Переход Российской Федерации в 90-е годы прошлого столетия от административного метода к рыночным методам управления экономикой кардинально изменил экономическую, социальную и политическую обстановку в стране.
В связи с этим в России назрела необходимость в глубоком системном изучении состояния государственных финансов Российской Федерации, проведения анализа закономерности их развития в условиях рыночной экономики.
Система государственных финансов состоит из бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и государственного кредита.
Важно отметить, что для эффективного функционирования системы государственных финансов необходимо создать сбалансированный бюджет, то есть бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.
Рассмотрим некоторые показатели федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 № 348-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» прогнозируемый дефицит бюджета на 2015 год составил 430, 7 млрд. руб. (0,6 % ВВП), а на 2016 и 2017 года – соответственно 476, 3 млрд. руб. (0, 6 % ВВП) и 540, 9 млрд. руб. (0, 6 % ВВП).
Эти показатели указывают на достаточную сбалансированность федерального бюджета, которая найдет свое подтверждение лишь в результате исполнения этого бюджета.
В современной государственной бюджетной системе основными источниками финансирования бюджетного дефицита являются:
— внутреннее финансирование, к которому относится: выпуск и продажа ценных бумаг (акции, облигации), бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней, использование средств Центрального банка;
— внешнее финансирование: продажа ценных бумаг на мировом финансовом рынке, кредиты иностранных банков и международных финансовых организаций, кредиты иностранных правительств;
средства, полученные от приватизации государственного имущества.
В целях снижения рисков негативного воздействия на экономику внешних условий и финансового обеспечения непредвиденных расходов созданы резервные фонды исполнительных органов государственной власти, за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов, и фондов национального благосостояния.
В соответствии с указанным выше федеральным законом о бюджете прогнозируемая величина Резервного фонда на 2015 год составила 5,5 млрд. рублей; на 2016 год — 5,8 млрд. рублей; на 2017 год – 6,3 млрд. рублей.
В последнее время в связи с нестабильностью цены на нефть, колебаниями курса рубля, введением против России санкций со стороны США и Евросоюза роль этих фондов в нашей стране существенно возросла [ 2,с.47 — 48].
Для развития современной системы государственных финансов, совершенствования инфраструктуры, локальных товарных и фондовых рынков существенную роль играет государственный кредит с участием государства в качестве заемщика.
Следует отметить, что функционирование государственного кредита тесно связано с понятием внутреннего и внешнего государственного долга, который представляет собой сумму задолженности государства кредиторам.
В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 – 2017 годов Российская Федерация ставит перед собой задачу обеспечить уровень государственного долга к ВВП, не превышающем 15-20 процентов.
Безусловно, для достижения этой цели органы государственной власти должны усилить внимание к укреплению системы государственных финансов и совершенствованию методов и способов управления государственным долгом.
В условиях рыночной экономики система управления государственным долгом в России должна решать следующие задачи: сохранение объема долга на экономически безопасном уровне; сокращение стоимости обслуживания; эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля; усиление инвестиционного характера займов.
Таким образом, государственные финансы определяют объемы вовлеченных в экономику бюджетных средств, пропорции их распределения, направления и формы использования. Из государственного бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ в области государственного, экономического, социального, культурного, экологического и национального развития.
Система государственных финансов оказывает непосредственное воздействие на развитие рыночной экономики. Данное воздействие осуществляется через средства современного финансового механизма: инвестирование, налогообложение, диверсификацию, ценообразование, прибыль, процент, дивиденд и другие рыночные категории.
Важнейшим инструментом макроэкономического регулирования и обеспечения сбалансированного развития рыночной экономики, системы государственных финансов, проведения необходимых реформ в ведущих секторах экономики, повышения уровня жизни населения является бюджетная политика Российской Федерации.
Отметим приоритетные задачи бюджетной политики Российской Федерации: совершенствование нормативно- правового регулирования бюджетного процесса; повышение качества государственных программ и расширение их использования в бюджетном планировании; повышение устойчивости федерального бюджета и снижение его зависимости от внешнеэкономических факторов в долгосрочной перспективе и др.
Важным направлением развития системы государственных финансов в современных условиях развития рыночных отношений является совершенствование нормативных правовых актов по экономическим и финансовым вопросам.
Так, впервые в Налоговом кодексе РФ была введена классификация налоговых правонарушений и определена ответственность за их совершение, выделены виды налоговых правонарушений, за которые банки и небанковские кредитные организации несут прямую ответственность [4,с.33-34].
В рамках бюджетной реформы осуществляется внедрение в бюджетный процесс долгосрочного бюджетного планирования и формирования и исполнения федерального бюджета с учетом показателей целевых государственных программ.
Для реализации указанных целей бюджетной реформы органы государственной власти разрабатывают и утверждают финансово-плановые акты (федеральный бюджет, государственные бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты) и целевые программы (финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов, финансово-кредитные и кассовые планы банков, финансовые планы страховых организаций, государственные целевые программы).
В целях развития и укрепления системы государственных и муниципальных финансов Правительство Российской Федерации приняло ряд государственных целевых программ: «Управление государственными финансами» «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации» и др.
Следует особо подчеркнуть, что в Федеральном законе от 1 декабря 2014 № 348-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» впервые приведена подробная ведомственная структура расходов федерального бюджета с учетом целевых показателей государственных программ, то есть на практике был применен программно – целевой метод в бюджетном процессе, который предусматривает повышение социальной направленности бюджета.
Однако, как показывает предварительная экспертиза государственных программ, проводимая Счетной палатой Российской Федерации, многие программы еще требуют существенной доработки, особенно в части обоснований финансового обеспечения заявленных параметров финансирования программ, качественной и количественной оценки рисков, мер по их управлению [1, с.66-67].
В условиях рыночной экономики повышается роль государственного управления системы государственных финансов
Одним из важнейших инструментов государственного управления финансами является налоговая политика, которая влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами управления. Налоговая политика отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и применяется в зависимости от ситуации в ней.
Необходимо подчеркнуть, что рыночная экономика не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночной экономики усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Первым, кто заметил и сделал соответствующий прогноз, был А. Вагнер. Его расчеты и теоретические выкладки были поистине революционны, так как он один из первых ученых понял ограниченность рынка, разделил рынок на два сектора — государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государственной активности. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы [ 5, с.158].
В современных условиях России одной из острых проблем государственного управления остается проблема стабилизации системы государственных региональных финансов, выравнивание условий социально-экономического развития регионов.
Так, в ряде регионов Росси, по данным Счетной палаты Российской Федерации, государственный долг по кредитам, полученным от кредитных организаций, в общем долге на 1 января 2013 года находился на высоком уровне. Например, в Омской области он составил 91,6%, Астраханской области – 91, 2%, Ивановской области – 82,5%, Республике Марий Эл – 62,1%, Рязанской области – 61,7%, Саратовской области – 56,4%, Новгородской области – 54,6 процента [1, с.46].
Высокий уровень долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации свидетельствует об имеющихся острых проблемах в экономике регионов, в формировании и исполнении их бюджетов, что может в дальнейшем отрицательно повлиять на устойчивость всей бюджетной и банковской системы России.
Учитывая то, что развитие и укрепление системы региональных государственных финансов осуществляется в значительной степени через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), необходимо совершенствовать финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований.
Для улучшения финансового положения регионов и межбюджетных отношений федеральные органы должны, прежде всего, обеспечить целевую направленность финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, организовать разработку современных методик расчетов трансфертов и оценки бюджетных потребностей регионов.
Полагаем, что успех рыночных реформ, активное развитие системы государственных финансов, нормализация социально – экономической обстановки в стране в решающей степени зависит от эффективного государственного управления.
Рыночная экономика не может успешно и стабильно функционировать и развиваться без хорошо отлаженной, управляемой финансовой системы, в том числе системы государственных финансов, и регулируемого финансового рынка.
В целях дальнейшего развития и укрепления системы государственных финансов органам государственной власти и управления необходимо: постоянно совершенствовать финансовое законодательство с учетом обеспечения сбалансированности доходов и расходов; повысить качество государственных программ и расширить их использование в бюджетном планировании; обеспечить целевую направленность финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на федеральном уровне, организовать разработку и принятие современных методик расчетов трансфертов и оценки бюджетных потребностей регионов; повысить эффективность управления государственным долгом на федеральном и региональном уровнях, а также государственными финансовыми активами;
Одной из важнейших задач финансовой политики Российской Федерации остается задача выполнения международных базовых принципов эффективного и ответственного управления государственными финансами, к которым относятся: финансовая (налогово- бюджетная) прозрачность; стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов; эффективная и справедливая система межбюджетных отношений; консолидация бюджета и бюджетного процесса; среднесрочное финансовое планирование; бюджетирование, ориентированное на результат; эффективный финансовый контроль, отчетность и мониторинг [3,с.51 -53].
К сожалению, многие из этих основополагающих принципов в России еще недостаточно активно реализуются.
В целях укрепления социально-экономического положения страны Правительство Российской Федерации приняло Распоряжение от 27 января 2015 г № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».
Одними из ключевых направлений указанного плана являются: поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров; компенсация дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан (пенсионеры, семьи с несколькими детьми); повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.
Нет сомнения в том, что принимаемые органами государственной власти меры по совершенствованию правового регулирования системы государственных финансов сыграют важную роль в деле роста экономического и социального потенциала нашей страны.
Литература
- Параметры основных направлений бюджетной политики России/ Горегляд В.П.// Вестник АКСОР. -2013. — № 3.
- Полиевктова С.О. Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния/ С.О. Полиевктова // Молодой ученый.-2014.-№ 8.
- С. Солянникова. Управление государственными финансами; заявленные принципы и реальность.- Экономист.-2014.-; 4.
- Управление государственными и муниципальными финансами: учебник/ Н.Д. Шимширт, Н.В.Крашенникова. – М.: Альфа – М: ИНФРА-М, 2014.- 352 с.
- Экономика, финансы и право социального страхования. Институты и страховые механизмы. Роик В. -М.:Альпина Паблишер, 2012..[schema type=»book» name=»Проблемы правового регулирования системы государственных финансов Российской Федерации в условиях рыночной экономики» description=»В статье рассматриваются основные направления государственной политики Российской Федерации в области правового регулирования системы государственных финансов в условиях рыночной экономики. » author=»Ляшенко Татьяна Александровна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]