Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КОНЦЕПЦИИ БИОНАПРАВЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КОНЦЕПЦИИ БИОНАПРАВЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Архитектура. ; ():-.

«Здание – это жи­вое существо, создавая которое следует подражать природе» [75].

Л.Альберти

Бионаправление (бионаправленная архитектура) – направление в архитектуре, характеризующееся привлечением природной составляющей – цитирование, копирование или интерпретации форм, структур, процессов или природных элементов. Анализ теоретических концепций бионаправленной архитектуры(рубежа XIX-ХХ веков показал, что для формирования связи архитектурного объекта с природной средой достаточно применение структурных и функциональных связей. Представители органического направления Л. Салливен, Ф.Л. Райт, Ле Корбюзье и А. Аалто «транслировали» индивидуальный взгляд на взаимодействие природы и архитектуры и стремились сделать акцент на этой связи.

Л. Салливен заключил, что каждая форма несет в себе свой уникальный функциональный код — «форма следует функции». Характерность форм, обоснованных функцией выражает их естественность и целесообразность. «Сущность вещей всегда проявляется в плоти вещей» [3, с. 44-45]. Неизменность формы влечет за собой неизменность функциональной составляющей.Форма выражает, походит, указывает, обладает сходством и является логическим продуктом, напоминает и ощутимо подтверждает, выглядит, указывает, раскрывает, зримо воплощает, повествует функцию.Разнообразие форм свидетельствует о разнообразии собранных в них функций. Функции рождают функции, формы возникают из форм и все они соотнесены, сплетены, сцеплены, связаны и скрещены между собой в непрерывном процессе эндосмоса и экзосмоса (взаимопросачивания) [3, с. 46-49].

В своих проектах Л. Салливен проводит аналогию архитектурных форм с формами природы; «выращивает» архитектуру из свойств окружения; наделяет ее честностью в конструктивном выражении и возможностью наличия органичного орнамента. Его здания выражают его «первостепенный» закон слаженной жизнедеятельности и функционирования внутреннего содержания и внешнего объема. Формула, найденная в самой природе, была реализована опытным путем в его проектах. Здания Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890-91), Национальный фермерский банк (1908), Универсальный магазин Карсона, Пири и Скотта (1899 г.), Гаранти-билдинг в Буффало(1894—95) несмотря на свою внешнюю рациональность и строгость визуально выражают напряженность урбанизированной среды. Композиционный подход – определенный ритм и пропорции членения объекта способствуют реализации теории Л. Салливена на практике (рисунок 1.). Разработанная им концепция органичной архитектуры впоследствии была развита его учеником – Фрэнком Ллойд Райтом.

Рисунок 1.Концепция органической архитектуры Л. Салливена

Ф.Л. Райт указывал, что кроме согласованности функции, форма также должна соответствовать конкретным условиям среды обитания: связь и единство объекта с окружающей средой, применение естественных материалов, идея непрерывности архитектурного пространства (свободный план) – все это приводит к уникальности каждого объекта архитектора.

Эволюцию органической архитектуры Ф. Л. Райта можно проследить на трех примерах. Дом Робивыражает концепцию домов-прерий и служит отправной точкой для создания комплексного образца органического подхода к проектированию. Разноуровневый, но визуально целостный объем скрывает рациональное внутреннее пространство, обладающее всеми необходимыми функциями. Дом над водопадом — особняк Кауфмана в Пенсильвании-Вудс (1936) Фрэнка Ллойда Райта представляет собой образец органической архитектуры – объект «вырастает» из природного пейзажа, кажется выточенным из материала скал, над которыми он стоит. Тесное сотрудничество природной составляющей заключается в «прохождении» лесного ручья через объект, диалог внутреннего пространства и природной среды, использования природных материалов во внешней и внутренней организации объекта, подчеркнутая горизонтальность и связь с землей. Музей Соломона Гугенхейма в Нью-Йорке (1956-59 гг.) – «показатель» нового этапа в органичности архитектуры Ф.Л. Райта. Объект демонстрирует естественность художественного образа и напрямую транслирует связь с природной формой; одновременно содержит в себе функциональность пространства (новый подход к смотру музейной экспозиции), органичность и пластичность форм (рисунок 2).

Рисунок 2. Концепция органической архитектуры Ф.Л. Райта

Ле Корбюзье в манифесте «пяти отправных точек архитектуры» постулировал экологичные мотивы и биологические аналогии природы в архитектурном проектировании: расположение дома на столбах позволяет освободить место для организации зеленого покрова; организация крыш-террас (кры­ши-сады) концентрирует персональное зеленое пространство для отдыха; каркасная конструкция здания соответствует скелету, а свободный консольно-подвешенный фасад с ленточными окнами родственен с мембраной или кожей. Белый строгий объем виллы Савой, частично поднятый над землей колоннами, ленточные окна по всему периметру здания, разнообразие ракурсов и сложность внутреннего пространства выражают постулаты Ле Корбюзье на практике.Единство природной и архитектурной сред, поиск экологичности в архитектуре в творчестве Ле Корбюзье можно охарактеризовать фразой «Основных радостей»: «Солнце, пространство, зелень — три столпа нашей доктрины» [5]. Еще один подход к взаимодействию человека как природного объекта и архитектуры представляет собой разработка Ле Корбюзье системы измерений «Модулор», основанной на соотношениях золотого сечения, числах Фибоначчи, разработках Витрувианского человека Леонардо да Винчи, пропорций человеческого тела. Ле Корбюзье применял модулор в своих проектах (жилые единицы) в качестве нового сомасштабного (соразмерного) взаимодействия «человек-архитектура» (рисунок 3).

Рисунок 3.Концепция органической архитектуры Ле Корбюзье

АлварАалто выражает свое отношение к экологическим, природным мотивам в архитектуре через понятие «гуманизации»: использование природных материалов (отдельно можно отметить отношение мастера к природному элементу – дереву), органичное взаимодействие объекта-среды, обязательное взаимодействие «человека-природы-архитектуры». По его мнению, рациональная обоснованность объекта основывается на функциональности, масштабности и пропорциональности архитектуры человеку. В его проектах гармонично сочетается чистота и простота линий, органичность построек, используемые материалы, гармоничная связь с природой (Дворец конгрессов, дом-вилла «Майреа», санаторий в Паймио, библиотека в Выборге, Дома культуры в Хельсинки). По мнению А.Аалто, здания представляют собой продолжение пространства, а природа иархитектура – единое целое [1]. В архитектуре А. Аалто нет «ничего общего с имитацией природных образцов, но он отмечает гибкие принципы квазистандартизации, используемые живой природой» и применяет их в своем творчестве [4]. Он утверждал, что «когда мы добьемся того, что сможем, пользуясь одним и тем же стандартным элементом, достигать разнообразных целей, причем основной сущностью каждой вещи станет ее гибкость, мы примирим индивидуализм и коллективизм» [2]. Подобный подход можно охарактеризовать фрактальностью в применении единых принципов в организации и функционировании пространства, объекта, города (рисунок 4).

Рисунок 4.Концепция органической архитектуры А. Аалто

Формирование объектов органической архитектуры имеет несколько способов выражений: строгий объем и логичная функциональная обоснованность; пластичность и органичность форм; внедрение природного элемента в архитектуру (крыши-сады или плоскость пола из природного камня); использования материала, характерного для местоположения объекта. Само понятие органичности архитектуры подвластно естественной природной составляющей. Не смотря на то, что органическая архитектура не подражает и не копирует природную форму, ее бионаправленность очевидна: архитектура аналогично живому организму гармонично существует и функционирует в природном окружении.

Список литературы:

  1. АлварАалто. От вазы до дворца [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
  2. Биографии. История жизни великих людей. АалтоАлвар [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=765
  3. Иконников, А. В. Мастера архитектуры об архитектуре. – М. : Искусство, 1971.
  4. Курбатов, Ю. Время органической архитектуры [Электронный ресурс] / Ю. Курбатов. — Режим доступа:
  5. Лебедев, Ю. С. Архитектурная бионика / Ю. С. Лебедев, В. И. Рабинович и др., М. – Стройиздат, 1990. – 269 с.[schema type=»book» name=»КОНЦЕПЦИИ БИОНАПРАВЛЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ» author=»Денисенко Елена Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot terbaru slot demo slot gacor slot terbaru slot gacor slot dana rtp slot server luar slot gacor
404: Not Found