Гуманизм основывается на моральных нормах и культурных правилах общежития, которые не существуют сами по себе, а имеют практическую значимость, правовую регламентацию. Он детерминирован интересами социальных слоёв, экономическими, политическими, производственными и иными формами отношений. Гуманная личность придерживается активной жизненной позиции, не переходящей во вседозволенность, так как вседозволенность предполагает совершение аморальных и противоправных действий. Гуманный человек признаёт наличие индивидуальностей и видит в человеческом многообразии залог его здорового и прогрессивного развития.
Приведём формулировку понятия гуманизма, данную в шестом томе английского толкового словаря The New Encyclopædia Britannica: «Гуманизм – способ мышления, который признаёт важность человека и человеческих ценностей, являющихся центральной темой эпохи Возрождения. <…> Хотя гуманизм стал постепенно ассоциироваться с античной философией, он целенаправленно возвеличил отношение человека к Богу, его свободе, и его превосходству над природой. С философской точки зрения, гуманизм определил человека как меру всех вещей» [8, 138-139] [перевод Т.В. Григорян].
Принцип гуманизма в юридическом праве реализуется, прежде всего, в защите прав, свобод и законных интересов человека от внешних посягательств. Многие права, свободы и интересы гражданским законодательством отнесены к группе нематериальных благ, характеризуемые духовно-нравственной направленностью.
Нематериальные блага представляют собой более широкое понятие по сравнению с понятием «личные неимущественные блага». Нематериальные блага включают в себя личные неимущественные блага (естественные права) и результаты интеллектуальной (творческой) деятельности. Нематериальные блага – это такие блага, которые не имеют вещественного (материального, имущественного) оформления, они существуют исключительно в сознании человека. Поскольку нематериальные блага лишены экономического содержания, их невозможно выразить в денежном эквиваленте. Несмотря на это, суд может возложить на нарушителя личных неимущественных прав, либо лица, посягающего на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, – денежную компенсацию причинённого морального вреда. В данном случае размер денежной компенсации определяется судом в каждом конкретном случае сугубо индивидуально.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, при определении судом размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинён вред. Стоит отметить, что в Гражданском кодексе Российской Федерации федеральным законом от 02.06.2013 № 142-ФЗ выделены отдельные пункты и статьи, регламентирующие порядок: защиты чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152), охраны изображения (ст. 1521), охраны частной жизни гражданина (1522). Можно предположить, что введение указанных пунктов и статей в Гражданский кодекс Российской Федерации преследует цель стимулирования развития института нематериальных благ путём законодательной регламентации позитивных правил, что, безусловно, соответствует принципу гуманизма.
Личные неимущественные блага тесно связаны с социализацией и социальными условиями индивидуализации. Человек не рождается гуманным. Гуманным человек может стать в результате социализации. Благодаря социализации человек усваивает социальные роли, параллельно изучая культурные, моральные, правовые, религиозные и иные нормы, а также занимаясь саморазвитием. Это обусловливает изменение представлений о нравственных ценностях и об их содержании на конкретном этапе социального развития и у конкретного социума.
То же самое положение относится к принципу гуманизма, то есть он не является неизменным, находится в постоянной трансформации, происходящей параллельно с объективными и закономерными изменениями в социокультурной, правовой и иной сфере жизнедеятельности людей. Следовательно, правовые положения о принципе гуманизма должны периодически подвергаться переосмыслению и обновлению в контексте гражданско-правового знания.
Ю. Г. Волков и П. С. Дементьева говорят об актуальности в настоящее время возведения «глобального гуманизма» до уровня идеологии XXI века, пронизывающей современное социокультурное пространство [1, 2]. Господство данной идеологии, по мнению учёных, не должно преследовать цель искажения восприятия человеком окружающей действительности. Напротив, идеология «глобального гуманизма», по утверждению П. С. Дементьевой, должна быть научно-обоснована и содержать рациональное отражение окружающего мира, и направлена «…на то, чтобы вся человеческая деятельность, культура во всех своих проявлениях всё более ориентировалась на выживание человека в окружающей среде и на возрождение гуманистических социальных ценностей, выработанных человечеством» [2, c. 251]. Принцип гуманизма носит общечеловеческий характер, так как он призван сплотить граждан, людей, народы, общества, всё человечество не только для решения возникших локальных и глобальных проблем, но и для их духовно-нравственного совершенствования.
Далее кратко проанализируем именно те права, свободы и юридические интересы, которые принадлежат институту нематериальных благ и направлены на реализацию принципа гуманизма. Начнём анализ с юридически закреплённых прав.
Право как нравственно-правовая категория института нематериальных благ в российском законодательстве закреплено не только в Конституции Российской Федерации, но и в различных кодифицированных законах. Согласно Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на жизнь (п. 1 ст. 20), личную неприкосновенность (п. 1 ст. 22), неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (п. 1 ст. 23), тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (п. 2 ст. 23), охрану здоровья и медицинскую помощь (п. 1 ст. 41), образование (п. 1 ст. 43) и иные [4].
Укажем на то, что данный перечень носит открытый характер, и возможно, это продиктовано принципом гуманизма и вызвано объективными причинами, направленными на соблюдение общепризнанных прав человека и гражданина, способствующими реализации личностного позитивного потенциала и дающими уверенность в возможности правовой защиты.
Точно так же, как и право, свобода является нравственно-правовой категорией института нематериальных благ с позиции российского законодателя. Согласно Конституции Российской Федерации каждому человеку гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28), свобода мысли и слова (п. 1 ст. 29), свобода труда (п. 1 ст. 37), свобода отдыха (п. 5 ст. 17), свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (п. 1 ст. 44) и иные. Данный перечень также не является исчерпывающим.
В частности, труд не только фактор гуманизации, но и один из его объектов. В. И. Добреньков и А. И. Кравченко пишут: «Гуманизация труда – это обеспечение нормальных, достойных человека условий жизнедеятельности – здоровых условий труда и быта, благоприятной обстановки, новых рациональных режимов питания и более продолжительного периода отдыха, радикального улучшения медицинского, транспортного и других видов обслуживания» [3, c. 422]. Они полагают, что гуманизация труда, начиная с XXI века, будет заключаться в механизации, ротации рабочих мест, демократизации предприятий.
Учёный Г. В. Петров излагает позицию, согласно которой, без гуманизма не может быть прогресса, а в качестве основных критериев становления гуманного цивилизованного общества им ставятся: свобода личности в политической, экономической и социальной сферах; демократическое устройство государства; удовлетворение насущными материальными и духовными потребностями; здоровое состояние человека на психофизиологическом уровне. Он считает, что в индустриальном государстве гуманизм претерпевает кризис в силу процессов технизации, превращающих человека в орудие труда и отнимающих у него право на свободу и творчество [6].
Противоположной точки зрения придерживаются П. Рикёр и Э. Тоффлер, полагая, что основой развития гуманности служат благоприятные социальные факторы. Э. Тоффлер утверждает, что техника должна быть сконструирована человеком таким образом, чтобы не наносить ущерб природе и приносить общечеловеческую пользу. Современное общество, по мнению Э. Тоффлера, нуждается в демократии и идеологии технореволюционеров: «Технореволюционеры считают “подходящими” технологии, которые гуманизируют труд, способны предотвратить загрязнение и обеспечить охрану окружающей среды» [7, c. 253].
В отношении такой нравственно-правовой категорией института нематериальных благ как «законный интерес», в Конституции Российской Федерации прописано, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (п. 1 ст. 30). В то же время в Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55).
Вышеперечисленные нематериальные блага не могут быть отчуждаемы и передаваемы, они принадлежат гражданину либо от рождения, либо в силу закона. К нематериальным благам относятся: жизнь, здоровье, достоинство, неприкосновенность, честь, доброе имя, деловая репутация, авторство, свобода передвижения и иные. Ещё раз отметим, что исчерпывающего перечня нематериальных благ законодатель не даёт.
Среди указанных нематериальных благ здоровье является одним из главных. Современный учёный и заслуженный юрист Российской Федерации М. Н. Малеина выделяет здоровье физическое и психическое, где и то и другое тесно связаны между собой. Учёный подчёркивает необходимость разграничения следующих понятий: «здоровье» и «нравственное здоровье», «здоровье человека» и «здоровье населения». Причисляя здоровье к сфере здравоохранения, М. Н. Малеина даёт следующее толкование термину здоровья как нематериальному благу: «Это физическое и психическое состояние человека, как благополучие – отсутствие болезней либо патологии (неблагополучия), связанной с потерей, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функций организма человека» [5, c. 16].
Итак, принцип гуманизма выражает представления о равноправии людей в гражданско-правовом смысле, которое закрепляется в различных нормативных документах, принятых на государственном и международном уровне, регламентирующих права человека на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и тому подобное. Принцип гуманизма предполагает признание в качестве наивысшей ценности – жизнь и здоровье каждого человека на Земле, а социальные нормы и институты должны быть направлены на создание максимально благоприятных условий существования человеческого общества, способствующих личностному совершенствованию и социальному прогрессу.
Список литературы:
- Волков Ю. Г. Гуманистическая перспектива. Статья первая // Безопасность Евразии. 2005. № 3. С. 189-212.
- Дементьева П. С. Глобальный гуманизм как идеология XXI века // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, № 14. 2008. С. 249-251.
- Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 12: Экономика и труд. М.: ИНФРА-М, 2007. 1152 с.
- Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. 04 августа. № 31. Ст. 4398.
- Малеина М. Н. Юридическая характеристика здоровья как нематериального блага // Медицинское право. 2014. № 4. С. 12-16.
- Петров Г. В. Краткий справочник по философии / Составитель Г. В. Петров. Псков: ПГПИ. 2004. 52 с.
- Тоффлер Э. Третья волна / пер. с англ. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. 795 c.
- The New Encyclopædia Britannica. Volume 6. Encyclopædia Britannica, Inc. Peter B. Norton, President and Chief Executive Officer Joseph J. Esposito. Printedin U.S.A. 984 page.[schema type=»book» name=»ГРАЖДАНСКИЙ ИНСТИТУТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРИНЦИПА ГУМАНИЗМА» author=»Григорян Татевик Вартановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]