Международное право занимает особое место среди отраслей права и юридических наук, учитывая, что регулирует межгосударственные и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения, которые в целом определяются существованием системы международно-правовых норм, отличительной от системы внутригосударственного права [2, с. 88].
Одной из сфер международных и связанных с ними внутригосударственных отношений является международное сотрудничество государств по вопросам борьбы с преступностью, оказания правовой помощи по уголовным делам, в том числе и экстрадиции.
Интеграционные процессы делают государства все более открытыми, что облегчает не только совершение правосудия, но и укрытие от него. Именно поэтому проблема преступности навсегда перестала быть внутригосударственной, она является опасностью для всего человечества.
Вопрос взаимодействия с иностранными государствами в сфере уголовного судопроизводства один из наиболее важных для Генеральной прокуратуры РФ на сегодняшний день [5]. Это обусловлено тем, что некоторые лица, нарушив закон, бегут из страны, избегая тем самым соответствующего наказания по законам этого государства. Для того, чтобы этот человек не остался безнаказанным за совершенное, и придуман правовой механизм выдачи преступников, ведь для привлечения к ответственности лица, чрезвычайно необходимо вернуть его обратно в страну для проведения следствия, суда, вынесения приговора и приведение его в исполнение. Итак, для начала разберемся в понятии «экстрадиция».
Выдача преступников (экстрадиция) – это акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или приведения в исполнении вынесенного приговора [1, с. 83].
Вопросам деятельности по выдаче преступников посвящены многие международно-правовые документы и решения. Среди них конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г., а также Российская Федерация имеет специальные двусторонние и многосторонние международные договоры, которые регламентируют вопросы экстрадиции с более чем с 70 государствами [5]. Однако, следует отметить, что выдача не является обязанностью государства, а является его правом, то есть, государство по каким-либо мотивам и причинам может полноправно отказать в экстрадиции. Передача же преступника обязательна лишь при наличии соответствующего международного договора, подписанного между странами.
В ст. 13 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) установлено, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству [7]. Эта статья основана на ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, где сказано, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству [4].
Ч. 1 ст. 12 УК РФ повествует о том, что проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых УК РФ, подлежат уголовной ответственности, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства [7].
Из этого всего следует то, что выдача (экстрадиция) может касаться только лиц без гражданства и иностранных граждан, которые совершили преступление вне территории Российской Федерации, и которые находятся в пределах российского государства – это установлено в ч. 2 ст. 13 УК РФ [7]. В таком случае, на основании межгосударственного договора о правовой помощи, лицо будет выдано по запросу иностранного государства.
Но даже двухсторонний-многосторонний договор об экстрадиции не совсем является основанием для экстрадиции, он только лишь обуславливает возможность использования данной правовой меры. Есть также ряд требований и условий, при присутствии которых, выдача преступника будет произведена [8, с.190].
В соответствии с закрепившейся международной практикой, государство предъявляет требование о выдаче преступника в случаях:
1) преступление совершено на территории данного государства;
2) преступление направлено против этого государства и причинило ему вред;
3) совершивший преступление — гражданин данного государства.
Экстрадиция преступников, провинившихся на территории нескольких государств, происходит путем дипломатических переговоров этих стран, учитывая нормы международного права и договоров.
Также существует ряд обязательных условий для выдачи преступника:
1) преступление, совершенное лицом на территории другой страны, является преступлением и на территории той страны, в которой находится преступник;
2) в случае если на территории страны, которой выдают преступника, за данное нарушение закона предусмотрена смертная казнь, то от запрашиваемого государства требуют гарантии о том, что смертная казнь к данному лицу применена не будет.
Экстрадиция преступника может быть произведена для исполнения вынесенного приговора в действие, в таком случае основанием для выдачи преступника будет вынесенный приговор.
Примерами экстрадиции для нашей страны являются – выдача Испанией Мрыхина, директора клуба «Хромая лошадь», в котором из-за нарушения правил пожарной безопасности произошел пожар, унесший жизни более сотни человек. Марокко выдало Алексея Калиниченко, обвиняемого в хищении мошенническим путем имущества более 4 тыс. потерпевших, Украина – активных участников преступной группировки, обвиняемых в убийстве 12 человек, в том числе малолетних детей, в станице Кущевской Краснодарского края [5]. Примеров можно привести достаточно много. Однако, все чаще, нарушившие закон, укрываются в странах, с которыми Россия еще не подписала договор об экстрадиции, но и это не препятствие правосудию, таким образом, в 2012-2013 году были успешно решены вопросы выдачи в Россию преступников из таких стран, как Чили, Объединенные Арабские Эмираты, Камбоджа и некоторых других стран [5].
В последние годы Генеральной прокуратуре удалось добиться выдачи в Россию многих беглых преступников, в том числе из тех стран, с которыми практически невозможно договориться об экстрадиции. В марте 2013 компетентные органы Великобритании экстрадировали, обвиненного в убийстве, Максима Винцкевича в Россию. В 2012 израильской стороной произошла выдача гражданина РФ Павла Еременко [6]. В 2015 году кассационный суд Франции принял решение о выдаче в Россию экс-главы БТА-банка Мухтара Аблязова и бывшего министра финансов Московской области Алексея Кузнецова, обвиняемых в многомиллиардных хищениях [3].
Верховный суд Камбоджи отклонил жалобу Генпрокуратуры России об экстрадиции бизнесмена Сергея Полонского, который был обвинен на родине в крупном мошенничестве, основываясь на том, что между странами не заключен договор об экстрадиции. Но международное сотрудничество России с другими странами по этому вопросу не стоит на месте: договор об экстрадиции между Россией и Камбоджей на данный момент находится на финальной стадии согласования – сообщил Сергей Лавров, по итогам переговоров с представителем Камбоджи.
Таким образом, для выдачи преступника необходим ряд условий, помимо наличия специального двустороннего-многостороннего договора. Но и это не гарант того, что, нарушившего закон, экстрадируют. К условиям относится — преступление, совершенное в запрашивающем государстве, является преступлением и в выдающем, а также гарантия неприменения смертной казни при выдаче преступника.
Институт экстрадиции регулируется все большим числом норм права и все больше развивается, но это развитие не идет семимильными шагами. На сегодняшний день появилась необходимость заключения новых международных договоров, дополняющих законодательство, а также устраняющих проблемы с тем, что не все страны готовы выдавать преступников для их осуждения и наказания. Необходимо повысить эффективность всего международного сотрудничества государств по проблеме борьбы с преступностью, ведь недоведение международного уголовного производства до своего логического конца – отсутствие приговора и наказания преступника – отрицательно сказывается на общем уровне права в обществе.
Список литературы:
- Абубакиров Ф.М. Актуальные проблемы применения Общей части уголовного права: Учебное пособие. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2005. – 288 с.
- Жадан В.Н. Международное право в системе российского законодательства // Армия и общество. 2012. № 2 (32). – С. 88-93.
- Коммерсантъ [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2679765 (дата обращения: 25.06.2015).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014. №31. Ст. 4398.
- Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://www.genproc.gov.ru/ms/ (дата обращения: 25.06.2015).
- Сетевое издание «РИА Новости» [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: (дата обращения: 25.06.2015).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 08.03.2015) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Muhametgalieva, S.H., Muhametgaliev, I.G., Kuzmenko, V.I. Influence of the Roman law on formation of the Romano-Germanic legal family// Riview of European Studies. 2015. Volume 7. Issue 6. – P. 186-193.[schema type=»book» name=»МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ЭКСТРАДИЦИИ» description=»Статья посвящена вопросам взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации с иностранными государствами в сфере уголовного судопроизводства. Рассматриваются проблемы международного сотрудничества по вопросам экстрадиции на примерах последних лет. Представлена международная практика по изучаемому вопросу.» author=»Стерхова Марина Ивановна, Мухаметгалиева Сафия Хамитовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]