Вопрос о соотношении целей и средств государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр является достаточно актуальным. Необходимо время от времени пересматривать теоретическое наследие, соотносить его с постоянно изменяющимися социально-политическими условиями.
На наш взгляд, в настоящее время не хватает ясности относительно целей и задач, преследуемых государством в сфере государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр.
В науке под целью понимается конечный результат какой-либо деятельности (человека, коллектива людей), предварительное, идеальное представление о котором и желание его достигнуть предопределяют выбор соответствующих средств и системы действий по его достижению.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [3] (далее Федеральный закон № 244) принят в целях установления нового режима государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр.
Необходимость принятия вышеназванного нормативного правового акта была обусловлена, прежде всего, достаточно высокими темпами развития игорного бизнеса в Российской Федерации. Для государства игорный бизнес сочетает в себе колоссальные возможности для получения налогов и обилие медицинских, психологических, моральных, социальных и политических проблем.
Норма части 1 статьи 1, определяя предмет регулирования Федерального закона № 244, акцентирует внимание правоприменителя на двух составляющих этого предмета:
- определение правовых основ государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации (установление порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон; выделение территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр; выдача соответствующих разрешений и лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр; осуществление государственного надзора в области организации и проведения азартных игр, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр лицами, осуществляющими указанную деятельность);
- установление ограничений осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В настоящей статье мы хотим обратить внимание именно на вторую составляющую предмета регулирования Федерального закона № 244, существенным моментом которой является то, что ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, устанавливаются в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Таким образом, законодатель определил конституционную основу установления этих ограничений. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ [1], права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следует отметить, что данная конституционная норма воспроизведена и в положении п. 2 ст. 1 части первой Гражданского кодекса РФ [2] применительно к возможности ограничения гражданских прав, так как основы правового регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр заложены в Гражданском кодексе РФ.
На основании вышесказанного, мы видим, что такая цель как «защита здоровья» законодателем неучтена, по нашему мнению это является правовым пробелом в законодательстве по организации и проведению азартных игр и соответственно фактором, снижающим эффективность правового регулирования игорной деятельности.
Ведь необходимость ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, а также установление над их деятельностью надлежащего контроля, обусловлена недопущением наступления негативных последствий от игорной деятельности. К моменту принятия Федерального закона № 244, такие последствия стали повседневным явлением в обществе – игроманы проигрывали всё имущество, теряли постоянную трудовую занятость, распадались семьи, совершались акты суицида и другие. С 1978 года патологическое влечение к азартным играм было включено в Международную классификацию болезней. И в международной системе кодирования болезней данное заболевание имеет код F63.0 [4]. Эти расстройства характеризуются повторными действиями, которые не имеют ясно выраженной рациональной мотивации, не могут контролироваться и обычно наносят вред самому больному и окружающим. В России Международная классификация болезней принята как единый нормативный документ для учета заболеваемости, причин обращений населения в медицинские учреждения всех ведомств, причин смерти.
Исследования в области медицины указывают, что патологическая страсть к азартным играм является такой же зависимостью со всеми клиническими признаками, как зависимость от алкоголя или наркотиков. С точки зрения биохимии, регулярный резкий всплеск адреналина в крови человека идентичен воздействию кокаина. Достоверно известно и проверено, что 3-5 месяцев игромании превращают человека в наркомана [5].
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что еще одним фактором негативного влияния игорной индустрии является здоровье населения.
Таким образом, реализованные в Федеральном законе № 244 ограничения по осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр основывались на теоретически обоснованных и практически подтвержденных данных об опасности азартных игр для здоровья населения.
С учетом изложенного, считаем целесообразным расширить предмет регулирования Федерального закона № 244, в части добавления еще одной цели государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и ограничения осуществления данной деятельности – защита здоровья.
Библиографический список:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ // «Российская газета», N 238-239, 08.12.1994.
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ (ред. от 22.07.2014) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», № 297, 31.12.2006.
- Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. 10-й пересмотр. Женева, 1995.
- Константин Благодаров // Источник информации: Деловой Вторник (Москва).[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ О ЦЕЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АЗАРТНЫХ ИГР» description=»В данной статье автор рассматривает и анализирует необходимость расширения предмета государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр, в целях защиты здоровья граждан.» author=»Гапеенко Дмитрий Юрьевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]