На правом берегу реки Куры в Азербайджане, на расстоянии 130 километров в юго-восточной части от столичного Бакурасположен город Сальян, который является центром одноимённого района. Точная дата основания населённого пункта до сих пор остаётся загадкой. Найденные при раскопках археологические памятники старины стоянки, древние поселения и захоронения [1, с. 14-20] фигуры животных, бронзовые предметы охоты, орудия, разная посуда, украшения из золота и серебра и пр., свидетельствуют о том, что еще до нашей эры на прибрежных территориях Куры существовала древняя цивилизация [3, с.8-10].
Из исторической справки о возникновении г. Сальян известно, что первые упоминания об этом населенном пункте относятся к средневековью. ГамдуллахГазвини в XIV веке в личных записках упоминает о городе «АверШахр», где жили племена «сали», т.е. «место салов», находящиеся в южном течении р. Куры, там, где сейчас расположен город Сальян.
рис. 1 Археологические находки на территории Сальянского района
Развитие процесса освоения в прибрежных зонах реки было связанно с выгодным расположением центральной части ее русла на низменности, а также наличия в средние века судоходства и близость проходящих маршрутов древних караванных путей, и главное развитие рыбопромысла в этих краях. Об этом свидетельствуют остатки группы сооружений выстроенных вдоль реки и на ее притоках.
Ф.М. Алиев в своей работе «Азербайджан в XVIII в.» отмечает: «Важным фактором, влиявшим на ход развития истории того времени, была политическая и экономическая заинтересованность России в Закавказье, в частности в Азербайджане. Позиция России диктовалась главным образом в стремлении к обеспечению экономических интересов развивающегося русского государства, к всемерному развитию Волжско-Каспийского торгового пути. В июле 1722 г. русская флотилия под командованием Петра I выйдя из Астраханского порта, взяла курс на юг. До 1723 г. западное побережье Каспийского моря было занято русскими войсками. Петр I намеревался ниже г. Сальян, в устье р. Куры построить город крепость для всего западного побережья Каспийского моря, но после смерти Петра Великого 28 января 1725 г. про город-крепость забыли. Международные связи Азербайджана с другими странами Ближнего Востока, а затем присоединение Азербайджана к России привели к построению на этом месте уже опорного военного пункта с соответствующими атрибутами объемно-пространственного решения. В последующие годы, когда российские военачальники вывели войска из Баку в Дербент, эти территории оказались у персов, но в 1813 году по Гюлистанскому договору были возвращены.
К началу 30-х годов XVIII в. Азербайджан был ареной военных действий между Османской Турцией и Шахским Ираном, где к власти пришел Надир-КулиханАншар. Беспрестанные и кровопролитные войны разоряли и опустошали города и области. При таких обстоятельствах материальные и духовные силы азербайджанского народа не имели возможности для развития. Войны тормозили строительство городов и других населенных пунктов, мешали торговым отношениям между городами и отдельными государствами.
Ф. М. Алиев отмечает: «Русское правительство, обеспокоенное вторжением иранских войск в Азербайджан, направило свои войска в апреле 1796 г. Под командованием В. Зубова. А Екатерина II распорядилась у слияния Куры и Аракса построить город Екатериносерд, не далеко от деревни Джават. Тогда же были развернуты строительные работы [2, с.20].
К концу средних веков и началу XIX века уже стали ощущаться более крупные реорганизации в социально-функциональной жизни населенных мест, и даже их городских структур. После присоединения северных ханств к царской России начинается строительство новых городов, таких как Газах, Акстафа, Сальян, Нефтчала. В числе главных пространственных структур городов XIX века важным так же считались городские площади, имеющие общественное содержание: площади (базарная или центрально-рыночная площадь, а также площади образованные на стыке нескольких улиц). С этих позиций особое внимание обращалось композиционному строю размещения зданий вокруг площади. При этом в композиционном решении каждой площади немало важным считалось визуальность восприятия, через которое оценивались художественные качества среды [7, с.28-36].
Композиционная содержательность общественных структур городов XIX века, сформировавшихся у воды, являлась главным критерием внешнего воздействия на общегородской облик, потому что обычно эти структуры занимали самые выгодные точки рельефа в городской среде и выступали в роли ее пространственных доминантов.
Городская площадьСальяндинамично вклиниваясь в среду, хорошо воспринимается с разных визуально обозреваемых точек города. Однако, в связи с расширением общественно-гражданского строительства и сферы местного производства архитектурный облик города стали определять функционально-социальные структуры получающие, по ходу развития, разные объемно-пространственные трансформации. Эти микросредовые элементы, одновременно стали обогащать содержание композиций, переходя от стадии пассивного освоения к более активной. Приобретая новые закономерности землепользования микросредовыеэлементы, активно вошли в социально-экономическую жизнедеятельность города Сальян и превратились в конструктивную основу композиционных центров, совершенствуя планировочную структуру и застройку прибрежных территорий. Эти тенденции оказались такими стойкими, что сегодня, изучая особенности современной архитектуры в застройке города, фиксируется быстрорастущий интерес к гармоничной взаимосвязи в решении старого и нового, особенно в решении архитектурно-художественных задач общественного центра.
Пространственная композиция как, генетически заложенное средство структурообразования всегда подсознательно имела логически оправданную практическую значимость в формообразовании средовых структур города Сальян.
Принцип преемственности в развитии архитектуры города и принцип определенной ориентации в застройке отражали традиции быта, социального содержания как внутри дворовых пространств, так и в пределах индивидуальных объемно-планировочных структур. [6, стр.16-17].
Как показала практика освоения прибрежных зон, в позднее средневековье вследствие политических и экономических причин, находящиеся здесь города неоднократно перестраивались. Территориально-пространственные изменения влияли на планировку, застройку и архитектурное решение жилых и общественных образований.
Подобные трансформации в последующие столетия привели к формированию устойчивых тенденций и закономерностей объемно-пространственной организации городской среды, ориентированной на два фокуса притяжения: берег реки и транзитное расположение междугородних магистралей.
В разные периоды, каждая формация оставляла свой след в архитектурно-планировочной организации общественных и жилых зон. В процессе последующего развития решение дворовых пространств города с преимуществом торгово-ремесленнических функций стали терять композиционную значимость, уступая первое место новым формам архитектурно-планировочной разработки жилых образований. Например, совмещение двух функций в объемах, формирующих улицы города, отразился и на внешнем их архитектурно-художественном облике. В этот период сформировались целые улицы и торговые ряды с определенным ремесленным уклоном.
Наблюдаемый в конце XVIII века спад архитектурно-пространственного развития ряда прибрежных городов, во второй половине XIX века, перешел в новую фазу, предопределенную их новым социально-экономическим значением.Немаловажную роль сыграли здесь и такие факторы как наличие исторически сложившейся сети оросительных каналов для полива сельскохозяйственных земель и новые — развивающаяся система транспортных коммуникаций на рубеже XIX — XXвека (железной дороги, водных путей по р. Кура), которые по своему стимулировали рост их преобразований.
рис.2 Карта Кавказского военного округа. (Начало XXвека)
рис.3Здание вокзала в г. Сальян 1913г.
Сформировавшийся на нижнем течении реки г. Сальян прошел несколько стадий архитектурно-планировочных изменений, в результате чего превратился в уездный город средней величины Бакинской губернии. С 1916 по 1920 годы г. Сальян считался уездным городом. В начале XIX века он обладал достаточно высоким функциональным назначением, хотя еще в средние века Сальян считали главным связующим звеном между странами ближнего Востока, выходящим на Каспий. Именно через него ввозились грузы и товары в Баку.
Позднее, в 1890 году г. Сальян стал уже административным центром Бакинской губернии. В том же году Закавказская железная дорога соединила город с Бакинским нефтяным центром и со всей территорией Азербайджана [5].
К концу XIX века г. Сальян в своем развитии уже отражал специфику капиталистического расселения выгодность его географической позиции, и наличие железной дороги превалировали над его рыбопромысловой и сельскохозяйственной значимостью.
Это один из нескольких городов, для которого были разработаны схемы генерального плана, зафиксировавшие этапы развития, отражавшие архитектурно-пространственное формирование городской застройки. В исторических документах имеются данные, характеризующие рост некоторых городов, в числе которых особо выделен город Сальян [4, стр.40-47].
В традиционной планировке города занимающей «S» образное меж русловое расположение по отношению к реке Куре было проведено ряд реорганизаций, отразившихся в его объемно-пространственной композиции. План города приобрел регулярную планировку с разбивкой территории на мелкие кварталы, расположенные вдоль главных улиц.
По этой причине, архитектурно-художественный образ элементов жилой застройки, общественных и производственных объектов, объединенных уличной сетью в границах города, отличался многоликой пестротой, отражая особенности взаимопроникновения европейских и национальных традиций.Этим процессом были охвачены и другие города вдоль реки Куры.
Анализ существующего состояния города Сальян показал, что на его формирование повлиял спектр факторов: природно-климатические, экономомико-градостроительные, историко-социальные и транспортные.
Список литературы:
- Ахундов, Д.А. Архитектура древнегои раннего средневековогоАзербайджана. Баку, Азернешр, 1986 – 311 с.
- Гусейнова С. История расселения Мугании архитектурно-планировочноеразвитие Сальян XIX-начало XX в.в. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд.архитектуры – Баку. 1990г.
- Мехтиев, А.М.Развитие малых форм архитектуры в застройки городовАзербайджана: Автореф.дис….…канд.архитектуры.-Баку,1979.-22с.
- Мильман А.Ш. Политический строй Азербайджана в XIX и в начале XXвеков: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук 65с.
- Нефедов, В.А. Архитектурно-ландшафтная реконструкция как средствооптимизации городской среды [текст]: Автореферат дис. соиск. уч. ст. докт. арх./В.А. Нефедов.-СПб.:СПбГАСУ,2005. – 207с.
- Теюбов, Т.Т. Формирование архитектурных элементов историческихгородов Азербайджана журнал “Урбанизм” Баку, 2001. № 1,– 16-19с.
- Юсифова, Н.О. Реконструкция общественных центров малых городовАзербайджана. /В сб. «Проблемы исследования искусства иархитектуры». Институт архитектуры и истории. /Баку.:Çaşıoğlu,1999, –28–36 с.[schema type=»book» name=»ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА САЛЬЯН (АЗЕРБАЙДЖАН)» description=»На правом берегу р. Куры в Азербайджане расположен город Сальян, который является центром одноимённого района. Точная дата основания населённого пункта до сих пор остаётся загадкой.В разные исторические периоды, каждая формация оставляла свой след в архитектурно-планировочной организации общественных и жилых зон города.Город Сальян прошел несколько стадий архитектурно-планировочных изменений.Анализ существующего состояния города показал, что на его формирование повлиял спектр факторов: природно-климатические, экономические, градостроительные, историко-социальные и транспортные.» author=»Абдуллаева СамираМирахмед» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]