Статус (от лат. status — состояние, положение, англ. status) — в общем смысле правовое положение (совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей) гражданина или юридического лица [6].
Под правовым статусом судей понимается совокупность их прав и обязанностей по осуществлению правосудия, а также их прав и обязанностей, вытекающих из их высокого положения [4].
Правовой статус судей определяется Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», процессуальным законодательством и другими нормативно-правовыми актами.
Закон устанавливает общий правовой статус всех без исключения судей независимо от их принадлежности к конкретным судам. Другими законами и нормативными актами могут устанавливаться дополнительные права и обязанности судей, требования к кандидатам на судебные должности.
Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы.
Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
Судья не вправе замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности и др.
Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным Законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
Закон «О статусе судей в РФ» определяет, что мировые судьи назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет.
Перед вступлением в должность кандидатам необходимо пройти краткосрочный курс обучения, сдать квалификационные экзамены и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей субъектов Российской Федерации.
Формирование качественного судейского корпуса имеет первостепенное значение. Для этого необходимо широкое привлечение в судебную систему образованных, высоконравственных и заинтересованных в карьерном росте специалистов.
Необходимость такой подготовки очевидна: в среднем 30 % желающих занять должность судьи не выдерживают квалификационного экзамена.
Президент Российской Федерации В. В. Путин во вступительном слове к 6 всероссийскому съезду судей отметил следующее: « — Теперь несколько слов о повышении профессионализма мировых судей. Они рассматривают дела, возникающие из житейских коллизий, но по своей сложности, не уступающие тем, которые разрешаются федеральными судьями. Потому важно создать эффективную систему повышения квалификации мировых судей, причём использовать для этого все возможности не только образовательных учреждений, но и органов судейского сообщества» [3].
Мировые судьи, являясь судьями субъектов Российской Федерации, входят в единую судебную систему России, финансируются из федерального бюджета (финансирование осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации), участвуют в работе всего судейского сообщества, на них распространяется и Закон РФ от 26.06.1992 №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
Специфика института мировых судей состоит в том, что эти судьи действуют только как судьи первой инстанции и осуществляют свои функции в пределах территорий закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с председателем областного или равного ему суда.
Количество судебных участков может быть равно (или больше) числу районных судов, т.е. территория одного судебного района может быть разделена на несколько судебных участков. Количество и границы судебных участков внутри одного района определяются решением органа законодательной власти. Он также должен решить вопрос о необходимости введения этого института. Практически решение данного вопроса зависит от многих факторов: нагрузки районных судей, реальной возможности решить вопросы подбора кадров и материального обустройства мировых судей (помещения, оплата труда технических работников, финансирование почтовых, транспортных и других расходов).
Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов Российской Федерации.
В Белгородской области Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами Белгородской области в соответствии с федеральным законом.
Деление на судебные участки, количество мировых судей и судебных участков определяются Федеральным законом от 29.12.1999 № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации».
Таким образом, на территории Белгородской области отправляют правосудие 80 мировых судей и действует соответствующее количество судебных участков [2].
Мировые судьи в Белгородской области назначаются на должность Белгородской областной Думой.
С соответствии с законом Белгородской области от 13.03.2000 №91 «О мировых судьях» мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей Белгородской области [1].
От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей Белгородской области освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет. В отношении указанных лиц квалификационной коллегией выносится заключение о возможности ими исполнять обязанности мирового судьи.
Основанием для рассмотрения вопроса о назначении на должность мирового судьи на заседании областной Думы является представление начальника управления Судебного департамента в Белгородской области, вносимое в областную Думу не позднее, чем за 14 дней до заседания областной Думы.
К представлению прилагается личное дело кандидата на должность мирового судьи.
К представлению также прилагаются рекомендация и заключение квалификационной коллегии судей Белгородской области. В областную Думу также представляется список граждан, не прошедших конкурс на назначение на должность мирового судьи.
Конституция РФ установила гарантии обеспечения независимости судей. Одна из этих гарантий — несменяемость судей.
Принцип несменяемости распространяется на лиц, наделенных в порядке, установленном Законом о судебной системе РФ, полномочиями осуществлять правосудие и исполняющих свои обязанности на профессиональной основе.
Областная Дума большинством голосов от избранных депутатов Думы принимает постановление по вопросу о назначении на должность мирового судьи.
Мировой судья впервые назначается на должность сроком на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность.
При повторном и последующих назначениях на должность мировой судья назначается каждый раз сроком на пять лет.
Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он был назначен, либо в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей. В случае временного отсутствия (отпуск, болезнь, командировка и т.д.) мирового судьи к осуществлению правосудия привлекается мировой судья другого судебного участка или судья, находящийся в отставке. Решение о привлечении к отправлению правосудия мирового судьи другого судебного участка или судьи, находящегося в отставке, принимается: в районах, где создан один судебный участок -председателем областного суда; в районах, где создано два и более судебных участка — председателем районного (городского) суда.
Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами.
Законами субъектов Российской Федерации мировым судьям могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты.
Высокое предназначение суда подчеркивается его особым правовым статусом и установлением административной или уголовной ответственности за неуважение к суду.
Одной из форм проявления неуважения к суду является неисполнение требований и распоряжений судей. Виновные в этом лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Неуважение к суду может проявляться и в форме невыполнения требований судьи и нарушения порядка в ходе судебного заседания. Виновные в этом лица (в том числе и участники процесса) могут быть удалены из зала заседания суда. В крайних случаях, когда нарушение порядка носит массовый характер и создает препятствия для нормального хода судопроизводства, зал судебного заседания решением суда может быть очищен от публики на некоторое время или на все время рассмотрения дела. Тем самым открытый процесс фактически превращается в закрытый [5].
В ГПК РФ сказано, что при входе судей в зал судебного заседания все присутствующие в зале встают. Участники процесса обращаются к судьям: «Уважаемый суд».
В последнее время участники процесса обращаются к председательствующему также со словами «Ваша честь», и в этом нет ничего предосудительного, ибо такое обращение к судье показывает высокую степень уважения и существовало со времен судебной реформы 1864 г. [7].
Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.
В целях поддержания уровня квалификации, необходимого для осуществления судейских полномочий, судья имеет право на повышение квалификации один раз в три года в учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования с сохранением денежного содержания на период обучения.
Повышение квалификации организуется соответственно Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и осуществляется для судей федеральных судов за счет средств федерального бюджета, а для мировых судей — за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
На здании суда устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в зале судебных заседаний помещаются изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации.
Государственный флаг РФ над зданием суда и в зале судебного заседания, изображение Государственного герба РФ — это символы государства, от имени которого судом осуществляется правосудие.
Мировой судья, впервые назначенный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг мирового судьи и моя совесть».
Присяга приносится перед Государственным флагом Российской Федерации и флагом области.
При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии. Обязательность облачения судей в мантии возводится законодателем в ранг осуществления правосудия, хотя, на наш взгляд, это придание строгости, серьезности и значимости отправлению правосудия.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.1999 № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» // Российская газета.-2000, 6 января
- Закон Белгородской области от 13.03.2000 № 91 «О мировых судьях Белгородской области» // Белгородские известия.- 2000.- №44.
- Вступительное слово президента Российской Федерации В.В.Путина// Российская юстиция.-2005.-№3.-4 с.
- Завидов Б.Д. Комментарий к Закону «О статусе судей в Российской Федерации» (постатейный).-М.: Юстицинформ, 2003.- 96 с.
- Зайцев И. М. Судебная власть в гражданском процессе// Российская юстиция. — 1994. — №2. — 2-3 с.
- Тихомирова М.Ю.Юридическая энциклопедия. — М.: Юринформцентр, 1997.- 207 с.
- Ямшанов Б. Где Ваша совесть, Ваша честь // Российская газета. — 2003.[schema type=»book» name=»Правовой статус мирового судьи в современной России» author=»Компаниец Инна Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-18″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]