Сегодня мировое сообщество как никогда ранее подчеркивает ведущую роль сферы труда в контексте обеспечения прав и свобод человека. При этом главный акцент сосредоточен на международных правовых стандартах труда, их целях, содержании, механизме реализации и тенденциях развития. И по мере того, как основные права человека в сфере труда, их регламентация, механизм защиты и деятельность международных организаций в этой сфере стали все более широко освещаться в праве, растет внимание нашего государства к регулированию социально-трудовых отношений.
Основы регулирования труда иностранцев в Российской Федерации – это норма Конституции о равном праве на труд. Предоставляемый на уровне основного закона национальный режим для иностранцев в части реализации права на осуществление трудовой деятельности частично нивелируется действующими законами. Понятной является невозможность предоставления абсолютного права на труд иностранным гражданам без каких-либо оговорок. Качество трудового законодательства в данном случае будет определяться степенью законодательной оправданности и грамотности при установлении изъятий из национального режима.
В ч. 3 ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей запрет дискриминации в сфере труда, установлено, что не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. Данная редакция статьи, вступившая в силу 01 декабря 2014 года, является подтверждением позитивной тенденции в сфере обеспечения права на труд иностранцев. Предыдущая редакция указанной нормы допускала ограничение прав иностранных работников, которые могли быть «установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Не менее позитивным направлением в следовании общемировой тенденции соблюдения права на труд является введение в действие главы 50.1 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства», в которой детализирован порядок заключения трудового договора, временного перевода, отстранения от работы, прекращения работы и выплаты выходного пособия работникам, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, а также исключение из Трудового кодекса Российской Федерации императивной нормы, содержащейся в п. 12 ч. 1 ст. 83, согласно которой трудовой договор подлежал прекращению «в связи с приведением общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством Российской Федерации для работодателей, осуществляющих на территории Российской Федерации определенные виды экономической деятельности». Очень важным стало закрепление возможности заключения с иностранцами и лицами без гражданства бессрочного трудового договора (ст. 327.1 ТК)[1].
Приходится констатировать, что Российская Федерация постепенно преодолевает принцип приоритета сугубо национальных интересов в сфере трудовых отношений, осложненных иностранным элементом. При этом в качестве регулятора таких отношений выступает право, для которого наряду с частноправовым элементом характерен и элемент публично-правовой. Невозможность разделения этих элементов в трудовом праве отмечал еще в конце ХХ века Лунц Л.А.[2] Эта ситуация является объяснимой, поскольку даже когда частноправовая природа трудовых отношений не вызывает сомнений, в большинстве государств эти отношения оказываются в пределах правового поля, где обязательно применение национального законодательства и его императивные нормы имеют решающее значение. В законодательных системах многих государств подчинение трудовых отношений общим цивилистическим и коллизионным началам сталкивается с публично-правовыми предписаниями.
Применение норм иностранного трудового права на территории РФ ограничивается оговоркой о публичном порядке, что является строго позитивным, поскольку не позволяет иностранному праву, нарушающему публичный порядок в государстве регулировать отношения в сфере труда.
При этом Российская Федерация не стремится расширить экстерриториальное действие своего трудового законодательства, как например США, чьи законы о справедливых условиях труда, об инвалидах, о запрете дискриминации пожилых трудящихся действуют не только на территории штатов, а распространяются на трудовые отношения проживающих за рубежом американских граждан с американскими компаниями, функционирующими за пределами США.[3]
Возможности применений российского трудового права на территории других государств обсуждалась только лишь на доктринальном уровне. По мнению большинства российских ученых, экстерриториальное применение трудового права допустимо в двух случаях: а) с помощью заключения специального соглашения; б) иностранное право применяется во всех случаях, когда коллизионные нормы прямо отсылают к иностранному закону.
В области трудовых отношений сложились следующие основные коллизионные принципы.
- Свобода выбора права (автономия воли — lex voluntatis). Этот принцип применяется в Великобритании, Италии, Канаде, ФРГ, Польше. Например, согласно ст. 32 Закона Польши 1965 года о международном частном праве «стороны могут подчинить трудовые правоотношения выбранному им закону, если он находится во взаимосвязи с этими правоотношениями».
- Закон места работы (lex loci laboris). В соответствии с этим принципом к иностранцам применяется закон страны места работы. Он закреплен в законодательстве Австрии, Албании, Венгрии, Испании, Швеции и других стран. Например, в соответствии с венгерским Законом о международном частном праве 1979 года к трудовому правоотношению, если нормативный акт не предусматривает иного, применяется закон того государства, на территории которого следует выполнять работу.
- Закон места нахождения работодателя. В соответствии с этим коллизионным принципом, если согласно трудовому договору работу следует выполнять на территории нескольких государств, к трудовому отношению применяется закон места нахождения, места жительства или места коммерческой деятельности работодателя. Согласно ст. 101 Закона Румынии применительно к регулированию отношений международного частного права 1992 года трудовой договор подчиняется, если только стороны не договорились об ином, закону того государства, на территории которого: а) работник обычно выполняет свою работу согласно договору, даже если временно он направлен в другое государство; б) находится предприятие, нанявшее работника, если такой работник выполняет работу, в силу характера самой своей деятельности, в нескольких государствах; в случае, когда тем не менее существует более тесная связь договора с другим государством, применимым является закон этого государства.
- Личный закон работодателя — физического или юридического лица (lex personalis или lex societalis). Например, если работники венгерского работодателя выполняют работу за границей по командировке или на более длительной зарубежной службе, то к правовому отношению следует применять венгерский закон. Данный принцип применяется также и тогда, когда место работы определить точно невозможно (например, ввиду командировок) или работа подлежит исполнению в двух или более странах.
- Закон страны заключения контракта о найме (lex loci contractus). Например, по законодательству Англии и США к трудовым отношениям, заключенным в этих странах, применяется местное право.[4]
Согласно ч. 5 ст. 11 на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Указанная норма Трудового кодекса Российской Федерации, по сути, закрепляет главенствующий принцип для регулирования трудовых отношений, осложненных иностранным элементом — закон места работы (lex loc i laboris). Указанный принцип был закреплен и в ст. 5 Рекомендательного законодательного акта «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ» 1995 года, принятого межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ. В соответствии с этим принципом въезд граждан на территорию государства трудоустройства, их пребывание там и выезд осуществляются согласно действующему на территории государства трудоустройства законодательству и соответствующим соглашениям.[5] Нашел свое закрепление указанный принцип и во введенной в действие 01.12.2014 года главе 50.1. Трудового кодекса РФ.
Интересно, что уже в 1896 году Вводный закон к Германскому уложению в статье 30 предусмотрел наиболее важный принцип согласно которому в трудовых договорах и трудовых отношениях выбор права сторон не должен вести к тому, чтобы работник был лишен защиты, которая ему предоставляется императивными положениями того права, которое являлось бы подлежащим применению в отсутствии выбора права.[6]
Таким образом, в случае ограничения возможности применения к иностранным гражданам, осуществляющим свою трудовую деятельность на территории Российской Федерации, норм любого иностранного права при отсутствии международного договора, национальный закон должен обеспечить полную и надлежащую реализацию прав трудовых мигрантов, поскольку от степени защиты трудовых прав и интересов таких работников зависит их успешная интеграция в общество принимающей страны, обеспечение равных возможностей для удовлетворения ими своих природных и социальных потребностей.
Механизм обеспечения трудовых прав и интересов мигрантов представляет собой сложное образование, состоящее из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных систем. С одной стороны — это система гарантий, мероприятий и инициатив международных и национальных органов и учреждений, которые закреплены в международных актах (конвенциях). С другой — это система международных и национальных органов и учреждений, которые действуют в целях соблюдения международных стандартов в сфере трудоустройства иностранных граждан. Такой механизм может быть приведен в действие только посредством качественного правового регулятора, элементом которого выступает коллизионное право.
Сферу трудовой миграции в РФ регламентируют несколько сотен нормативно-правовых актов разной юридической силы. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, являющимися составной частью правовой системы Российской Федерации, и в соответствии со статьёй 17 Конституции Российской Федерации, в нашем государстве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.
Активное вмешательство государства в регулирование трудовых отношений предопределяет ограничение действия коллизионных норм, то есть в итоге ограничение применения иностранного права. Особенностью международного частного трудового права Российской Федерации также является осторожное отношение законодателя к возможности применения автономии воли сторон.
Для иностранцев закреплен общий разрешительный порядок труда на территории Российской Федерации. Изъятия из национального режима в части запрета привлечение труда иностранцев на любые выборные должности в органах государственной власти и управления; должности судей, прокуроров, следователей, нотариусов и т.д. являются полностью оправданными. Спорным в части обеспечения национального режима для иностранцев является регламентация режима административной процедуры получения разрешения на осуществление трудовой деятельности с 1 января 2015 года.[7], путем получения патента – документа, предоставляющего право на труд (которое и так гарантировано Основным законом государства) имеет срочный, оплатный характер, ограничен территориально и выдается только на определенный вид деятельности. При этом ставка налога на доходы физических лиц является на территории РФ существенно повышенной для иностранцев по сравнению с той, которая действует для граждан.
Проблемы, связанные с защитой прав мигрантов в РФ, возникают на разных этапах их миграции. Трудности при въезде в и выезде из Федерации, обусловленные административной процедурой, являются закономерными. Вопросы поиска жилья и работы, оформление разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности, доступа к медицинским и образовательным учреждениям должны быть лишены административного начала либо действие административного порядка должно быть минимизировано, поскольку указанная сфера затрагивает частноправовые интересы иностранных граждан.
Безусловно, ценным и оправданным является приоритетное обеспечение трудовых прав собственных граждан, при этом немаловажно установить баланс правового регулирования в части недопущения ограничения прав иностранцев, в силу предоставленного им национального режима. Достичь такого равновесия можно только грамотным соединением норм международного и национального права в сфере трудовых правоотношений. Положительная тенденция в части изменения национального трудового законодательства на сегодняшний день имеет место. Остается упорядочить коллизионно-правовое регулирование трудовых отношений.
Литература:
- Лунц Л. А. Курс международного частного права. Особенная часть. М., 1975. С. 477.
- Киселев И. Я. Зарубежное трудовое право. М., 1998. С. 182.
- Международное частное право под ред. Дмитриевой Г.К.- Учебник. М. -2004, с. 547-548.
- Электронный ресурс: www.csg-library.org
- Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
[1] Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ»О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».
[2] Лунц Л. А. Курс международного частного права. Особенная часть. М., 1975. С. 477.
[3] Киселев И. Я. Зарубежное трудовое право. М., 1998. С. 182.
[4] Международное частное право под ред. Дмитриевой Г.К.- Учебник. М. -2004, с. 547-548.
[5] Там же, с. 549.
[6] www.csg-library.org
[7] Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».[schema type=»book» name=»ПОЗИТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАК ШАГ К РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН» description=» В тексте статьи речь идет об основных проблемах коллизионно-правового регулирования трудовых прав иностранцев на территории Российской Федерации. Посредством анализа действующего трудового законодательства отмечены негативные и позитивные стороны в механизме обеспечения трудовых прав иностранных граждан. Целью исследования является выявление мировых тенденций в сфере коллизионно-правового регулирования трудовых отношений и, с учетом прогрессивных направлений в национальном трудовом законодательстве, определение путей преодоления возможного ограничения права на труд иностранцев на территории Российской Федерации. » author=»Гулевич И. В., Новохацкая И. П.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]