Следователь, независимо от ведомства, в котором он осуществляет производство по уголовному делу, независимо от занимаемой должности, сложности дела и его объема процессуально самостоятельное лицо. Он сам возбуждает уголовное дело по своей подследственности, принимает его к своему производству, определяет направления расследования и производит необходимые следственные действия по собиранию доказательств, принимает решения о применении мер процессуального принуждения либо, если этого требует УПК РФ, возбуждает ходатайство о принятии такого решения перед судом или истребовать согласие руководителя следственного органа [2, c. 55]. По расследуемым следователем делам он вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными.
В последнее время в науке уголовного процесса часто возникают споры о процессуальном положении следователя как субъекта уголовного судопроизводства. Некоторые авторы, несмотря на предусмотренные нормы уголовно-процессуального законодательства, считают, что следователь не должен относиться к стороне обвинения. Так, известный процессуалист профессор С. Шейфер, объясняя, почему следователь не должен выступать в уголовном процессе на стороне обвинения, указывает, что следователь «не может не испытывать состояния внутренней раздвоенности, сознавая себя, с одной стороны, субъектом уголовного преследования, обязанным собирать уличающие обвиняемого (подозреваемого) доказательства, а с другой — исследователем, вынужденным опровергать самого себя, устанавливая обстоятельства, несовместимые с обвинением»[4, c. 35].
Заметим, что с появлением в уголовном деле таких субъектов как подозреваемый и обвиняемый следователь одновременно начинает выполнять две процессуальные функции в виде расследования преступления и обвинения.
Указанные функции трудно разъединить, так как между ними существует тесная связь. Так, возбуждая уголовное дело в отношении конкретного лица, следователь начинает расследование и одновременно ставит лицо в положение подозреваемого, так как в постановлении о возбуждении уголовного дела сразу формулируется и подозрение в совершении преступления конкретным лицом.
Следователь, который осуществляет следственные действия, собирает доказательства, принимает процессуальные решения по уголовному делу, должен иметь достаточно прав для самостоятельного их принятия, а также для отстаивания своих решений по делу перед своим руководителем и надзирающим прокурором. Кроме того, если следователь обжаловал указания своего руководителя или надзирающего прокурора, то уголовно-процессуальное законодательство должно предусмотреть право прокурора отказаться от дальнейшего расследования. Этот отказ не должен пониматься как некомпетентность следователя или нарушение им каких-либо служебных обязанностей.
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее по тексту — УПК РФ) [1] копии постановлений о возбуждении уголовного дела должны быть рассмотрены прокурором в срок не позднее 24 часов с момента получения соответствующих материалов (ч. 4 ст. 146). Прокурор обязан тщательно проверить соответствие постановления требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 146 УПК РФ, убедиться в наличии поводов и оснований для возбуждения уголовного дела (ст. 140). Из копии постановления о возбуждении уголовного дела без предварительного изучения прокурором собранного по сообщению о преступлении материала невозможно сделать вывод о законности и обоснованности возбуждения уголовного дела. Следует тщательно ознакомиться с доводами заявителя о преступлении, выяснить, насколько полно они проверены, чем конкретно подкрепляются и, наконец, есть ли состав преступления.
Целесообразно четко прописать в ч. 4. ст. 146 УПК РФ обязанность следователя представлять надзирающему прокурору постановление о возбуждении уголовного дела и собранный по сообщению о преступлении материал.
Выделение материалов уголовного дела в отдельное производство вовсе не означает, что новое уголовное дело будет возбуждено: этот вопрос решается руководителем следственного органа по правилам, предусмотренным в ст. 144, 145 УПК РФ [3, c. 7]. То есть по смыслу закона (ст. 155 УПК РФ) — следователь выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их для принятия решения о возбуждении уголовного дела руководителю следственного органа. Определенное противоречие возникло: между ст. 145 и ст. 155 УПК РФ: не учтено, то, что вопрос о возбуждении уголовного дела решает следователь (дознаватель) самостоятельно. Кроме этого, ст. 39 УПК РФ не предусматривает полномочия руководителя следственного органа принимать решения в соответствии со статьями 144 и 145 УПК РФ. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы. Анализируя данную норму необходимо сказать, что в данном случае руководитель следственного органа не осуществляет ведомственный контроль, а приравнивается к следователю, который как процессуально самостоятельное лицо вправе решить вопрос о возбуждении уголовного дела.
В связи с этим необходимо ч. 1 ст. 155 УПК РФ изложить в следующей редакции: «В случае если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении иными лицами преступления, не связанного с расследуемым преступлением, следователь, дознаватель выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и принимает решение в соответствии со. ст. 144-145 УПК РФ».
Список литературы:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СПС КонсультантПлюс
- Багмет А.М. К вопросу о процессуальной самостоятельности следователя // Российская юстиция. — 2013. — № 9. – С. 55.
- Гаврилов Б.Я. Современные проблемы досудебного производства и меры по их разрешению // Российский следователь. — 2013. -№ 21. – С. 7.
- Шейфер С.А. Российский следователь — исследователь или преследователь? // Российская юстиция. — 2010. — № 11. — С. 35.[schema type=»book» name=»СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА СЛЕДОВАТЕЛЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ» description=»С отнесением следователя к стороне обвинения изменился характер его процессуальных задач и полномочий. И это требует переосмысления роли следователя в сфере уголовного судопроизводства, направления его уголовно-процессуальной деятельности. Требуют уточнения задачи, полномочия следователя в связи с выполнением им функции обвинения, а также гарантии законности и обоснованности деятельности, его процессуальная самостоятельность. Результаты действия УПК РФ позволяют проанализировать практику его применения, выявить проблемы процессуальной деятельности следователя и требуют проведения дальнейших научных исследований, направленных на совершенствование уголовно-процессуального законодательства.» author=»Чуниха Анжелика Арслановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]