Равноправие человека и гражданина установлено в ст. 19 Конституции России, в соответствии с которой государство констатирует, что все равны перед законом и судом, и гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Кроме того, Конституция определяет, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Исходя из Конституции России, можно выделить несколько аспектов равноправия: человека с человеком; женщины и мужчины (равноправие полов), национальное равноправие.
Наше исследование не будет охватывать все аспекты равенства прав и свобод человека и гражданина, закрепленные Конституцией Российской Федерацией, а сделает акцент лишь на изучении равенства мужчины и женщины, то есть гендерного равенства.
Сам термин «гендер» (равно как связанные с ним гендерные исследования) стал актуален для России относительно недавно. В Россию первые сведения о развитии гендерных исследований проникают в конце 1980-х годов. В их основе заложено понятие «гендер», которое до сих пор вызывает множество споров и соответственно неоднозначно трактуется представителями разных отраслей наук [4, с. 64].
Иногда бывает трудно понять, что именно имеется в виду под термином «гендер», и чем он отличается с тесно связанном термином «пол».
Английское слово gender означает род как грамматический род, или вид, в смысле отношения к определенному классу. Применение этого термина призвано отличать «социальный пол» от биологического пола.
«Пол» относится к биологическим и физиологическим характеристикам, определяющим мужчин и женщин.
«Гендер» относится к социальным ролям, поведения, деятельности, и атрибуты, которые данное общество считает необходимыми для мужчин и женщин.
Отличаются данные понятия по следующим категориям: термины «мужской» и «женский», относятся к понятию «пол», в свою очередь, гендер, как одновременно и элемент общества, и феномен культуры, разделяется на категории: «феминную» и «маскулинную».
Один из самых авторитетных социологов современности Энтoни Гидденс объясняет, что «гендер» — это «не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности» [4, с. 66].
О. А. Воронина отмечает, что «гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании и др.)» [1, с. 169]. Однако подобная конструкция объединена как с социальным, так и с биологическим полом человека, что связано, прежде всего, с функциональными особенностями половых ролей мужчины и женщины и выражается в гетеросексуальном сочетании.
Таким образом, гендер есть не что иное, как социальные роли, качество поведения, род занятий и деятельности, которые считаются в обществе характерными для мужчины и женщины.
Определив понятие гендера и его связь с полом человека, необходимо раскрыть соотношение гендерного равенства (неравенства) и равноправия.
Теория гендерного равенства сводится не только к идее равных прав мужчин и женщин, но и к всестороннему изучению особенностей функционирования каждого пола. Гендерное равенство как понятие до сих пор не введено в юридическую науку, хотя практика показывает необходимость этого.
Понятие гендерного равенства закрепилось в зарубежной науке со второй половины XX века, когда новая волна феминизма «накрыла» большинство европейских стран и заставила государственную власть обратить внимание на «женский вопрос» и поспешить с его решением. В связи, с чем многие западные специалисты посвящали свои исследования гендерным вопросам. В частности этим занимаются такие специалисты как Фридан Б., Уолш М., Брайсон В., и др. [3, c. 7]
Что касается отечественной юриспруденции, то в ней проблема гендерного равенства недостаточно освещена.
До сих пор нет единого комплексного исследования, охватывающего различные аспекты проблемы, в частности, такие как проявление гендерной дискриминации, как на уровне государственной политики, так и на уровне семьи, существование серьезных пробелов в действующем законодательстве и др. [3, c. 9].
Обращаясь к вопросам общего понятия гендерного равенства, следует заметить, что среди ученых в отечественной и зарубежной юридической литературе нет единого мнения на данный счет. Однако, в Российской Федерации еще в 2003 году был подготовлен законопроект «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации». В статье 1 данного проекта говорится, что «гендерное равенство» это равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам обоего пола свободно развивать свои потенциальные способности, умения и навыки для участия в политическом, экономическом, социальном и культурном процессах и освоении их достижений.
Но необходимо подчеркнуть тот факт, что данный законопроект находится на рассмотрении уже более десяти лет и неизвестно будет ли он принят.
В широком толковании понимание «гендерного равенства» представляется как равенство перед законом, равенство возможностей (в числе которых является равное вознаграждение за равный труд, равный доступ к производственным ресурсам) и равенство в выражении мнений и интересов [2, c. 26].
По мнению Н. А. Шведовой, «гендерное равенство – это равная оценка обществом схожести и различия между женщинами и мужчинами, различных социальных ролей, которые они играют» [6, c. 3]. Основным смысловым содержанием гендерного равенства является научная дефиниция самого понятия равенства, конкретизированного в плоскости гендера, а именно: если в основе содержания равенства лежит абсолютизированная абстрактная идентичность, то гендерное равенство имеет специализированный контекст, сужая абсолютную идентичность до гендерной.
Таким образом, гендерное равенство есть не что иное, как «одинаковость» мужчин и женщин (в конкретном подтексте) – именно «одинаковость», но не идентичность. Между мужчиной и женщиной невозможно поставить знак равенства уже только по причине их психофизиологических различий и особенностей, не говоря уже и о различных биологических функциях [5, c. 126].
Схожим образом толкует понятие гендерного равенства И. И. Ларинбаева, соотнося его с юридическим равноправием вообще [4, c. 72]. Гендерное равенство имеет особенность исключительно внешнего определения, то есть является проекцией общественного мышления, того, как общество определяет для себя форму взаимоотношений полов. Таким образом, можно сказать, что гендерное равенство первично по отношению к праву. Этому есть разумное объяснение: любое общество имеет традиции, которые, так или иначе, формируют массовое сознание. Например, общество стран Европы определяет мужчин и женщин как равных, а в странах Африки и Азии традиции не позволяют поставить женщин на одну ступень с мужчинами.
Таким образом, гендерное равенство (неравенство) является категорией общественной, то есть имеющей исключительно социальные корни, выражающиеся в массовом сознании людей.
В противовес гендерному равенству, гендерное равноправие является установленным обществом через механизм государства принципом построения отношений полов внутри общества, то есть вторично по отношению к гендерному равенству. Гендерное равноправие находит свое выражение в равенстве предоставляемых мужчинам и женщинам прав, основных свобод и обязанностей [5, c. 129].
Таким образом, гендерное равноправие есть признаваемое и устанавливаемое обществом через механизм государства гендерное равенство прав. То есть, понятие гендерного равноправия значительно уже понятия гендерного равенства вообще, так как имеет узкий специализированный контекст – право, сужающее общее равенство до равенства правового.
Список литературы:
- Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О.А.Ворониной. – М.: МЦГИ – МВШСЭН – МФФ, 2001. – 416 с.
- Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы / Пер. с англ. – М.: Издательство Весь Мир, 2001. – 408 с.
- Гордина, М. К. Теоретические и практические вопросы гендерного равноправия граждан в современной России: дис. канд. юрид. наук / М. К. Гордина. – Москва, 2005. – 186 с.
- Ларинбаева, И. И. Юридическая онтология гендерного равноправия: дис. канд. юрид. наук / И. И. Ларинбаева. – Уфа, 2004. – 207 с.
- Максимов, А. А. Соотношение понятий гендерного равенства и гендерного равноправия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота. – 2012. – № 9. – C. 126 – 129.
- Шведова, Н. А. Гендерное просвещение: просто о сложном / Н. А. Шведова. – М.: Антиква, 2002. – 212 с.[schema type=»book» name=»ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО» И «ГЕНДЕРНОЕ РАВНОПРАВИЕ»» author=»Окулич Анастасия Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-25″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]