Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ВЫХОД ИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ГАРАНТИРОВАННОЕ ПРАВО ИЛИ ДЕКЛАРАТИВНАЯ НОРМА?



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВЫХОД ИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ГАРАНТИРОВАННОЕ ПРАВО ИЛИ ДЕКЛАРАТИВНАЯ НОРМА? // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Конец 2009 г. ознаменовался важным событием в жизни объединенной Европы, переживающей в то время последствия не только финансово-экономического, но и институционального кризиса (кризиса расширения Европейского Союза).

1 декабря 2009 г. вступил в силу Лиссабонский договор о реформах, подписание которого состоялось 13 декабря 2007 г. на Саммите ЕС в столице Португалии. Его полное официальное наименование – «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества».

Впервые в истории Евросоюза в Лиссабонском договоре оговариваются условия выхода и процедура из состава Союза. Право выхода закреплено ст.50 Лиссабонского договора [1, с.450].

Ст. 50 Лиссабонского договора внесла новое положение в институт членства. Если прежние договоры о Европейских сообществах и ЕС не предусматривали возможности выхода из их состава какого-либо государства-члена, что, строго говоря, не имело никакого юридического значения, кроме психологического или символического, то в Договоре о ЕС допускается выход из Союза любого государства-члена. Любое государство-член в соответствии со своими конституционными правилами может принять решение о выходе из состава Союза. Государство-член, которое принимает решение о выходе, уведомляет о своем намерении Европейский совет. В свете ориентиров, установленных Европейским советом, Союз проводит переговоры и заключает с данным государством соглашение, которое определяет порядок выхода последнего с учетом основ его будущих взаимоотношений с Союзом. Переговоры о заключении данного соглашения проводятся в соответствии с ст. 218 Договора о функционировании ЕС. Соглашение от имени Союза заключает Совет, постановляя квалифицированным большинством, после одобрения Европейского парламента.

Учредительные договоры прекращают применяться к заинтересованному государству со дня вступления в силу соглашения о выходе, либо — при отсутствии такого соглашения — через два года с момента уведомления, предусмотренного выше, если только Европейский совет с согласия заинтересованного государства-члена единогласно не решит продлить этот срок. Для целей данной процедуры члены Европейского совета и Совета ЕС, которые представляют выходящее государство-член, не участвуют в обсуждении и принятии относящихся к нему решений Европейского совета и Совета. Квалифицированное большинство в данных положениях ст. 50 определяется в соответствии с ст. 238 Договора о функционировании ЕС [6, с.6].

Если государство-член, которое вышло из состава Союза, обращается с заявкой о присоединении вновь, то его заявка подчиняется процедуре, предусмотренной в ст. 49 Договора о ЕС [3;6, с.6 ].

Следует заметить, что право выхода государства из Европейского Союза предлагалось еще проектом Конституции ЕС и касалось, прежде всего, добровольного выхода из состава Союза. Согласно этому праву  любое государство-член в соответствии со своим национальным законодательством и конституционными процедурами могло принять решение о выходе из состава ЕС. Оно должно было доведено до ведома Европейского совета, который принимал бы решение о проведении переговоров, относящихся к определению условий выхода из состава ЕС. Решение по существу вопроса принималось бы от имени ЕС Европейским советом, выносящим постановление квалифицированным большинством голосов по одобрению со стороны Европейского парламента. Учредительные акты не подлежали бы применению на территории государства, покидающего Союз, с момента его выхода, а если соглашения о дате выхода достигнуто не было, то по истечении двух лет после подачи заявления заинтересованным государством в Европейский совет. Изменение срока было возможным, если только по этому вопросу достигнуто специальное соглашение между Европейским советом и государством, подавшим заявление о выходе [7, ст.85-100; 8, с.45]. Государство, вышедшее из состава ЕС, в случае, если им выражено желание о возвращении в Союз, никакими специальными льготами располагать не будет согласно проекту Конституции ЕС. Выход из состава Союза означало бы прекращение не только действия на территории данного государства права ЕС, но равно также и его участия в органах и учреждениях ЕС.

До 2005 г. никаких конкретных ситуаций, связанных с возможностью выхода из состава ЕС, на практике не возникало, фактически вопрос о необходимости закрепления права выхода из Европейского Союза активно стал обсуждаться с 2007 года и вплоть до принятия Лиссабонского договора.

После Лиссабонского договора право выхода из Европейского Союза стало  еще активней обсуждаться в научных кругах и порождать немало дискуссий, центром которых является механизм реализации такого права. Ситуация усложнилась, когда государства-члены Европейского Союза начали рассматривать возможность реализации своего права на практике [5].

В мае 2014 года исполнилось 10 лет с момента грандиозного расширения Европейского Союза. На сегодняшний день в состав ЕС входит 28 стран (последняя присоединившаяся страна – Хорватия (2013)).

Очень интересно посмотреть на статистику референдумов, проведенных в некоторых странах-кандидатах, составленную по данным ЕС.

Результаты национальных референдумов о вступлении в ЕС [12].

Страна Дата Явка «За»
Мальта 9 марта 2003 г. 91,0% 54,0%
Эстония 14 сентября 2003 г. 73,4% 72,6%
Латвия 20 сентября 2003 г. 69,6% 74,4%
Словени 23 марта 2003 г. 66,0% 89,6%
Литва 10 – 11 мая 2003 г. 64,0% 89,9%
Польша 7 – 8 июня 2003 г. 58,8% 78,4%
Чехия 13 – 14 июня 2003 г. 55,2% 73,3%
Словаки 16 – 17 мая 2003 г. 52,2% 92,4%
Венгрия 12 апреля 2003 г. 46,0% 74,0%

Однако, несмотря на увеличение количества членов ЕС и достаточно высокие показатели голосования «за» вступление в Союз по результатам референдумов, некоторые страны активно поднимали вопрос о выходе из ЕС.

Например, в 2009 году  вопрос о выходе возник в Латвии. Клуб защиты среды (VAK) в ноябре 2009  запланировал сбор подписей за проведение референдума о выходе Латвии из Евросоюза. С такой идеей в СМИ выступил президент VAK Арвид Улме. Он подчеркнул, что эта акция будет способствовать восстановлению независимости Латвии. Как заявил Улме Латвийскому радио: «…децентрализация «заброшена в кусты. Латвия фактически колонизирована. Колонизация ведется со стороны ЕС…. Спастись от этого…можно лишь в том случае, если мы будем независимы…. Мы сами определяли бы свои законы для выживания нации…. Не думаю, что выйти из ЕС нереально. Конечно, реально. Как только вступит в силу Лиссабонский договор, у нас будет более четкая процедура выхода. Для этого нужно объявить другим лидерам ЕС о желании выйти и попытаться достичь договоренности об условиях выхода. Если не удастся, через два года все договоры ЕС для страны теряют силу…»[2]. Однако на практике право выхода не было реализовано.

Довольно известными являются заявления Великобритании о выходе с ЕС. Вопрос возможного выхода Великобритании из ЕС — одна из главных тем обсуждения в стране в последние годы

Почти половина граждан Великобритании — 42 процента — готовы были бы отдать свой голос за выход их страны из Европейского Союза на соответствующем референдуме. За то, чтобы Великобритания осталась в ЕС, проголосовали бы на данный момент только 37 процентов опрошенных британцев. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного исследовательским институтом «Opinion Way» на заказ французского издания «Le Figaro» среди граждан Великобритании, Франции, Германии, Нидерландов, Италии и Испании. Данные обнародованы на интернет-странице газеты [5].

Вопрос о выходе из состава ЕС поднимался и в Нидерландах. Согласно данным социального опроса, за выход выступают 39 процентов граждан страны, против — 41 процент.

В 2013 г. Правительство Нидерландов потребовало  создания механизмов по добровольному выходу отдельных стран из Евросоюза, еврозоны и Шенгенского соглашения.«В смысле правил и правовых норм, Европа – это что-то вроде «Отеля Калифорнии», – заявил премьер-министр Нидерландов Марк Рутте, имея в виду американский хит семидесятых о гостинице, которую нельзя покинуть ни при каких условиях-Как следует из Лиссабонского договора, выход из Евросоюза осуществляется согласно конституционным требованиям стран-участниц. В то же время ни в одной из европейских стран нет предусмотренной процедуры по выходу из организации. Кроме того, выйти из еврозоны и Шенгенского соглашения, оставаясь при этом в Евросоюзе, ещё сложнее, так как Лиссабонский договор и вовсе не предусматривает такой возможности». В письме к голландскому парламенту Рутте пообещал, что правительство страны будет добиваться создания общих и ясных правил по этому вопросу. «Необходимо, чтобы при общем согласии была возможность выхода из соглашений, – отметил премьер. – Это касается еврозоны и Шенгенского соглашения». Ранее, выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, Рутте заявил, что при нынешних условиях страны-участницы даже теоретически не могут покинуть еврозону: «Нашей целью, несомненно, является сохранить целостность еврозоны. В то же время мы не можем предугадать, когда какая-либо страна захочет покинуть еврозону. Но это должно быть возможным» [5].

В качестве следующего примера можно назвать Чехию. В 2014 г. в Чехии стали популяризироваться  мнения,  что стране не нужно расплачиваться за долги других стран. Экс-президент Чехии Вацлав Клаус, покинувший свой пост в начале 2013 г. в книге, вышедшей в октябре 2013 г., призывает Чехию как можно скорее выйти из состава ЕС, называя ее вступление в Союз «браком по расчету, развода на который получить невозможно» [9; 10,с.230; 11;12].

В последние годы правом выхода из состава ЕС активно пытается воспользоваться и Греция, но и в этом случаи возникают  проблемы  с реализацией этого права.

Таким образом, учитывая практический аспект, сегодня можно констатировать факт, что механизм реализации права, закрепленного ст.50 Лиссабонского договора на выход из состава Европейского Союза, до сих пор не разработан.  Возникает необходимость о внесении новых изменений в учредительные акты Союза, которые регламентировали бы процедуру прекращения членства в ЕС.

Список литературы:

  1. ГлотовС.А.ПравоЕвропейскогоСоюзавредакцииЛиссабонскогодоговора: Учебноепособие. – М.: ИздательствоМеждународногоюридического института, 2010. – 452 с.;
  2. Даце Акуле. Референдум в ЕС (Латвия) Providus, politika.lv . [Электронныйресурс]-Режим доступа:https://rus.delfi.lv/news/daily/europe/referendum-po-vyhodu-iz-es.d?id=27124767#ixzz3UleOO3EM . Дата доступа: 12.04.2015;
  3. Европа. Новости с европейским акцентом [Электронный ресурс]– Режим доступа:https://euroua.com/europe/eu/3521-bolshinstvo-britantsev-podderzhivayut-vykhod-velikobritanii-iz-esДата доступа: 10.04.2015;
  4. Каргалова М.В. и др. . Европейское право. Право ЕС и право- Е24-2-е изд.пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007. — 960 с.;
  5. Невзлин А. Европа: поиск выхода // Политика Европы. – 2013г. — № 6 [Электронный ресурс ] – Режим доступа: . Дата доступа: 12.04.2015;Нидерланды
  6. Тарасов И.Европейское единство: испытание востоком / Международные процессы.– 2013г. – № 1(32). – С.6;
  7. Энтин JI.M. О проекте Конституции Европейского Союза / JI.M. Энтин // Московский журнал международного права. — 2003. № 1. — С.85-100.
  8. Энтин JI.M. Право Европейского Союза: Основные понятия и категории / JI.M. Энтин. Киев, 2004. — 65 с.;
  9. Evaluationofthepossibility, thatCzechRepublicwillleavetheEUhttps://www.gazeta.ru/politics/2014/08/15_a_6177497.shtml. Дата доступа: 20.01.2015;
  10. Klaus, Vakolektiv. Česká republikanarozcestí – Časrozhodnutí. CZ: «FRAGMENT», 2013. — 232 ;
  11. Český statistický úřad (ČSÚ) [Электронный ресурс] — Режим доступа: . Дата доступа: 20.01.2015;
  12. STEM — Středisko empirických výzkumů [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.stem.cz. Дата доступа: 20.01.2015;[schema type=»book» name=»ВЫХОД ИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ГАРАНТИРОВАННОЕ ПРАВО ИЛИ ДЕКЛАРАТИВНАЯ НОРМА?» author=»Щёкин Юрий Вадимович, Заика Аурика Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found