Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, впервые в истории России гарантировала развитие местного самоуправления в духе Европейской хартии местного самоуправления. Органы местного самоуправления наделяются компетенцией, принадлежащей только им, свободны в осуществлении этой компетенции и несут за это ответственность. Самостоятельность местного самоуправления подчеркивается тем, что Конституция не включает органы местного самоуправления в систему органов государственной власти (ст.12). Вместе с тем это ни в коей мере не означает, что местное самоуправление находится вне системы государственно-властных отношений и абсолютно независимо от государства.
Анализируя явление местного самоуправления в свете статьи 12, многие ученые не соглашаются с этим положением и видят необходимость в его изменении. Так, М.А. Краснов считает, что местное самоуправление есть всего лишь автономия публичной власти, а не самоуправление людей и что, разграничивая в теории сферу государственной власти и сферу местного самоуправления, надо иметь в виду не иную природу органов местного самоуправления, а специфику их функций [6, с.10].
По мнению Н.В. Постового только государственная теория самоуправления, предполагающая, что местное самоуправление есть часть государственного управления как единого целого, исключает коллизии между обществом и государством [7].
Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин при характеристике самостоятельности местного самоуправления обращают внимание на то, что государство создает правовые рамки деятельности местного самоуправления, но само не вправе его осуществлять [5].
В свою очередь К.Ф. Шеремет замечает, что статья 12 Конституции Российской Федерации не делает органы местного самоуправления элементами государственности второго сорта и не выводит их за ее рамки [5].
Отдельные авторы усматривают в самостоятельности местного самоуправления опасные тенденции, связанные с ослаблением государственной власти в России и подрывом фундамента государственного управления [4].
Из приведенных высказываний следует, что местное самоуправление является элементом государственного устройства, и, следовательно, в публичном выражении своей воли органы местного самоуправления ничем не отличаются от органов государственной власти.
Следует отметить, что правовое закрепление статуса местного самоуправления невозможно без опосредованного волеизъявления на это компетентных государственных органов. Очевидно и то, что местное самоуправление учреждено для решения тех дел, которыми ранее занимались государственные органы, но это не означает, что эти дела перестали считаться государственными. Они по-прежнему находятся в сфере интересов и политики государства [10]. Поэтому, следует согласиться с мнением тех авторов, которые утверждают, что статью 12 Конституции Российской Федерации нельзя воспринимать как установку на полную самостоятельность и независимость органов местного самоуправления от государственной власти.
Сам факт закрепления принципов местного самоуправления в главе «Основы конституционного строя» Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что местное самоуправление не просто разновидность власти, а один из важнейших демократических устоев современной России, без которого немыслимо ее цивилизованное и свободное развитие.
Право граждан на осуществление местного самоуправления предусматривает их участие в местном самоуправлении через различные формы прямой демократии: местный референдум, муниципальные выборы, правотворческую инициативу граждан, территориальное общественное самоуправление, сходы граждан и иные формы самореализации населения. По мнению А. Н. Широкова, местное самоуправление как элемент политической системы общества имеет государственно-общественный характер.
Некоторые авторы рассматривают местное самоуправление в несколько иной функциональной плоскости, отмечая в нем как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта [3], либо видя его главное предназначение в предоставлении услуг. Следует напомнить, что данное свойство местного самоуправления в свое время вызвало появление общественной теории самоуправления, которая признавала за местным самоуправлением преимущественно хозяйственный характер деятельности.
Исходя из конституционного статуса местного самоуправления
Е.С. Шугрина комплексно определяет местное самоуправление как: 1) право граждан; 2) деятельность граждан; 3) форму народовластия; 4) одну из разновидностей социального управления; 5) одну из основ конституционного строя [11].
Г.В. Атаманчук рассматривает местное самоуправление как: 1) явление демократии, форму народовластия; 2) пограничное явление между государством и обществом, соединяющее их между собой; 3) управленческое явление, призванное целенаправлять, организовывать и регулировать общественную жизнедеятельность; 4) способ инициации и практического осуществления самодеятельности, творческой энергии и ответственности населения по месту жительства, форму реализации прав и свобод человека и гражданина [1].
В международных правовых документах, и, в частности в статье 3 Европейской хартии местного самоуправления под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения [9].
В Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» установлено следующее определение: «местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций» [8].
В России, как указывает Н.С. Бондарь, исторически сформировался коллективистский тип прав и свобод, именно поэтому в условиях формирования новой правовой системы России весьма актуальной проблемой является поиск оптимального сочетания коллективизма с самостоятельностью индивидов. В этом плане именно местное самоуправление способно стать своеобразным связующим звеном между коллективностью и автономией личности [2].
Так из представленных характеристик местного самоуправления видно, что это явление многогранно и многофункционально, и как следствие, современный этап реформы местного самоуправления в России осуществляется в контексте крупномасштабных преобразований всей системы публичной власти и явственно выразился в федеральных законах, касающихся взаимодействия законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организации местного самоуправления в Российской Федерации, в Бюджетном кодексе, Налоговом кодексе. А также, приведенные выше концептуальные суждения и подходы, касающиеся сущности и назначения местного самоуправления, обнаруживают ряд противоречий, обусловленных самой природой этого явления.
Список литературы:
- Атаманчук Г. В. Современные концепции и национальный опыт местного самоуправления//Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: концепции, конституционно-правовые основы, практика: Материалы научно-практической конференции 29 марта 1995 г. М., 1996.
- Бондарь Н. С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 1997.
- Воронин А. Г. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 1998.
- Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Под ред. И. Л. Бачило. М., 1998.
- Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003.
- Краснов М. А. Введение в муниципальное право. М., 1993. С. 10.
- Постовой Н. В. Муниципальное право. М., 1998.
- Собрание законодательства Российской Федерации. 06.10.2003, № 40, Ст. 3822.
- Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 15. Ст. 1695; 1998. № 36. Ст. 4466.
- Широков А.Н. Местное самоуправление в политической системе современной России: особенности и проблемы становления. СПб., 1997
- Шугрина Е. С. Муниципальное право. М., 1999.[schema type=»book» name=»МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ» description=»В статье рассматриваются посредством сравнительного анализа и правовой интерпретации основные подходы исследования местного самоуправления, концептуальные суждения, касающиеся сущности и назначения местного самоуправления.» author=»Конопляникова Марина Викторовна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-17″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]