Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Законодательную основу реализации аграрной реформы П.А. Столыпина составил ряд последовательных нормативно-правовых актов: Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» (9.11.1906 г.), Закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» (14.06.1910 г.), Закон «О землеустройстве» (май 1911 г.) [3, с. 594]. Утверждение это, ставшее в историко-правовой литературе хрестоматийным, с нашей точки зрения нельзя абсолютизировать: помимо названных НПА, в целях реализации реформы были изданы и иные законодательные и подзаконные акты. Анализируя весь корпус НПА, определивший идеологию реформы и механизм ее осуществления, в процессе реализации Столыпинской политики можно выделить три ее основных периода.

Первый период, сущностной особенностью которого стал тезис о том,  что каждый крестьянин мог в любое время выйти из общины и стать собственником полученной земли, связан с принятием Указа 9 ноября 1906 г.

Данный НПА был принят в порядке статьи 87 Основных законов Российской Империи. Развивая тезис, содержащийся в преамбуле, о том, что крестьяне уже имели право выхода из общины на основе Манифеста от 3 ноября 1905 г., Указ вводил серьезные изменения в правовой режим крестьянского землевладения. Ранее, ст. 165 Положения о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, и о содействии  правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий (19 февраля 1861г.) связывала момент укрепления права собственности за семейством на выделенную землю только с моментом выдела земельного участка к одному месту[1]. Следовательно, только с этого момента выделившийся домохозяин мог получить право распоряжения выкупленным участком. Указ же ввел закрепление земли за выходящим и без выдела. Согласно ему, крестьяне, вышедшие из общины, получали в личную собственность отдельных домохозяев все земли (усадебный участок и участки общинной земли), состоявшие в его постоянном пользовании (за исключением прав аренды). При условии, что если в данной общине не было переделов в последние 24 года, излишки земли отдельный домохозяин получал бесплатно. Если же переделы имели место, домохозяин обязан был заплатить общине за излишки по выкупным ценам 1861 года.

В силу ст. 4 Указа 9 ноября 1906 г. домохозяева сохраняли за собой «право пользоваться в неизменной доле» на подлежащие переделу на  особых основаниях сенокосные, лесные и другие угодья, а также право участия в пользовании угодьями, таким переделам не подлежащим — выгонами, пастбищами и пр.

Осуществляя сравнительно-правовой анализ норм ст. 12 Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости (19 февраля 1861г.) и норм Указа от  9 ноября, нельзя не отметить, насколько ограничены стали права общины в решении вопросов о выходе из нее с частью общинной земли. Теперь требование домохозяина закрепить за собой часть общинной земли является обязательным для общины. В силу ст. 6 Указа община обязана на сходе по приговору, принятому простым большинством голосов, в месячный срок со дня подачи заявления старосте указать участки, поступающие в личную собственность выходящего из общины домохозяина, и размер причитающейся с него доплаты.

Кроме того, на основании ст. 12 Указа каждый, закрепивший за собой в личную собственность чересполосный участок, имеет право требовать «во всякое время выдела к одному месту». Лишь в случае, когда желание выхода из общины заявляется во время общего передела, закрепление в личную собственность может быть совершено одновременно с «выделом к одному месту». Бесспорно, данная новелла должна была способствовать выделению более крупных зажиточных хозяйств. Таким образом, выходя из общины, крестьянин приобретал право на выделение земельного участка «к одному месту», на закрепление его в собственность со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями правом продавать эту землю, сдавать ее в аренду и т. д. [2, c.18].

В целях финансового обеспечения реализации положений анализируемого НПА 15.11.1906 г.был принят Указ «О выдаче Крестьянским Поземельным банком ссуд под залог надельных земель». По Указу отменялся введенный в 1893 г. запрет отдавать в залог частным лицам и частным обществам надельные земли [1, с. 862]. Кроме того, Положением Совета Министров от 25 ноября 1907 г. «О передаче на разрешение отделений крестьянского поземельного банка сделок по покупке земли в единоличную собственность» были расширены права местных отделений Госбанка.

Второй период развития законодательства о аграрной реформе связан с принятием Закона от 14 июня 1910 г. и характеризуется последовательным усилением единоличной собственности в ущерб прав общины.  По мнению Г.Ф. Шершеневича, теперь естественный способ перехода от общинной собственности к частной не просто допускался, но и  производился силой закона [4, с. 292]. В соответствии со ст. 1 Закона общества и имеющие отдельные владения селения, в которых не было общих переделов со времени наделения их землей, признаются перешедшими к подворному владению на правах частной собственности.

Новый порядок выдела отличается от положений Указа 9 ноября 1906 г. тем, что в последнем выдел производится сходом, а в случае споров, последние разрешаются в порядке примечания к ст. 12 Общего положения о крестьянах, т. е. уездным съездом. По Закону же от 14 июня выдел производится землеустроительной комиссией, которая не только производит сам выдел, но и разрешает и возникающие при этом споры, рассматривая вопрос: возможен и удобен ли обществу данный выдел?

Кроме того, Закон от 14 июня окончательно разрешил вопрос о том, кто является   субъектом  права  на землю  и   воздвигнутые  на  ней  строения: крестьянская семья, в целом, или один домохозяин. В силу ст. 47 Закона участки земли, выделенные в собственность из общинных земель, а также усадебные участки единолично принадлежат домохозяину. В тех же случаях, когда участки находятся в нераздельном владении матери и детей или нескольких лиц, не состоящих между собой в родстве по прямой нисходящей линии, они составляют общую их собственность (ст. 48).

Таким образом, идея семейного имущества была устранена, но не в полном объеме. Там, где сохранялось общинное землевладение, сомнения на этот счет сохранялись: новый закон признал личной собственностью домохозяина только усадебные участки.

Отметим также, что действие Закона о 14 июня распространялось (ст. 58) «на всех сельских обывателей, владеющих земельным наделом на правах крестьян-собственников». Таким образом, с одной стороны, действие закона не распространялось на крестьян, не владеющих наделами на правах собственности, в том числе на государственных крестьян Сибири. С другой стороны, действие закона распространялось только на надельные земли.

Третий период правовой регламентации реформы был связан с принятием Закона от 19 мая 1911 г. и характеризовался увеличением круга земель, в которых коллективные формы землевладения могут быть вопреки воле коллектива заменены единоличной собственностью и отрубным владением.

Закон о землеустройстве предусматривал возможность производства следующих землеустроительных действий:

  • выдел земель отдельным селениям сельских обществ, выселкам и частям селений;
  • выдел отдельного отрубного участка членам сельских обществ;
  • полное (в пределах всего сельского общества разверстывание угодий);
  • уничтожение черезполосности сельских обществ и селений с прилегающими владениями;
  • раздел угодий, находящихся в общем пользовании крестьян и частных владельцев.

Существенной новеллой, устраняющей препятствия для реализации данного порядка землеустройства, является положение ст. 16 Закона: аренда разверстываемых угодий не мешает разверстыванию, которое не требует согласие арендатора. Аренда просто переходит на землю, поступившую при разверстывании взамен арендованной, причем арендатору предоставляется право отказаться от арендного договора.

Важны и положения Закона (ст. 18, 19) о том, что предназначенные к разверстыванию в порядке землеустройства отдельные участки уже не подлежат размежеванию в судебном порядке, а если судебно-межевой спор уже начат, он приостанавливается на все время производства землеустроительных действий.

Закон определил и достаточно четкий регламент деятельности землеустроительных комиссий, вменяя в обязанность последним не только само производство разверстывания, но и разбор споров о размерах земельных долей, причитающихся отдельным селениям, частям селений или домохозяев, разбор споров, возникающих собственно в процессе землеустройства, в том числе, о границах, подлежащих землеустройству земель.

Содержание НПА, регламентировавших реализацию аграрной реформы П.А. Столыпина, имеет крайне важный характер. Конечно, в первую очередь,  анализировавшиеся нами законы и указы четко определили стратегию и тактику реформы. Но для того, чтобы понять их истинную роль следует помнить о том, что ранее частное землевладение как в городах, так и в сельских местностях регулировалось общими нормами гражданского права, общинное землевладение крестьян — административными постановлениями, а порядок сдачи в аренду свободных государственных земель — Уставом о казенных оброчных статьях. Таким образом, именно установления          1906-1911 гг., по сути, заложили основы земельного законодательства Российской империи, которого ранее, в принципе, не существовало.

Список литературы:

  1. Вешняков В. Сборник законов и постановлений для землевладельцев и сельских хозяйств. — СПб., 1879. – 1021 с. С. 861 — 865.
  2. Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 286 с. С. 18.
  3. Озерцовский Н. Е., Цыпкин П. С. Свод законов Российской империи, дополненный по Продолжениям 1906, 1908, 1909 и 1910гг. и позднейшим узаконениям 1911 и 1912гг. Кн. 3. Т. 10- 13.-СПб., 1913. С. 583, 594.
  4. Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. — Тула: Автограф, 2001. – 719 с.С.292.

[1] Озерцовский Н. Е., Цыпкин П. С. Указ. соч. С.242.[schema type=»book» name=»ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ» author=»Опилат Мария Владимировна» publisher=»басаранович екатерина» pubdate=»2017-06-25″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found