Отечественная система образования является важнейшим фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. На современном этапе развития России образование в его непрерывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
Органами прокуратуры Российской Федерации с учетом значимости обеспечения прав граждан в сфере образовательных услуг предпринимаются комплексные меры, направленные на предупреждение, выявление и устранение нарушений в данной сфере.
Типичными нарушениями, выявляемыми в ходе прокурорских проверок, являются нарушения установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию, а именно:
- П. 8 Порядка в части размещения на официальном сайте в сети «Интернет» информации о количестве мест в первых классах не позднее 10 календарных дней с момента издания распорядительного акта о закрепленной территории, о наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, не позднее 1 июля с целью проведения организованного приема граждан в первый класс (отсутствие информации на сайте);
- П. 9 Порядка в части указания в заявлении родителями обязательных сведений о месте рождения ребенка;
- П. 12 Порядка в части требования предоставления документов, не являющихся основанием для приема детей в образовательную организацию (социальный номер ребенка, медицинская карта с копией сертификата о прививках);
- П. 13 Порядка в части фиксирования в заявлении о приеме и заверения личной подписью родителей ребенка факта ознакомления родителей с лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, уставом образовательной организации, а также фиксирования подписью родителей ребенка согласия на обработку их персональных данных и персональных данных ребенка в порядке, установленном законодательством РФ;
- П. 13 Порядка в части зачисления — зачисление в образовательную организацию не оформляется распорядительным актом образовательной организации в течение 7 рабочих дней после приема документов;
- П. 14 Порядка в части соблюдения сроков приема заявлений в первый класс для детей, проживающих на закрепленной территории
- П. 18 Порядка в части регистрации документов, представленных родителями детей, в журнале приема заявлений — отсутствие практики регистрации документов, представленных родителями детей, в журнале приема заявлений
- П. 18 Порядка в части регистрации документов, представленных родителями детей, не регистрируются в журнале приема заявлений, не выдается заверенная подписью должностного лица и печатью образовательной организации расписка в получении документов, содержащая информацию о регистрационном номере заявления о приеме ребенка в образовательную организацию.
Основные требования, которые не устраняются вузами:
- отсутствуют документы, подтверждающие наличие на законном основании зданий, строений, сооружений, помещений;
- отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества;
- отсутствует заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности;
- не созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- не созданы условия для организации медицинской помощи обучающимся;
- отсутствует минимально необходимый перечень материально-технического обеспечения, предусмотренного требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
- доля привлекаемых к образовательной деятельности преподавателей с учеными степенями и званиям меньше доли, установленной требованиями ФГОС;
- ректор образовательной организации не имеет ученого звания и ученой степени;
- на должность профессора назначаются лица, не имеющие ученой степени доктора наук;
- к чтению лекций допускаются преподаватели, не имеющие рекомендаций аттестационной комиссии о назначении на соответствующие должности; не имеющие базового образования по профилю преподаваемых дисциплин;
- не обеспечивается доступ всех обучающихся к электронным научным и образовательным ресурсам, отвечающим содержательным и техническим характеристикам электронно-библиотечной системы
Прокуратурой Ленинградской области в результате проведенных проверочных мероприятий были выявлены факты нарушения требований законодательства об образовании в части обеспечения безопасных условий при проведении образовательного процесса.
Грубыми нарушениями в обеспечении безопасности образовательных учреждений остается ненадлежащая организация охраны.
Выявлены факты отсутствия организованного пропускного режима, не ведутся журналы регистрации посетителей, охранники отсутствуют на местах в период несения дежурства.
Вопреки требованиям закона территории многих образовательных учреждений не имеют ограждения. Ни все образовательные учреждения оснащены тревожными кнопками, в ряде случаев эти системы не работоспособны.
Территории и здания ряда школ не оборудованы системами видеонаблюдения, что отрицательно сказывается на комплексном подходе по обеспечению мер безопасности.
Проверкой установлено, что охранными предприятиями не выполняется норматив по времени реагирования по тревоге, выезды по тревоге осуществляют без защитных спецсредств, касок и бронежилетов.
Не осуществляется контроль над проносом в учреждения запрещенных предметов учащимися, что повлекло причинение телесных повреждений одному из учащихся в результате применения пневматического оружия другим учеником школы Выборгского района.
Ненадлежащая профилактическая работа выразилась в отсутствии разъяснительной работы с родителями несовершеннолетних, являющихся нарушителями порядка, а также непринятии мер по вовлечению таких детей в организованные формы досуга.
По итогам проверок в указанной сфере прокурорами области внесено 43 представления, привлечено к дисциплинарной ответственности 45 лиц. В защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в суды направлено 17 исковых заявлений, возбуждено 4 дела об административных правонарушениях.
В ходе прокурорских проверок в отдельных регионах выявляются нарушения при использовании бюджетных средств, выделяемых в рамках проекта, прав педагогических работников на получение вознаграждения, учащихся в рамках образовательного процесса, законодательства в сфере защиты детей от распространения информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, факты длительного неиспользования обучающего оборудования.
Нарушения прав педагогов на своевременное получение дополнительного вознаграждения за классное руководство, факты необоснованного уменьшения его размера, отсутствия в трудовых договорах, заключенных с учителями, условий о предоставлении стимулирующих выплат пресекались прокурорами в республиках Адыгея, Алтай, Башкортостан, Калмыкия, Татарстан, Тыва, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках, Краснодарском и Приморском краях, Амурской, Астраханской, Новосибирской, Ростовской, Самарской и Томской областях и других регионах.
Так, прокурором Ленинского района г. Грозного в связи с наличием долга перед учителями школ в мировой суд направлено 229 заявлений о выдаче судебных приказов на общую сумму 3,6 млн руб.
В Республике Тыва прокурорами районов в интересах свыше 150 педагогов в судебном порядке взыскана задолженность по выплатам за классное руководство на общую сумму более 280 тыс. руб.
В Республике Алтай более 120 работников школ Шебалинского района не получили вознаграждение за осуществление функций классного руководства. По требованию прокурора в пользу работников судом взысканы причитающиеся учителям выплаты.
Нередко прокуроры пресекали факты неэффективного использования обучающего оборудования, поставленного в образовательные учреждения (республики Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Удмуртская Республика, Ставропольский край, Брянская, Воронежская, Владимирская, Калужская, Московская, Рязанская, Пензенская и Ульяновская области).
В образовательных учреждениях Республики Татарстан более года не использовалось специализированное оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также оборудование для педагогов, работающих с данной категорией детей.
Прокуроры принимали меры по нарушениям при реализации программы дистанционного образования детей-инвалидов в Республике Татарстан, Карачаево-Черкесской, Удмуртской республиках, Краснодарском крае, Магаданской, Самарской и Сахалинской областях, г. Санкт-Петербурге.
Прокуратурой Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга установлено, что в ГБОУ СОШ №267 не используется оборудование для детей-инвалидов и педагогов, работающих с ними при дистанционном обучении. Прокурором в адрес директора учреждения внесено представление.
В Красноярском крае Ачинским межрайонным прокурором директору филиала Железногорской санаторной школы-интерната «Центр дистанционного развития детей-инвалидов» внесено представление в связи с непроведением необходимого обучения педагогических работников, участвующих в дистанционном обучении детей с функциональными нарушениями развития. Аналогичные факты выявлены в Республике Хакасия.
По результатам рассмотрения представления прокуратуры Магаданской области министерством образования и молодежной политики области организовано обучение ребенка-инвалида в коррекционной школе.
Актуальной остается проблема защиты детей от распространения информации, наносящий вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, антиобщественное поведение.
В ряде школ отсутствуют системы контентной фильтрации, зачастую она установлена ненадлежащим образом, соответствующие программные продукты не применяются. Такие обстоятельства создают условия для свободного доступа учащихся к информации, не совместимой с задачами воспитания и образования.
Благодаря вмешательству прокурора Чаплыгинского района Липецкой области в 9 общеобразовательных учреждениях и 4 филиалах школ на компьютерах установлены системы контентной фильтрации. 15 работников, ответственных за эту работу, привлечены к дисциплинарной ответственности.
Прокурорами Смоленской области в суды направлено 50 исковых заявлений с требованием обязать установить систему контентной фильтрации в сети Интернет в образовательных учреждениях, которые рассмотрены и удовлетворены.
Установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в частности, при организации питания в школах (республики Бурятия, Мордовия, Тыва, Алтайский, Красноярский края, Брянская, Калужская, Кировская, Курская, Мурманская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Орловская, Самарская, Смоленская области,).
Прокуратурой Мурманской области принесен 51 протест на локальные правовые акты, регулирующие порядок организации питания, внесено 4 представления, возбуждено 9 дел об административном правонарушении. По результатам их рассмотрения 7 лиц привлечено к дисциплинарной, а 9 – к административной ответственности.
В Алтайском крае только после вмешательства Алейского межрайонного прокурора начато использование оборудования для школьной столовой стоимостью свыше 150 тыс. руб., приобретенного еще в 2013 г. для обеспечения учащихся горячей едой.
Всего в рамках надзора за исполнением законодательства в указанной сфере прокурорами выявлено более 37 тыс. нарушений, в целях устранения которых опротестовано около 2 тыс. незаконных правовых актов, внесено свыше 7 тыс. представлений, в суды направлено 9,5 тыс. заявлений. По инициативе прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 6,8 тыс. и 1,1 тыс. лиц соответственно. Возбуждено 15 уголовных дел. В целях недопущения нарушений закона прокурорами объявлено свыше 900 предостережений.
Предложенный анализ практики прокурорского надзора позволяет сделать вывод о межотраслевом характере прокурорского надзора в сфере оказания населению образовательных услуг. Не подменяя государственные органы контроля и надзора в сфере образования, прокуратура в силу универсальности предоставленных надзорных полномочий эффективно и своевременно восстанавливает законность в указанной сфере.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- О. И. Величко и др. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних в условиях перераспределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления : пособие. М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2010. — 152 с.
- Н. П. Дудин. Деятельность прокуратуры по защите конституционных прав и интересов несовершеннолетних : учеб. пособие. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2011. — 108 с.
- Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014 № 256-ФЗ) [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ВерсияПроф.
- Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. —Режим доступа. — URL: https://genproc.gov.ru/
- Спасская, В. В. Правовое регулирование образовательных отношений: проблемы теории и практики / В. В. Спасская. — М. : Информ-Право, 2012. — с. 608.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ» description=»В статье с учетом придания большого значения качеству современного российского образования рассматриваются основные аспекты прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере образования. Автором проводится анализ практики прокурорского надзора по данному направлению. Основное внимание уделяется подробному рассмотрению основных нарушений законодательства в сфере образования. Автор приходит к выводу об актуализации усиления позиций прокуратуры как основного органа защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства в сфере образовательных услуг.» author=»Бурмистрова Елена Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]