Демографическая ситуация, сложившаяся в России 2014 года, несмотря на ряд позитивных изменений и принимаемые меры, продолжает вызывать серьезную озабоченность и характеризуется сложными и неоднозначными процессами демографического развития; сохраняется комплекс проблем в области формирования политики народонаселения, во многом связанных с ситуацией, сложившейся в стране.
Процесс старения населения выражается в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста. Изменение соотношения в трудовой структуре населения приведет к тому, что численность выходящих за пределы трудоспособного возраста через 10 лет будет в два раза превышать численность вступающих в трудовой возраст.
Сокращение численности детей и подростков приведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны.
Реальная угроза связана с уменьшением численности населения рабочих возрастов и соответственно с сокращением экономического потенциала. Немалую роль в этом процессе играют, наряду со старением населения, сверх смертность населения в трудоспособном возрасте.
В условиях ожидаемого экономического роста сокращение численности экономически активного населения вызовет дефицит рабочей силы. В случае сохранения и усиления, сложившихся депопуляционных тенденций в воспроизводстве населения, решение большинства перспективных социально — экономических и политических задач будет крайне затруднено. Дефицит собственных людских ресурсов не может быть покрыт за счет миграционного притока без ущерба качества демографического потенциала.
В связи с сокращением численности населения государство стало активно принимать решительные меры по преодолению сложившейся ситуации в стране, как на федеральном, так и региональном уровнях. В 2001 году распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 N 1270-р одобрена Концепция демографического развития РФ на период до 2015 года [4,с.1]. В Концепции дан анализ современной демографической ситуации в России, сформулированы цели и задачи демографического развития, определены приоритеты, сформулированы положения, касающиеся информационного обеспечения и механизм реализации Концепции. Целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты:
— укрепление здоровья детей и подростков прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также путем развития физической культуры, спорта и организации досуга;
— улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
— улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты:
-формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;
— создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями;
— разработка и реализация стратегии развития доступных форм семенного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.
В марте 2005 года Концепция была уточнена в соответствии с пунктом 5а протокола заседания Совета Безопасности РФ №2.
На сегодняшний день в России начали реализовываться конкретные меры семейной и демографической политики, масштабной долгосрочной программы действий, которая начата 1 января 2007 года.
Появились и первые результаты. Так, достигнутые показатели в реализации нацпроекта «Здоровье» отмечены в качестве пусть маленьких, но все-таки — побед, измеряемых тысячами жизней граждан страны. В 2006 году и в первые месяцы 2007 года сократилась смертность и увеличилась рождаемость. 2008 год Президент объявил «Годом семьи» в России и заявил, что проведение этого года позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей.
На одном заседаний Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов была рассмотрена и в целом одобрена Концепция реформ в сфере демографии, рассчитанная до 2025 года [5,с.1].
Государственная демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения[1,c.3] Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Учитывая осложнившуюся демографическую ситуацию в России в современный период, законодательная и исполнительная власть страны приняли ряд важных документов. Ряд документов относится к стабилизации миграционных процессов. Среди них Федеральные законы:
«О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014) [6, с.1]. В Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации (Глава1,ст1.);
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) [7, с.1]. Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (Глава1,ст1.);
Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. N 1414 «О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы» [3, с.1]. Цель программы: регулирование миграционных целевые показатели потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища, и определение их правового положения на территории Российской Федерации; защита прав и интересов мигрантов; соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий; организация системы иммиграционного контроля и др.
В условия падения рождаемости и численности населения правительство РФ приступило к стимулированию роста рождаемости. По аналогии со странами Западной Европы, с 1 января 2007 года на территории РФ для ее граждан действует материнский капитал. Этот законопроект был разработан по предложению Президента в ежегодном Послании Правительству РФ. С рождением второго и последующего ребенка, матери выплачивается определенная сумма денег для того, чтобы матери было легче воспитать ребенка, дать ему образование, решить жилищные проблемы и т.п. На данный момент эта сумма составляет 429 408 рублей, однако каждый год эта сумма будет меняется с учетом положения на внутреннем и внешнем рынках, уровня конвертируемости рубля и прочих факторов, способных повлиять на ценность данной суммы денег. Эти деньги не выдаются матери наличными, а находятся в банке на личном счете ребенка или матери. Эти средства не доступны матери до достижения ее ребенком трехлетнего возраста. Далее этими деньгами распоряжаются на вышеперечисленные нужды.
По проведенным исследованиям, на данный момент Россия занимает 2-е место в мире по сумме за рождение ребенка и 3-е место по длительности срока получения денежных средств родителями ребенка.
Темпы депопуляции населения России приобрели угрожающие черты — количество россиян ежегодно сокращается и по различным прогнозам к 2050 году может составить 100 млн. человек (против сегодняшних 120 млн.). Низкая рождаемость, только одна из причин демографического кризиса в России. С проблемой естественной убыли населения столкнулись сегодня все регионы Центра России, независимо от уровня их экономического развития. Повышение рождаемости, увеличение продолжительности жизни, качества и доступности услуг здравоохранения и социальной защиты — стали главными направлениями государственной политики [2, с.16]
В демографии прогнозы строятся по аналогии с опытом других стран. Этот опыт однозначно свидетельствует: депопуляция населения преодолима. По предварительным оценкам, убыль может сократиться на несколько промилле в обозримом будущем.
Список литературы:
- Антонов А. И. Лекции по демографии: учебник для вузов. М: Академический проект, 2011. – 3с.
- Борисов В. Демографическая ситуация в современной России: демографические исследования. 2006., № 1. – 16с.
- Постановление Правительства РФ от 1 ноября 1997 г. №1414 «О Федеральной миграционной программе на 1998-2000 годы». — 1с.
- Распоряжение правительства РФ от 24.09.2001 г. №1270-р «О Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года». — 1с.
- Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2014 г. №483 « Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». – 1с.
- Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу с 04.08.2014). – 1с.
- Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. №115-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.09.2014). – 1с.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ» author=»Разживина Алёна Игоревна, Калашникова Елена Борисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-25″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]