При осуществлении своей деятельности таможенные органы руководствуются совокупностью специфических принципов, под которыми обычно понимают важнейшие, основополагающие идеи, на основе которых реализуются те или иные правовые явления.
- Принцип законности в таможенном праве реализуется через законность системы (законодательством установлена единая система таможенных органов) и законность деятельности таможенной администрации.
- Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Именно права человека являются той базой, на которой строится правовое государство.
- Принцип единства и целостности системы таможенных органов. Статья 6 ТК ТС предусматривает единство федеральной централизованной системы таможенных органов и отражает функциональную общность ее звеньев.
- Принцип единства цели и задач таможенных органов. Основные цели и задачи деятельности таможенных органов установлены статьей 6 ТК ТС.
- Принцип федерализма проявляется в наличии государственной символики. Отличительные особенности таможенной службы выражены в утверждаемых на государственном уровне атрибутах и символах: в гербе, флаге, присяге, форме одежды, специальных званиях, профессиональном празднике.
- Принцип централизации и децентрализации.
- Принцип сочетание единоначалия и коллегиальности.
- Принцип координации и взаимодействия таможенных органов с иными субъектами права.
- Принцип гласности.
- Принцип ответственности.
- Принцип эффективности деятельности отражает целесообразность работы органа исполнительной власти.
Форма деятельности любого органа государственной власти является объективированным выражением выполняемых им функций. В целом таможенные органы осуществляют правоохранительную и финансовую деятельность. Правоохранительная сторона их работы исходит из самой природы функций и полномочий этих органов. Вся деятельность таможенных органов так или иначе связана с охраной государственных интересов, направлена на сохранение стабильности и обеспечение бесперебойности функционирования всей таможенно-правовой системы; поэтому данная форма деятельности проявляется в осуществлении таких полномочий, как таможенный и валютный контроль, таможенное оформление и др. Вместе с тем правоохранительная направленность деятельности таможенных органов наиболее ярко проявляется в процессе применения должностными лицами мер принудительного характера, в том числе ответственности за нарушение таможенного законодательства [8, с. 5].
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (п. 6 ст. 13) относит таможенные органы к числу субъектов оперативно-розыскной деятельности, определяет ее характер и содержание, а Уголовно-процессуальный кодекс РФ, помимо этого, причисляет их также к органам дознания. Дознание и предварительное следствие составляют содержание института предварительного расследования, которое представляет собой деятельность органов дознания и следствия по сбору, оценке и проверке доказательств, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для разбирательства уголовно наказуемого деяния.
Таможенные органы возбуждают уголовные дела, квалифицируемые в соответствии со статьями Уголовного кодекса РФ, только с согласия прокурора. Далее осуществляется дознание либо производятся неотложные следственные действия.
Особенность оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой таможенными органами, заключается в том, что она направлена на выявление лиц, совершивших преступные посягательства, производство дознания по которым возлагается на таможенные органы. Одним из направлений деятельности любого субъекта этой деятельности, в том числе таможенных органов, является обеспечение собственной безопасности [4, с. 56].
Правоохранительная деятельность таможенных органов имеет ряд признаков, аналогичных признакам данного вида деятельности других органов государства.
Первый признак проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами. Среди мер юридического воздействия важное место отводится также мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных пределах.
Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности таможенных органов является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона или иного правового акта. Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание.
В-третьих, характерным для данной правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур.
Существенным признаком правоохранительной деятельности считается и то, что ее реализация возлагается на специально уполномоченные государственные органы – в данном случае на таможенные, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими – юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.
Таможенные органы как подсистема правоохранительных органов в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными органами, а также с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого. Приведенные наиболее существенные юридические признаки таможенной деятельности и их краткая характеристика свидетельствуют, что таможенные органы представляют собой государственные органы исполнительной власти, специально предназначенные для непосредственного осуществления таможенного дела путем охраны таможенного режима и применения юридических средств воздействия к его нарушителям.
Существует ряд проблемных вопросов правоохранительной деятельности таможенных органов, требующих разрешения, а именно:
— недостаточно осуществляется информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной, деятельности таможенных органов Российской Федерации.
— остается низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами.
Развитие правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации в целях противодействия терроризму и международной наркопреступности будет осуществляться с учетом необходимости обеспечения безопасности непосредственно на государственной границе Российской Федерации.
Наличие указанных проблем приводит к снижению эффективности таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на российский рынок и другим негативным явлениям.
Возникает необходимость формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
- Таможенный кодекс Таможенного Союза. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный Закон РФ «О службе в таможенных органах» от 1.04.2005 № 114.
- Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право. М.: Юристъ, 2013. – с. 46 – 74.
- Бекашев К.А, Моисеев Е.Г. Таможенное право. М.: Проспект, 2011. – с. 38 – 57.
- Денисова М.С. Юридические лица как субъекты таможенных правоотношений // Вестник РТА. — 2014 — №2. с. 36-39.
- Ноздрачев А.Ф. Таможенное право. М.: ВОЛТЕРС, 2012. – 688 с.
- Трунина Е.В. Сравнительный анализ отдельных категорий должностных лиц таможенных органов// Таможенное дело. — 2013. — №2. с. 2-8.
- Халипов С.В. Таможенное право. М.: ЗЕРЦАЛО — М, 2014. – 416 с.
- Официальный сайт Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации. – Режим доступа: /index.php?option=com_content&view=article&id=20936:———1—2015-&catid =55 :2011-01-24-16-40-26&Itemid=1958[schema type=»book» name=»ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ» description=»В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы, связанные с поиском путей повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти, регламентирующих и реализующих таможенные правоотношения.» author=»Краморова Марина Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]