Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ МНОГОКВАРТИНЫХ ДОМОВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ МНОГОКВАРТИНЫХ ДОМОВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Важнейшей социально-экономической задачей общества и государства является создание условий для обеспечения всего населения жильем, отвечающим современным требованиям по занимаемой жилой площади и уровню комфорта. Отметим, что актуальность жилищной проблемы в современных условиях заключается не только в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным и потребительским требованиям. Серьезной социальной проблемой является состояние жилищного фонда.

С принятием Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» [1] граждане стали активно приватизировать свои квартиры. Право собственности дает гражданам широкие полномочия и возможности: владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями, а также возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости. Вместе с тем, собственник несет бремя содержания собственности: платит налоги, поддерживает жилое помещение и общее имущество многоквартирного дома в надлежащем состоянии, осуществляет текущий и капитальный ремонты.

С 1 марта 2005 г. вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. В ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации также содержится норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества.

Следует отметить, что до 1991 года жилищный фонд находился в  государственной или муниципальной собственности, соответственно и ремонт осуществлялся за счет государственных или муниципальных средств. Однако, начиная с 1991 года, капитальный ремонт многоквартирных домов в стране был практически прекращен, и с этого времени жилищный фонд стал деградировать. Поэтому сегодня актуальной задачей является повышение качества эксплуатации жилищного фонда, то есть существенное улучшение содержания и ремонта многоквартирных домов, как находящихся в собственности граждан, так и в муниципальной и государственной собственности. Это представляется очевидным и не вызывает сомнений. Но если ремонт в    квартире для собственника –  это обычное дело, то с капитальным ремонтом дела обстоят намного сложнее. С обретением права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме гражданам приходится самостоятельно изыскивать средства для проведения мероприятий, направленных на поддержание жизнеспособности многоквартирного дома.   Однако, законодатель в ст. 16  Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» отметил, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с названным Законом. Как следует из текста названного документа, бывший наймодатель (орган государственной власти или орган местного самоуправления) должен был исполнить обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме в тех домах, которые по срокам и состоянию подлежали капитальному ремонту. При этом обязанность по производству капитального ремонта, не исполненная наймодателем на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

Таким образом, исходя из системного толкования статьи 16 Закона РФ  «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ, после исполнения бывшим наймодателем обязательств по капитальному ремонту проведение последующих капитальных ремонтов относится к обязанностям собственников жилых помещений, в том числе приватизировавших жилые помещения [2].

Федеральным законом № 271-ФЗ от 25.12.2012 [4] в Жилищный кодекс РФ был введен раздел «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

Этим законом определены не только требования к организации региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов, но установлена обязанность собственников помещений, как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт.

Система, по которой оплачивать ремонт стали сами жильцы, заработала к 2014 году и вызвала большое недовольство среди россиян. При этом важность и целесообразность капитального ремонта никем не оспаривается. Высказываются критические мнения о том, что сбор средств на капитальный ремонт является  незаконным, поскольку государство не выполнило своих обязательств и не передало гражданам жилищный фонд в надлежащем состоянии. Часть граждан не устраивает размер платежей, которые в среднем по стране равны 6–7 руб. за квадратный метр. Нередко можно слышать претензии к обещанным срокам ремонта, ведь некоторым придется ждать его около 20- 30 лет. Долгое время не решались, кажущиеся очевидными, вопросы льгот для одиноких пенсионеров, которые не смогут увидеть плоды будущего капремонта. Свой протест против капитального ремонта выражают собственники жилых помещений в новостройках.

Так постепенно проблема капремонта из экономической стала превращаться в политическую. В ряде регионов прошли митинги против взносов на капремонт: в Москве, Тюмени, Нижнем Новгороде, Биробиджане и других городах. Депутаты партии «Справедливая Россия» собрали миллион подписей граждан против нового жилищного оброка и передали их в правительство. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов заявил, что необходимо заморозить платежи на капитальный ремонт на пять лет [3, с. 2].

«Справедливая Россия» предложила также освободить от уплаты взносов всех одиноких пенсионеров старше 80 лет, чтобы люди, которые могут не дождаться ремонта своих домов, не платили за неполученные услуги и за непроизведенные работы.

Более радикально подошли к вопросу организации капитального ремонта в  ЛДПР, предложив сделать взносы на капремонт едиными по всей России и выплачивать их только по факту выполненных работ. А депутаты КПРФ полагают, что 85% капремонта домов должно оплачивать государство. Иначе экономия жильцов на капремонте закончится полной деградацией жилого фонда.

Учитывая мнения и настроения россиян по столь важной социально – экономической проблеме, был принят Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ (ред. от 29.12.2015) [5], дающий право регионам освобождать от обязанности платить за капремонт пенсионеров старше 80 лет и снижать размер взносов для инвалидов I и II групп и семей с детьми-инвалидами, а также для людей, достигших 70 лет.

С принятием закона инвалиды I и II группы, а также семьи с детьми-инвалидами получат компенсацию расходов по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50% от начисленной суммы. Кроме того, регионы Российской Федерации получили право вводить дифференцированную плату за капитальный ремонт в зависимости от возраста плательщика. Закон предусматривает предоставление льгот следующим категориям граждан: одиноко проживающим неработающим гражданам, достигшим возраста 70 лет – в размере 50%,  80 лет – в размере 100%, а семьям, состоящим только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, из которых хотя бы один достиг возраста 70 лет, – в размере 50%, 80 лет – в размере 100% от суммы, начисленной в качестве взноса за капитальный ремонт. На наш взгляд, принятие данного Закона разрешило ряд противоречий, позволит снизить накал и остроту протестных настроений. Однако органам местного самоуправления и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  предстоит большая планомерная работа по выполнению намеченных планов капитального ремонта многоквартирных домов. Как показали социологические исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), каждый второй россиянин обязательные взносы на оплату капитального ремонта считает обременительными.

Полагаем, что главный аргумент убеждения россиян в своевременной оплате взносов на капитальный ремонт лежит в практической плоскости: лучшим аргументом будет эффективная работа региональных операторов по своевременному и качественному выполнению планов капитального ремонта, обеспечения прозрачности и открытости при проведении этой работы.

Список литературы:

  1. Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс

 2.Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007) (ред. от 05.02.2014) (Извлечение) // СПС Консультант Плюс.

  1. Проблема капремонта стала политической. Независимая газета 31.08.2015.
  2. Федеральный закон от 25.12.2012 N 271-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
  3. Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.[schema type=»book» name=»КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ МНОГОКВАРТИНЫХ ДОМОВ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ» description=» В данной статье автор отмечает актуальные аспекты жилищной проблемы в Российской Федерации, которые заключаются в повышении качества эксплуатации жилищного фонда, в существенном улучшении содержания и ремонта многоквартирных домов. Анализируя законодательную базу организации капитального ремонта, автор отмечает адекватную реакцию законодателя на возникшие в обществе негативные настроения граждан по вопросу его проведения, подчеркивает необходимость системной работы органов местного самоуправления по своевременному и качественному выполнению планов капитального ремонта, обеспечения прозрачности и открытости при проведении этой работы.» author=»Мищенко Вячеслав Иванович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-29″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found