнообразие форм свидетельствует о разнообразии собранных в них функций. Функции рождают функции, формы возникают из форм и все они соотнесены, сплетены, сцеплены, связаны и скрещены между собой в непрерывном процессе эндосмоса и экзосмоса (взаимопросачивания) [3, с. 46-49].

В своих проектах Л. Салливен проводит аналогию архитектурных форм с формами природы; «выращивает» архитектуру из свойств окружения; наделяет ее честностью в конструктивном выражении и возможностью наличия органичного орнамента. Его здания выражают его «первостепенный» закон слаженной жизнедеятельности и функционирования внутреннего содержания и внешнего объема. Формула, найденная в самой природе, была реализована опытным путем в его проектах. Здания Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890-91), Национальный фермерский банк (1908), Универсальный магазин Карсона, Пири и Скотта (1899 г.), Гаранти-билдинг в Буффало(1894—95) несмотря на свою внешнюю рациональность и строгость визуально выражают напряженность урбанизированной среды. Композиционный подход – определенный ритм и пропорции членения объекта способствуют реализации теории Л. Салливена на практике (рисунок 1.). Разработанная им концепция органичной архитектуры впоследствии была развита его учеником – Фрэнком Ллойд Райтом.

Рисунок 1.Концепция органической архитектуры Л. Салливена

Ф.Л. Райт указывал, что кроме согласованности функции, форма также должна соответствовать конкретным условиям среды обитания: связь и единство объекта с окружающей средой, применение естественных материалов, идея непрерывности архитектурного пространства (свободный план) – все это приводит к уникальности каждого объекта архитектора.

Эволюцию органической архитектуры Ф. Л. Райта можно проследить на трех примерах. Дом Робивыражает концепцию домов-прерий и служит отправной точкой для создания комплексного образца органического подхода к проектированию. Разноуровневый, но визуально целостный объем скрывает рациональное внутреннее пространство, обладающее всеми необходимыми функциями. Дом над водопадом — особняк Кауфмана в Пенсильвании-Вудс (1936) Фрэнка Ллойда Райта представляет собой образец органической архитектуры – объект «вырастает» из природного пейзажа, кажется выточенным из материала скал, над которыми он стоит. Тесное сотрудничество природной составляющей заключается в «прохождении» лесного ручья через объект, диалог внутреннего пространства и природной среды, использования природных материалов во внешней и внутренней организации объекта, подчеркнутая горизонтальность и связь с землей. Музей Соломона Гугенхейма в Нью-Йорке (1956-59 гг.) – «показатель» нового этапа в органичности архитектуры Ф.Л. Райта. Объект демонстрирует естественность художественного образа и напрямую транслирует связь с природной формой; одновременно содержит в себе функциональность пространства (новый подход к смотру музейной экспозиции), органичность и пластичность форм (рисунок 2).

Рисунок 2. Концепция органической архитектуры Ф.Л. Райта

Ле Корбюзье в манифесте «пяти отправных точек архитектуры» постулировал экологичные мотивы и биологические аналогии природы в архитектурном проектировании: расположение дома на столбах позволяет освободить место для организации зеленого покрова; организация крыш-террас (кры­ши-сады) концентрирует персональное зеленое пространство для отдыха; каркасная конструкция здания соответствует скелету, а свободный консольно-подвешенный фасад с ленточными окнами родственен с мембраной или кожей. Белый строгий объем виллы Савой, частично поднятый над землей колоннами, ленточные окна по всему периметру здания, разнообразие ракурсов и сложность внутреннего пространства выражают постулаты Ле Корбюзье на практике.Единство природной и архитектурной сред, поиск экологичности в архитектуре в творчестве Ле Корбюзье можно охарактеризовать фразой «Основных радостей»: «Солнце, пространство, зелень — три столпа нашей доктрины» [5]. Еще один подход к взаимодействию человека как природного объекта и архитектуры представляет собой разработка Ле Корбюзье системы измерений «Модулор», основанной на соотношениях золотого сечения, числах Фибоначчи, разработках Витрувианского человека Леонардо да Винчи, пропорций человеческого тела. Ле Корбюзье применял модулор в своих проектах (жилые единицы) в качестве нового сомасштабного (соразмерного) взаимодействия «человек-архитектура» (рисунок 3).

Рисунок 3.Концепция органической архитектуры Ле Корбюзье

АлварАалто выражает свое отношение к экологическим, природным мотивам в архитектуре через понятие «гуманизации»: использование природных материалов (отдельно можно отметить отношение мастера к природному элементу – дереву), органичное взаимодействие объекта-среды, обязательное взаимодействие «человека-природы-архитектуры». По его мнению, рациональная обоснованность объекта основывается на функциональности, масштабности и пропорциональности архитектуры человеку. В его проектах гармонично сочетается чистота и простота линий, органичность построек, используемые материалы, гармоничная связь с природой (Дворец конгрессов, дом-вилла «Майреа», санаторий в Паймио, библиотека в Выборге, Дома культуры в Хельсинки). По мнению А.Аалто, здания представляют собой продолжение пространства, а природа иархитектура – единое целое [1]. В архитектуре А. Аалто нет «ничего общего с имитацией природных образцов, но он отмечает гибкие принципы квазистандартизации, используемые живой природой» и применяет их в своем творчестве [4]. Он утверждал, что «когда мы добьемся того, что сможем, пользуясь одним и тем же стандартным элементом, достигать разнообразных целей, причем основной сущностью каждой вещи станет ее гибкость, мы примирим индивидуализм и коллективизм» [2]. Подобный подход можно охарактеризовать фрактальностью в применении единых принципов в организации и функционировании пространства, объекта, города (рисунок 4).

Рисунок 4.Концепция органической архитектуры А. Аалто

Формирование объектов органической архитектуры имеет несколько способов выражений: строгий объем и логичная функциональная обоснованность; пластичность и органичность форм; внедрение природного элемента в архитектуру (крыши-сады или плоскость пола из природного камня); использования материала, характерного для местоположения объекта. Само понятие органичности архитектуры подвластно естественной природной составляющей. Не смотря на то, что органическая архитектура не подражает и не копирует природную форму, ее бионаправленность очевидна: архитектура аналогично живому организму гармонично существует и функционирует в природном окружении.

Список литературы:

  1. АлварАалто. От вазы до дворца [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  2. Биографии. История жизни великих людей. АалтоАлвар [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=765
  3. Иконников, А. В. Мастера архитектуры об архитектуре. – М. : Искусство, 1971.
  4. Курбатов, Ю. Время органической архитектуры [Электронный ресурс] / Ю. Курбатов. — Режим доступа:
  5. Лебедев, Ю. С. Архитектурная бионика / Ю. С. Лебедев, В. И. Рабинович и др., М. – Стройиздат, 1990. – 269 с.[schema type=»book» name=»КОНЦЕПЦИИ БИОНАПРАВЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ» author=»Денисенко Елена Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found