Философские аспекты сознания, как результата отражения объективной реальности, не являются непосредственным предметом изучения в уголовном праве, однако при установлении виновности лица в преступном деянии неизбежно приходится обращаться к таким категориям как сознание и воля, являющихся, как известно, философскими, которые в свою очередь определяют интеллектуальный и волевой моменты каждой из форм вины.
Не смотря на большое количество научных исследований вины в уголовном праве, виновность в преступлении остается сложной и важной проблемой. Неоднозначный подход к установлению вины порождает определенные трудности при решении вопросов об основании и пределах уголовной ответственности, квалификации преступлений, применении многих институтов уголовного права в следственно-судебной практике. Как справедливо отмечает В.А. Якушин, особенно большие затруднения возникают тогда, когда в психике лица, совершившего общественно опасное деяние, неправильно отражается объективная реальность [7,с.3]. Для того чтобы глубже понять, а соответственно и правильно оценить с позиции уголовного права, деяния лица, совершившего преступление и действовавшего в условиях сознательного заблуждения, безусловно, необходимо рассмотреть философские аспекты формирования ошибки на уровне сознания индивидуума.
Более того, сознание отдельно взятой личности индивидуально и имеет свои особенности, в связи с чем, в процессе поступления информации об окружающем мире, а это есть не что иное, как отражение действительности, предопределяет возможность формирования у индивида ошибочных представлений о правомерности собственных деяний. Что предопределяет исследование происхождения индивидуальных особенностей сознания лица, совершающего преступление для правильного определения ошибки в уголовном праве. В связи с чем, представляется необходимым не просто констатировать факт ошибки, а выяснить путь ее становления. Ошибка восприятия окружающей действительности это весьма не простой процесс, происходящий в сознании человека, в связи с чем, данное явление требует многогранного подхода к его исследованию. Ниже предпринята попытка анализа процесса происхождения уголовно-правовой ошибки с позиции теории отражения как одной из наиболее распространенных и научно обоснованных гипотез о возникновении сознания.
В самом общем виде отражение можно определить как процесс и результат взаимодействия, при котором одни материальные тела своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру других материальных тел, сохраняя при этом след взаимодействия.
Отражение как результат взаимодействия объектов не прекращается после завершения этого процесса, а продолжает существовать в отражающем объекте как след, отпечаток отражаемого явления. Это отраженное многообразие структур и свойств взаимодействующих явлений получило название информации, понимаемой как содержание процесса отражения.
Проецируя положения теории отражения на человека, можно утверждать, что на этой ступени развития материи получает высшее развитие психическая форма отражения. На основе общественной трудовой деятельности человека возникает язык как средство общения, мышления и познания мира, получает исключительно большое значение в повышении активности отражательной деятельности людей вторая сигнальная система. Непрерывно развивается вся система органов ощущений. Появляется абстрактное мышление. Интеллект становится средством постижения сущности и законов развития объективного мира. Логическое мышление дает возможность предвидеть отдаленные следствия событий и действий человека. Люди на основе познания объективных законов природы, а затем общества ставят перед собой цели и в своей деятельности находят пути и средства их достижения.
Однако необходимо учитывать, что данный процесс рассматривается в качестве общей модели развития психической формы отражения. Если акцентировать внимание на отдельно взятом индивиде, то соответственно отражение будет иметь весьма сушественные особенности, которые в свою очередь и могут являться предпосылками формирования ошибки в сознании определенного лица.
Как справедливо отмечено «отражение действительности в мозгу человека — это не мертвый, не зеркальный, а сложный акт, включающий моменты субъективности, отхода от действительности, абстрагирования и т. д. Не только отражение сложнейших законов общественного развития, но и простое отражение леса в воде включает в себя элемент субъективности, если это отражение воспринимает человек» [6,с.20].
Для отражения, свойственного человеку, характерно то, что оно есть нечто идеальное. Оно предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания.
На уровне живого отражение, приобретает, одну из немаловажных особенностей. Оно выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. Оно выступает в качестве источника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей среде и целенаправленное ее использование для регулирования поведения живых организмов является фундаментальным свойством живого.
Бесспорно, что одно и то же отражение, один и тот же образ вызывает различные чувства у разных людей и у одного и того же человека в различное время и в разных ситуациях, что так же в свою очередь при определенных обстоятельствах может стать предпосылкой формирования ошибки на уровне индивидуального отражения.
Неоспоримо утверждение о том, что отражение является генетической предпосылкой сознания. Поэтому в современной отечественной философии возобладающим является понимание сознания как идеальной формы деятельности, направленной на отражение и преобразование действительности.
Сознание имеет свою структуру, свои компоненты, посредством чего человек познает, отражает различные процессы и явления, а в конечном итоге регулирует свое поведение и свою деятельность[3,с.280]. Можно сказать, что сознание есть единство интеллекта (собственно сознания), воли, эмоций, переживаний человека [4,с.91].
Сознание, есть, прежде всего, явление природы, природы человека, ибо сознание существует реально в голове (точнее, в системе высшей нервной деятельности) индивида. Оно является его внутренним свойством. Человеческое сознание, корни которого находятся в живой природе, приобретает у человека свои особенности.
Раз внешний мир отражается в голове человека, в его нервной системе, то сознание должно включать в себя не только свойства отражаемого внешнего мира (природы и общества), но в какой-то мере и свойства отражающей его нервной, системы. Ведь человеку нужно не отражение, как таковое, а те стороны его, какие имеют значение для его жизнедеятельности[6,с.34-35].
Интересна, по данному вопросу, концепций сознания, принадлежащая А.Г. Спиркину [5,с.45]. Под сознанием он понимает идеальное (психическое) отражение действительности, превращение объективного содержания предметов в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. Воспроизведение объективной реальности сопровождается мысленной подготовкой к преобразующей практической деятельности (планирование, акт выбора, целеполагание). Сознание как высшая форма отражения осуществляется в речевой (символической) форме активного отражения и конструктивно-творческой переделке внешнего мира, в связывании новых впечатлений с прежним опытом, выделении человека из окружающей среды и противопоставления себя ей как субъекта объекту.
Поэтому нельзя не согласиться с тем, что все содержание сознания является отражением внешнего мира. Сознание ничего не может произвести из себя, оно может лишь переработать тот «материал», который дают ему органы чувств. К. Маркс указывал, что идеальное есть пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней материальное [2,с.21].
В процессе сознательной деятельности осуществляется эмоциональная оценка действительности, обеспечивается целеполагающая деятельность, мысленное построение разумных действий, осознание их последствий, способность личности к адекватной оценке происходящего как во внешнем материальном, так и внутреннем духовном мире.
Поэтому сознание — это бытие и отношение одновременно, которые в голове человека преобразуются в идеальную деятельность мозга, органа связи человека с действительностью.
Однако следует заметить, что идеальная деятельность мозга у каждого индивидуума протекает в своей индивидуальной последовательности, что, конечно же, приводит к абсолютно не тождественным результатам в итоге, и здесь так же можно смело утверждать о возможностях зарождения и формирования ошибки или о неверной обработке информации, поступаемой в мозг.
Сумма и глубина ошибок, допущенных человеком, находятся в зависимости от уровня его сознания, его сознательности. Под последней понимается степень знания человеком общественной жизни, его представлений о взаимоотношениях людей в окружающем его обществе, направленность его мыслей, чувств и побуждений, его моральные принципы, способность выполнять их в повседневной жизни, его представления о достойном образе жизни, о личном счастье и т. д. Проблема личной жизни человека, жизненных ценностей личности неотъемлема от проблемы его сознания и самосознания [6,с.7].
Совершенно верно отмечено Ф. И. Георгиевым, что сознание у человека внутренне связано с целенаправленным изменением действительности. Именно в силу этого сознание приобретает свойство предметного отражения внешнего мира, которое неотъемлемо от опредмеченной практической деятельности человека [1,с.96].
Человек как сознательное существо, ставящее перед собой определенные цели, саму деятельность делает предметом своей воли и сознания, т. е. собственная жизнь является для него предметом, характер которого определяется существующими общественными отношениями.
Но это одна, хотя и главная сторона дела. Сознание есть динамическое целое, свойство функциональных связей различных структур коры больших полушарий головного мозга, которые обеспечивает осмысление единства будущего (опережение) с прошлым (опыт человечества) на основе настоящего, осознания которого в индивиде совершается (по физиологическому механизму) только в результате обратных связей.
Внутренний механизм отражения в отличие от машины никогда не может быть освобожден от полученной им в жизни информации, которая как определенный вид отражения (обобщенный опыт) обязательно становится основой формирования и функционирования актуального сознания, т. е. человеческая деятельность — обдуманная, осознанная, иначе она не могла бы достигать своей цели. Другими словами, только обобщенная и все более усовершенствующаяся осмысленная деятельность, синтезирующая прошлый опыт в соответствии с законами объективной действительности, тенденцией ее развития, может обеспечить человеку адекватное ее отражение и практическое преобразование.
Сознание в силу этого возникает как творческая сила высшего отдела головного мозга — коры больших полушарий, связанной с ретикулярной формацией. Сложная деятельность функциональных структур как физиологической основы сознания, обеспечивается не только сигналами из внешней среды по специфическим каналам, но и по неспецифическим, вызывающим абсолютно необходимый тонус взаимодействие их, динамичность и пластичность, деятельность всего организма, взятая в единстве со сложнейшими физико-химическими и физиологическими процессами, совершающимися в каждом нейроне, могут давать такой результат, как сознание, т. е. субъективную форму отражения, способную не только правильно устанавливать связь между вещами, явлениями, событиями и т. п., но и обобщать их, осмысливать, ставить задачи и цели, избирать средства для их достижения, опираясь на объективные закономерности, не зависящие от него.
Обобщая сказанное можно смело утверждать, что сознание есть высшая форма отражения действительного мира, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Человеческое сознание помимо адекватного восприятия внешнего мира может быть и регулятором деятельности, направленной на изменение существующей реальности. Но адекватное отражение — это далеко не точное отражение. Сознание, регулирующее и руководящее поведением отдельного субъекта, в своем функционировании опирается на полученные ранее знания и приобретенный жизненный опыт. Именно от этих факторов зависят предпринимаемые человеком конкретные действия, их оценка, а также вся дальнейшая деятельность. Происходит вторичное отражение действительности, вторичное ее познание.
Вышесказанное позволяет понять процесс отражения действительности в сознании человека, т.е. процесс преобразования материального в идеальное. Действительно, данный процесс весьма непрост и имеет на уровне конкретного индивидуума свои особенности. Как уже говорилось, на уровне высшей формы отражения – психического отражения, в сознании появляется абстрактное мышление, позволяющее отражать особенности окружающего мира без непосредственного воздействия каких-либо явлений на органы чувств. Иными словами, человеку не всегда необходим непосредственный контакт с объектом или явлением для получения новой информации. Посредством логического мышления появляется возможность предвидеть отдаленные следствия событий и действий человека. Все это, в силу неодинакового восприятия каждым конкретным человеком предметов материального мира, моральных и ценностных установок, событий, фактов и явлений, происходящих в обществе, может породить ошибочные умозаключения, и как результат – действия, противоречащие установленным правовым нормам.
Ошибка при совершении преступления свидетельствует о неправильном, искаженном отражении объективной, ставшей известной действительности в психике лица. То есть деятельность и ошибка тесно взаимосвязаны между собой. Ошибка не может проявиться вне деятельности человека.
Совершая то или иное общественно опасное деяние, каждый человек по-своему воспринимает, оценивает факты, побудившие его совершить деяние. Это обусловлено как его психологическими и социальными, так и биологическими особенностями. В конечном итоге один и тот же предмет неоднозначно отражается сознанием двух индивидов[7,с.36].
Таким образом, механизм развития ошибки в сознании лица, не смотря на немалое количество научных исследований по данной проблеме, еще полностью не изучен, что в свою очередь, безусловно, влияет на установление вины и определение виновности при квалификации преступлений. Это обстоятельство предопределяет необходимость глубокого и всестороннего исследования формирования ошибки в сознании лица при совершении преступления, однако ограниченные рамки настоящей публикации не позволяют раскрыть всю многогранность данной проблемы.
Список литературы:
- Георгиев Ф. И. Сознание и принцип отражения. — «Философские науки», 1966, № 5, 254 с.
- Маркс К. Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23. 920 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. 328 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии М. 1973. 424 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. Изд. М.: Политиздат. 1972. 303 с.
- Тугаринов В.П. Философия сознания (современные вопросы). М. «Мысль», 1971. 199 с.
- Якушин В.А. Ошибка и ее уголовно-правовое значение. – Издат. Казанского университета. 1988. 127 с[schema type=»book» name=»ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ СУБЪЕКТИВНОЙ ОШИБКИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ» description=»При совершении преступных деяний лицо не всегда правильно с правовой точки зрения оценивает свой поступок. Это обстоятельство объясняется субъективной ошибкой. В статье предпринята попытка исследовать с позиции теории отражения процесс формирования ошибки в сознании индивида.» author=»Иванов Андрей Геннадьевич » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]