В Республике Казахстан Главой государства неоднократно отмечается о необходимости дальнейшего расширения государственно-частного партнерства. [1] Рассматривая нормативно-правовой аспект, следует отметить, что законодательство Республики Казахстан о государственно-частном партнерстве представлено отдельными нормативными правовыми актами или их элементами. На законодательном уровне регулируется один из видов государственно-частного партнерства – концессия. В Законе Республики Казахстан «О концессиях» содержатся общие положения о концессиях, положения о государственном регулировании в области концессии, порядок передачи объектов в концессию, положения о договоре концессии.
Отдельные положения в области государственно-частного партнерства содержатся в Законах Республики Казахстан «О недрах и недропользовании», «О проектном финансировании и секьюритизации». Кроме этого, в настоящее время разработан законопроект «О государственно-частном партнерстве».
Предлагаемым законопроектом даны понятия ГЧП, частного и государственного партнеров, объекта ГЧП, провозглашены принципы и признаки ГЧП, распределены полномочия между государственными органами; сформулированы права и обязанности субъектов ГЧП, раскрыты процедуры по выбору частного партнера, определен порядок проведения прямых переговоров и иные вопросы.
В целом принятие законопроекта отвечает потребностям правового регулирования новой и инновационной для Республики Казахстан сферы. Предполагается, что новый закон будет служить не только системообразующим отраслевым законодательным актом в сфере ГЧП, но и создаст предпосылки для расширения и свободного развития ключевых отраслей экономики в нашей стране.
В то же время имеются некоторые аспекты формирования законодательной базы, нуждающиеся в совершенствовании.
К примеру, законопроектом подробно урегулированы процедуры по выбору частного партнера. Но в настоящее время в Республике Казахстан конкурсный отбор по выбору концессионера уже урегулирован действующим Законом РК «О концессиях». В этой связи подробное регулирование конкурсных процедур по отбору пока еще не существующих проектов ГЧП может фактически привести к излишней загруженности законодательной базы.
Одна из причин подхода законодателя к разработке проекта закона в принадлежности правовой системы Республики Казахстан к романо-германской правовой семье, где преобладает стремление к охвату всего массива правоотношений и попытке предусмотреть все возможные аспекты, которые могут возникнуть впоследствии. Однако такое «планирование» часто не оправдывается, ведь теория не всегда подтверждается практикой и рано или поздно все равно встанет вопрос о пересмотре принятых норм.
В отличие от стран континентального права, в англосаксонской правовой системе политико-правовое и экономическое развитие общества базируется на урегулировании узких сфер правоотношений. То есть правовые нормы принимаются по мере возникновения прецедентов и регулируют только возникшие проблемные вопросы. Например, в Великобритании и Австралии реализация проектов ГЧП не потребовала изменений законодательства [2, с. 36].
Как отмечает Европейская экономическая комиссия ООН, во многих странах юридические процедуры являются неадекватными и слишком сложными, а также не обеспечивают достаточную защиту интересов и стимулов для инвесторов, участвующих в ГЧП. [3, с.35] Согласно рекомендациям ООН по вопросам эффективного управления в сфере ГЧП, нормативно-правовая база ГЧП не должна быть сковывающей, а позволяющей сторонам сосредоточиться на результате посредством учреждения достаточно широких рамок для формирования и реализации согласованных проектов. Слишком объемное законодательство не улучшает процесс создания и управления ГЧП, а лишь сдерживает активность потенциальных инвесторов [4, с. 35].
Подробная регламентация процедурных вопросов ГЧП на уровне законодательного акта неизбежно приведет к скорой необходимости внесения поправок в него, так как невозможно будет наперед просчитать все потенциальные «вызовы».
Решением проблемы могло бы стать возведение на уровень законодательного акта только общих и концептуальных вопросов, дающих четкое и однозначное представление о модели ГЧП в Республике Казахстан. В свою очередь вопросы конкретного характера, связанные с подробным регулированием сферы ГЧП, можно отнести к компетенции Правительства, либо (в соответствии с реформой по разграничению компетенции уполномоченных органов) к ведению центрального уполномоченного органа.
Справедливости ради стоит отметить, что в некоторых случаях подробное регулирование процедурных вопросов на законодательном уровне более чем оправдано. Например, в Законе «О государственных закупках», или в том же Законе «О концессиях». Однако этот принцип применим только в случае с уже существующими, хорошо развитыми и распространенными сферами общественных правоотношений. В тех случаях, когда нужно осваивать новые направления общественного развития, применение такого принципа неэффективно.
Отнесение вопросов ГЧП, требующих детального разрешения, на подзаконный уровень приведет к «гибкости» законодательства, позволит более оперативно разрешать возникающие вопросы. Кроме того, применение такого подхода сократит административную нагрузку на заинтересованные государственные органы и Парламент, позволит сосредоточиться на качестве предлагаемых новелл. Возможно, гораздо важнее совершенствовать в едином законопроекте гарантии прав и законных интересов частных партнеров, механизмы популяризации ГЧП проектов среди бизнес-сообщества, нежели углубляться в нем в процедурные вопросы.
При этом специализированные вопросы отдельных видов ГЧП, их особенности, целесообразно оставить на законодательном уровне. Так, законопроектом справедливо отмечено, что особенности правового регулирования государственно-частного партнерства в отдельных отраслях (сферах) экономики устанавливаются законодательными актами Республики Казахстан (статья 2 законопроекта). Также указывается, что при реализации отдельных видов контрактного государственно-частного партнерства, в части, неурегулированной будущим законом, будут применяться положения соответствующих законов Республики Казахстан… (пункт 3 статьи 5).
В пользу данного подхода говорит и международный опыт Франции. Даже несмотря на отсутствие в этой стране единого закона, регулирующего все известные формы государственно-частного партнерства, Франция сегодня лидирует по масштабам использования государственно-частного партнерства. Каждой форме государственно-частного партнерства посвящены свои нормативные правовые акты, преимущественно административные и гражданско-правовые [5].
Поскольку сегодня Казахстан перенимает и успешно реализует весь передовой мировой опыт, представляется целесообразным указать в законопроекте только основные понятия сферы ГЧП, принципы и признаки ГЧП, гарантии прав и законных интересов частных партнеров и т.п. (по аналогии с принципами прецедентного права). В этом случае будущий закон станет отражением концептуального видения механизма ГЧП в Казахстане, четко покажет будущим инвесторам (как отечественным, так и иностранным) в чем их выгода от участия в проекте ГЧП и повысит привлекательность рынка ГЧП для них.
Одновременно предлагается положения об определении частного партнера, проведении прямых переговоров, содержании договора о ГЧП, иные вопросы, требующие детальной регламентации, оставить в пределах регулирования подзаконных актов.
Сформировавшаяся на сегодняшний день процедура принятия подзаконных нормативных правовых актов позволяет подвергать их проекты многократной проверке, согласованиям, экспертизе и общественному контролю, что обеспечивает принятие качественных, объективных подзаконных нормативных правовых актов, с учетом замечаний и предложений всех заинтересованных сторон.
Таким образом, упрощение и практичность законодательства окажет положительное влияние на инвестиционный климат сферы ГЧП и обеспечит соответствие отечественного законодательства международной практике эффективного управления в сфере ГЧП. В настоящее время государственно-частное партнерство в Республике Казахстан получает законодательную основу, что открывает новые возможности для развития экономики страны. В законопроект включены положения с учетом лучшего международного опыта, в то же время существует необходимость в дальнейшем совершенствовании подходов к разработке законопроекта.
Список литературы:
1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана», Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 г. «Новый политический курс состоявшегося государства», Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на открытии четвертой сессии Парламента четвертого созыва. Астана, 01.09.2010г., Выступление Президента Казахстана Н.Назарбаева на 27-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан, «План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» и др.
- Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства//Организация объединенных наций. – Нью-Йорк и Женева, 2008. – 113 c.
- Там же, С. 35
- Там же, С. 35
-
Гладов А.В., Исупов А.М. и др. Зарубежный опыт реализации государственно-частного партнерства: общая характеристика и организационно-институциональные основы//URL: type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН» description=»В статье рассматривается нормативно-правовой аспект эффективной реализации механизма ГЧП в Республике Казахстан. Уделяется внимание новым подходам к разработке законопроекта о ГЧП в Казахстане.» author=»Ешимова Дана Акылбековна, Капышева Алия Казезовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]