Прокурорский надзор за исполнением законодательства о налогах и сборах – одно из приоритетных направлений прокурорского надзора. В современных условиях защита прав и законных интересов человека и гражданина в данной сфере имеет большое значение. При этом защита прав ветеранов Великой Отечественной войны должна привлекать особое внимание прокурорских работников в силу ряда обстоятельств.
При организации и осуществлении надзора следует исходить из того, что ветераны Великой Отечественной войны — особая социальная группа граждан, заслуженно наделенная специальными льготами и правами. Кроме участников боевых действий, в число ветеранов войны (ВОВ) включены жители блокадного Ленинграда, награжденные специальным знаком, вдовы погибших или умерших ветеранов, труженики тыла, которые проработали не меньше 6 месяцев в период с 1941 по 1945 год.
Учитывая малочисленность участников Великой Отечественной войны, а также заслуги ветеранов перед государством необходимо обеспечить надлежащую защиту их прав на реализацию предоставленных налоговым законодательством льгот.
Говоря о предмете прокурорского надзора за предоставлением налоговых льгот ветеранам Великой Отечественной войны необходимо определить соответствующие общественные отношения, на упорядочивание которых направлена деятельность прокурора. Из сущности прокурорского надзора за предоставлением налоговых льгот ветеранам Великой Отечественной войны вытекает, что деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с исполнением требований закона при предоставлении налоговых льгот этой категории граждан.
Статья 56 НК РФ определяет льготы по налогам как предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков и зафиксированные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере.
Согласно ст. 17 НК РФ каждый налог имеет нормативно закрепленный перечень элементов. Таким образом, налог становится правовой категорией и приобретает свойства правового регулятора. Основные элементы налоговой льготы — это те элементы, при наличии которых в законе льгота считается установленной.
Функции налогов отражают различные формы финансово-правового воздействия на общественные отношения. Поэтому любая функция налогов является экономико-правовой категорией. Различные функции налогов характеризуют направления необходимого воздействия налогового права на общественные отношения. [8, c. 43].
В юридической и экономической науке выделяют следующие функции налога и сбора: 1) фискальная; 2) распределительная; 3) поощрительная; 4) контрольная; 5) регулирующая.
Говоря о налоговых льготах для ветеранов Великой Отечественной войны необходимо акцентировать внимание на поощрительную функцию.
Поощрительная функция налога устанавливает определенные налоговые льготы для отдельных категорий граждан (например, для военнослужащих, ветеранов и т.д.). Таким образом, государство поощряет определенные категории граждан за заслуги перед Родиной или по иным основаниям. [5].
Для эффективного осуществления прокурорского надзора за предоставлением налоговых льгот ветеранам необходимо определиться с их конкретными видами согласно установленной НК РФ системе налогообложения. По налогу на доходы физических лиц предоставление льготы условно можно поделить на доходы, не подлежащие налогообложению и вычеты, на которые уменьшаются полученные облагаемые налогом доходы.
К доходам, не подлежащим налогообложению в частности относятся:
1) государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с законодательством;
2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, социальные доплаты к пенсиям;
3) суммы единовременных выплат налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи, а также в виде благотворительной помощи;
4) помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, в части, не превышающей 10 000 рублей за налоговый период.
Стандартные налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются:
1) в размере 3000 рублей за каждый месяц для следующих налогоплательщиков: инвалидов Великой Отечественной войны; инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР;
2) налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц распространяется на следующие категории налогоплательщиков: Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней; участников Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР «блокадники»; «узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания».
Участники и инвалиды Великой Отечественной войны освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями в Конституционном Суде Российской Федерации, при обращении к нотариусам и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния (ст. 333.35 НК РФ).
Что касается имущественных налогов то их необходимо подразделить на региональные и местные налоги.
К региональным имущественным налогам относится транспортный налог, который регулируется Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. В значительной части субъектов РФ от уплаты налога освобождены: Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, участники Великой Отечественной войны.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, регулируется главой 32 НК РФ и нормативно правовыми актами представительных органов муниципальной власти. По данному налогу льготами наделены следующие категории граждан:
1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
2) участники гражданской войны и Великой Отечественной войны и бывших партизан;
3) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны.
Земельный налог устанавливается в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В установленный ст. 395 НК РФ перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны — труженики тыла не включены.
Однако, в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Кодекса для категорий налогоплательщиков, указанных в данном пункте, налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования. К таким налогоплательщикам, в частности, отнесены ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны.
При этом следует иметь в виду, что при установлении земельного налога, как и по налогу на имущество физических лиц, представительными органами муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы.
Учитывая изложенное, решение вопроса об освобождении от уплаты земельного налога инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны — тружеников тыла находится в компетенции представительного органа муниципального образования, на территории которого располагаются земельные участки, принадлежащие инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны — труженикам тыла.[3].
В связи с этим стоит отметить деятельность органов прокуратуры, реализующих правотворческую инициативу путем направления предложений вынести на рассмотрение представительных органов проектов решений об установлении налоговых льгот по земельному налогу для бывших несовершеннолетних узников фашизма, приравняв их к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны.
Традиционно в литературе выделяется два способа защиты прав налогоплательщиков: судебный и административный [9, c. 295]. Судебный способ предполагает обжалование решений налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц в суд, а административный — в вышестоящий налоговый орган.
Однако в науке налогового права выделяют еще один самостоятельный способ защиты прав налогоплательщиков – прокурорский [6, c. 6]. Реализация данного способа осуществляется посредством мер прокурорского реагирования, принимаемых по результатам надзора за исполнением налогового законодательства.
Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) на прокурора возложена обязанность по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, различными государственными органами и их должностными лицами, а также надзор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Приказом Генерального прокурора РФ от 09.06.2009 № 193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» установлено, что приоритетными направлениями в рассматриваемой области является надзор за законностью правовых актов; за исполнением законов налоговыми органами, органами власти и местного самоуправления. Соответствующие прокуроры должны обеспечить предупредительный характер прокурорского надзора за исполнением налогового законодательства [2].
Объектами прокурорского надзора в указанной сфере является весьма широкий круг органов, учреждений, организаций и должностных лиц. К примеру, ст. 85 НК РФ определяет соответствующие органы, учреждения, организаций и должностные лица, обязанные сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц.
Нарушения прав ветеранов Великой Отечественной войны в налоговой сфере могут возникать на стадии правотворчества, в момент осуществления соответствующего учета (кадастрового, миграционного), необходимого для дальнейшего налогообложения, на этапе исчисления налога (непосредственного применения налоговой льготы) и в период восстановления нарушенных прав (отказ в приеме обращения ветерана).
При обнаружении нарушений налогового законодательства решениями налоговых органов, поднадзорных органов государственной власти и местного самоуправления либо действиями (бездействием) их должностных лиц прокурор в соответствии со ст. ст. 23 — 25.1 Закона о прокуратуре может применить соответствующие меры прокурорского реагирования:
— опротестование противоречащих закону актов;
— обращение в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства;
— возбуждение производства об административном правонарушении;
— внесение представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, уполномоченному устранить нарушение закона;
— объявление предостережения.
Основным правовым средством прокурорского реагирования на нарушение налогового законодательства является протест прокурора. Данная мера прокурорского реагирования должна восстанавливать нарушенные права лиц, в отношении которых приняты незаконные акты.
Как показывает практика прокурорского надзора, противоправные акты, нарушающие права налогоплательщиков, принимаются, прежде всего, органами местного самоуправления. Принятие представительным органом нормативных правовых актов противоречащих налоговому законодательству может повлечь существенные нарушения прав значительного числа граждан. В связи с этим приоритетным направлением в рассматриваемой области является надзор за законностью правовых актов.
Принесение протеста прокурора не отменяет незаконный акт и не приостанавливает его действие. При отклонении протеста для защиты нарушенных прав налогоплательщиков прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным соответствующего правового акта.
Стоит указать, что разделом VII части первой НК РФ установлен порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Нормами раздела VII части первой НК РФ не определены способы и последствия правового реагирования на протест прокурора, принесенный на решение налогового органа, как на противоречащее НК РФ и другим актам законодательства о налогах и сборах.
Кроме этого, нормами НК РФ не предусмотрено, что налоговый орган вправе самостоятельно изменять или отменять ранее принятое решение.
Такое право предоставляется вышестоящему налоговому органу (в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 140 НК РФ) и суду (в порядке, предусмотренном ст. 142 НК РФ, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами).
Таким образом, руководитель налогового органа не вправе отменить собственное решение даже на основании протеста прокурора.
Важной мерой прокурорского реагирования при защите прав ветеранов Великой Отечественной войны является внесение представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
Возбуждение производства об административном правонарушении применяется чаще в целях обеспечения исполнения требований прокурора, нежели как самостоятельная мера защиты прав ветеранов в налоговой сфере.
Необходимо отметить, что законодательство о прокуратуре не исключает возможности проведения прокурором проверки соблюдения налогового законодательства при получении информации о нарушении прав налогоплательщиков не только из заявления налогоплательщика, но и из иных источников. В частности, информация о нарушении налогового законодательства может поступить в прокуратуру из публикаций в СМИ, репортажей по телевидению, при проведении мероприятий прокурорского надзора по иным вопросам и т.п.
С учетом специфики прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за исполнением законов и не обладающего судебными полномочиями, обжалование налогоплательщиком решений налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц стоит относить к административному порядку обжалования [4].
В соответствии с п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре на органы прокуратуры возлагается обязанность по защите нарушенных прав и законодательно охраняемых интересов граждан в форме обращения в суд с заявлением. Окончательность решения суда и возможность принудительного исполнения судебных актов позволяют наиболее эффективно восстановить нарушенные права ветеранов Великой Отечественной войны.
Чаще всего прокуроры обращаются в суд с заявлениями о признании недействительными (противоречащими закону) нормативных правовых актов различного характера, в том числе актов глав муниципальных образований об установлении обязательных платежей, не предусмотренных налоговым законодательством, актов по вопросам социального обеспечения, предоставления льгот. Как правило, оспоренные прокурорами нормативные акты признаются недействительными вследствие превышения органами государственной власти и органами местного самоуправления своих полномочий, определенных федеральным законодательством [10].
Для системного выявления и устранения нарушений закона в данной сфере представляется необходимым закрепить в законодательстве требование официальной публикации и постоянного обновления полного перечня установленных льгот по налогам и сборам на сайте ФНС России. Это поможет ветеранам лучше ориентироваться в законодательстве и повысит реализацию прав на имеющиеся льготы, в том числе посредством обращения в органы прокуратуры.
Сегодня прокурорский надзор за предоставлением налоговых льгот ветеранам Великой Отечественной войны является одним из наиболее эффективных способов защиты прав данной категории граждан. С учетом сохраняющейся актуальности вопроса по защите прав ветеранов при предоставлении им налоговых льгот требуется продолжить активную работу органов прокуратуры по мониторингу нарушений законодательства при предоставлении налоговых льгот ветеранам.
Библиографический список
- Налоговый кодекс Российской Федерации: части 1 и 2 : с изм. и доп.//СПС: «КонсультантПлюс».
- Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах» от 09.06.2009 №193// «СПС КонсультантПлюс».
- Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 сентября 2013 г. № 03-05-06-02/35885 О предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны — труженикам тыла // «СПС КонсультантПлюс».
- Болдинова Е.С. Меры прокурорского реагирования в системе способов защиты прав налогоплательщиков. «Налоговые споры: теория и практика», 2008, №1// «СПС КонсультантПлюс».
- Клейменова М.О. Налоговое право: учебное пособие. — Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013 г.//СПС: «КонсультантПлюс».
- Крохина Ю.А. Защита и гарантии восстановления нарушенных прав субъектов финансового права // «Налоги и налогообложение», 2004. №7. С. 6 – 15.
- Налоговое право: учебное пособие. — Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013 г.//СПС: «КонсультантПлюс».
- Налоговое право России // Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: НОРМА, 2004. — С. 43.
- Финансовое право // Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2002. С. 295.
- Шугрина Е.С. Контроль за органами местного самоуправления и их должностными лицами «Конституционное и муниципальное право», 2007, N6//«СПС КонсультантПлюс».[schema type=»book» name=»ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТАХ» author=»Чуклинов Кирилл Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]