Имущественный комплекс в настоящее время является достаточно новым и спорным объектом гражданских прав в современной цивилистике. Гражданский кодекс Российской Федерации в соответствующем разделе не устанавливает такого понятия, как имущественный комплекс, т.е. законодательного определения закрепленного в норме права нет. В ГК РФ говорится лишь о предприятии как объекте прав.
Под объектом гражданского права понимается то, по поводу чего возникает правоотношение, с содержательной стороны он представляет собой объект двух видов: непосредственный объект — поведение субъектов правоотношения; опосредованный (материальный) объект — имущественные и неимущественные блага, по поводу которых возникают правоотношения. [1]
Так, предприятие как объект гражданского оборота представляет собой не просто вещь или совокупность вещей, а целый имущественный комплекс, включающий в свой состав:
- недвижимость (земельные участки, здания, сооружения)
- движимое имущество (оборудование, инвентарь, сырье, готовая продукция)
- имущественные права и обязанности (права требования и долги);
- права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания). [2]
Исходя из вышеизложенного следует, что предприятие представляет собой не простую совокупность разрозненных вещей и произвольно выбранных обязательств, а единый имущественный комплекс, необходимый для предпринимательской деятельности.
Обобщая данные положения можно вывести следующие признаки имущественного комплекса:
— объединение имущества (образование комплекса) для определенного вида предпринимательской деятельности;
— фактическое ведение предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли от использования этого имущества («предприятие на ходу»).
Также необходимо подчеркнуть, что имущественный комплекс является объектом второго вида, то есть опосредованным, материальным.
В состав предприятия включают также «клиентеллу» (goodwill), т.е. устойчивые хозяйственные связи с потребителями их продукции или услуг. Такие связи весьма важны в условиях конкурентного рыночного хозяйства. Наличие указанного признака составляет особенность предприятия как имущественного комплекса и обычно предопределяет целесообразность совершения сделок с ним именно как с имущественным комплексом, а не как с простой совокупностью вещей или других объектов. Исходя из этого, предприятие как имущественный комплекс, состоящий только из вещей, ни теоретически, ни практически существовать не может. А действующее предприятие практически всегда будет стоить дороже, чем простая совокупная «балансовая» стоимость его наличного имущества или чистых активов. [3]
Субъектом соответствующих прав и обязанностей имущественного комплекса является, как правило, юридическое лицо (хотя возможны и иные субъекты, к примеру, собственником имущественного комплекса может являться публично-правовое образование), а не имущество. Поэтому закон подразумевает под предприятием как объектом, прежде всего, имущество организаций. Однако объектом гражданского оборота может стать и часть предприятия (например, имущество цеха), и производственная единица, не имевшая гражданской правосубъектности (например, магазин, кафе, гостиница, ателье и иное «предприятие» сферы обслуживания).
В случаях продажи, аренды, залога или совершения иных сделок с такими имущественными комплексами их собственник (которым, в частности, может быть хозяйственное общество или товарищество либо индивидуальный предприниматель) в соответствии с условиями договора передает приобретателю или другому контрагенту не только входящие в их состав недвижимые и движимые вещи, но и относящиеся к ним свои права, обязанности и даже «клиентеллу» (см. ст. 559 и 656 ГК).
В предпринимательском обороте, предполагающем свободные рыночные отношения, определенную конкуренцию, деловая репутация юридического лица — участника гражданских правоотношений имеет не только нематериальную ценность, но и приобретает ярко выраженный имущественный характер, непосредственную связь с получением в экономической деятельности реального дохода. «Введение категории “деловая репутация” является вполне обоснованным и логичным шагом законодателя в условиях рыночной экономики, когда каждый товаропроизводитель, участник имущественных отношений заинтересован в поддержании и упрочении своего имиджа надежного партнера, добросовестного контрагента и т. д.» [4]
Более того, в ГК РФ предусмотрена возможность внесения деловой репутации в качестве вклада в договор простого товарищества (ст. 1042). Наряду с профессиональными и иными знаниями, навыками и умениями, деловыми связями, деловая репутация подлежит имущественной оценке и, следовательно, как делает вывод К. Гасников, приобретает коммерческую значимость не только в совместной деятельности, но и в составе имущества предприятия. [5]
Деловая репутация, таким образом, не просто связана с имущественными отношениями, в которых участвует ее обладатель, а является, наряду с коммерческим наименованием, товарным знаком и знаком обслуживания, реальной ценностью, выражающейся для юридического лица — участника экономических отношений в имущественном росте, расширении круга деловых связей, получении финансовых и иных льгот.
Значит, имущественный комплекс в целом — это настолько специфический и уникальный объект гражданского права, что все составляющие его элементы нельзя строго и бесспорно выделить в отдельные группы, виды и категории. Действующее предприятие не только предполагает, но и в ряде случаев в обязательном порядке содержит черты социального и личностного характера, человеческого фактора. Эти моменты нельзя не учитывать, поскольку имущественный комплекс, реально участвуя в предпринимательском обороте, выступает как одушевленный, а значит, деловая репутация как определенный элемент «внешнего выражения» предприятия все же следует за отношениями, за «человеческим» моментом, также входящим в предприятие-объект.
Имущественный комплекс это не только предприятие, как субъект и объект гражданских правоотношений, но и общее имущество жилого дома, в силу закона находящееся в долевой собственности владельцев жилых квартир и (или) комнат (п. 1 ст. 290 ГК; ст. 36-43 ЖК). Оно обычно появляется после приватизации жилья в многоквартирных домах, когда частные собственники отдельных квартир должны совместно эксплуатировать лестничные площадки и лестницы, лифты, крыши и подвалы, электрическое, сантехническое и иное оборудование, обслуживающее жилой дом в целом, а также придомовую территорию, которые, строго говоря, вообще не являются отдельными вещами — объектами гражданских прав. Право собственности на квартиру (комнату) неразрывно связывается с долей в праве собственности на общее имущество жилого дома. [6]
Такая юридическая конструкция (в науке и судебной практике часто именующаяся «кондоминиумом») стала способом решения вопроса о принадлежности общих частей и оборудования многоквартирных жилых домов, в ходе приватизации которых отдельные квартиры и даже жилые комнаты стали рассматриваться законом в качестве самостоятельных объектов права собственности.
Само по себе данное решение нельзя признать наиболее удачным, так как такие квартиры и комнаты не предназначены для самостоятельной эксплуатации, ведь они тесно связаны и друг с другом, и с другими частями дома (обычно общими в них являются не только стены, но даже пол и потолок, а объектом права собственности жильца в этом случае, по сути, становится «пространство»).
Самостоятельными вещами не являются и общие части дома, которые к тому же лишены оборотоспособности вне связи с обсуживаемыми ими жилыми помещениями (п. 2 ст. 290 ГК, ст. 37, 38, 42 ЖК).
Более эффективным, как, в частности, показывает и европейский опыт, было бы признание многоквартирного жилого дома единой, юридически неделимой вещью и тем самым в целом — объектом долевой собственности жильцов. Последние в этом случае получают в пользование (или на особом вещном праве) приходящиеся на их доли квартиры и в этих же долях несут все необходимые расходы по содержанию дома в надлежащем состоянии.
Особым объектом гражданских прав (единой вещью) может быть признан технологический имущественный комплекс (например, газопроводы с компрессорными станциями и тому подобным оборудованием, установки по переработке нефти и иного сырья и т.п.). От предприятия этот комплекс отличается тем, что в его состав входят только вещи, но не права и обязанности. При этом составляющие его вещи разнородны (недвижимость — земельный участок, здания, сооружения; движимость — оборудование и т.д.), но объединены единым хозяйственным назначением, что делает целесообразным его рассмотрение опять-таки как единого объекта имущественного оборота, но не вещных прав. [7]
Таким образом, имущественный комплекс выступает как новый и самостоятельный объект гражданских прав, и представляет собой не простую совокупность разрозненных вещей и произвольно выбранных обязательств, а единый имущественный комплекс, необходимый для предпринимательской деятельности. Имущественный комплекс — это совокупность движимого и недвижимого имущества, в том числе права и обязанности, создаваемого для достижения определенной цели субъектами гражданских правоотношений». Вследствие быстрого развития тенденций рыночной экономики, многообразия форм собственности и меняющихся условий экономической сферы, имущественный комплекс подлежит классификации на имущественный комплекс как «предприятие», т.е. субъект и объект гражданских прав, комплекс, связанный с общедолевой собственностью жилого дома и технологический имущественный комплекс.
Список литературы:
- Иоффе О.С. Гражданское право: избранные труды. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. Т. 2. 510 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (редакция от 27.12.2009). Ст. 132
- Российское гражданское право: учебник / Под ред. Е.А. Суханова — Том 1 — М.: Статут, 2010. — С. 310..
- Гражданское право: Учеб. для вузов / Под общ. ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. Ч. 1. — М., 1998. С. 187.
- Гасников К. Деловая репутация в качестве вклада // ЭЖ-Юрист. 1999. № 38.
- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (редакция от 21.07.2014). Ст.36-43
- Российское гражданское право: учебник / Под ред. Е.А. Суханова — Том 1 — М.: Статут, 2010. — С. 311-312[schema type=»book» name=»ИМУЩЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС КАК НОВЫЙ ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ» author=»Ходос Екатерина Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]