Правосознание является сложноорганизованным и многофункциональным феноменом, который оказывает влияние на развитие общественных отношений и поэтому в современных условиях развития цивилизованного государства существенно возрастают требования к уровню правового сознания всех членов общества. Одним из основных условий формирования законопослушного общества является положительное отношение к нормам права и действующим законам. Проводимая в России государственная политика в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан направлена на формирование у общества высокого уровня правовой культуры, соблюдение традиций безусловного уважения к правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения [7].
Становление общепринятых базовых установок, ценностей, формирование правосознания происходит в несовершеннолетнем возрасте граждан и выражается в их социально-правовой активности в различных сферах жизнедеятельности общества. Правовое сознание несовершеннолетних является частью правосознания общества в целом, и возможные его качественные изменения смогут укрепить всю правовую систему цивилизованного государства.
Правосознание несовершеннолетних относится к особому субъекту группового правосознания, которое характеризуется внутренней неоднородностью состава и сложным возрастным критерием, определяющим принадлежность к группе [11, с. 67], и как правовая категория означает совокупность взглядов, идей, установок, ценностных ориентиров, выражающих их отношение к праву, к тому, что является правомерным или неправомерным, что есть правонарушение. Однако, правильное суждение о понятии и сущности права дается не всякому человеку и не на любом уровне его умственного и духовного развития [2, с. 382].
Отличительной чертой правового сознания несовершеннолетних является то, что процесс его формирования происходит в период возрастных изменений индивидуумов, и на этапе становления их познавательных (когнитивных) компонентов личности.
Одной из особенностей такого становления выступает поисковый характер, заключающийся в стремлениях несовершеннолетних найти смысл жизни, понять сущность правовых норм, законности, правопослушного поведения. Трудность такого поиска на ближайшую и дальнейшую перспективу заключается в сложности правильного совмещения. Отношение к миру имеет ярко выраженную личностную окраску. Явления действительности интересуют несовершеннолетних не сами по себе, а в связи с их собственным отношением к ним. Они постоянно оценивают себя и других, причем, даже частные проблемы рассматриваются ими в морально-оценочной плоскости [8, с. 22].
Одной из важнейших особенностей юношеского возраста является потребность в общении со сверстниками, которая присуща и другим возрастным группам. Но именно поведение юношества характеризуется как «по сути коллективно-групповое» [6, с. 93]. Общение со сверстниками рассматривается как «очень важный и специфический канал информации», как «специфический вид деятельности», в ходе которого «вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия», как специфический вид эмоционального контакта, основанный на осознании групповой принадлежности [9, с. 10].
Преступный мир зачастую больше привлекает несовершеннолетних, чем законопослушное общество, и в последнее время многие юноши оказываются под воздействием криминальной субкультуры, что способствует развитию у них противоправного поведения, деформациям их правосознания и совершению правонарушений (преступлений).
Криминальная субкультура явление в современном мире весьма динамичное, которое развивается и совершенствуется с изменением характера и динамики преступности несовершеннолетних.
Криминальная субкультура несовершеннолетних – это образ жизнедеятельности подростков, объединившихся в криминальные группы. В них действуют чуждые обществу и общечеловеческим ценностям и требованиям правила поведения, традиции и ценности [1, с. 60].
Криминальная субкультура обуславливает антиобщественное и криминальное поведение несовершеннолетних, их система ценностей, установок и жизненных стилей имеет ярко выраженную противоправную направленность. Носители криминальной субкультуры оказывают влияние на несовершеннолетних не только тогда, когда вместе с ними входят в преступные группировки, внутри групп, но и при опосредованном совершении противоправных деяний, часто являясь вдохновителями и организаторами их преступной деятельности. Немаловажная роль в этом принадлежит атрибутике и образу жизни так называемых «авторитетов», которые из-за кризисных явлений в нашей стране и ослабления семейных уз часто выполняют функции единственных наставников или даже кумиров для несовершеннолетних.
Несовершеннолетние, приобщаясь к криминальной субкультуре, в силу своей психологии, во многом основанной на подражании взрослым, не только приобретают склонность к совершению преступлений, к преступной деятельности, но и сами становятся проводниками данной субкультуры среди других несовершеннолетних. Вовлекая сверстников в свой круг общения, они в свою очередь приобщают их к криминальной субкультуре, пропагандируют криминальный образ жизни, рекрутируют из их среды соучастников для совершения преступлений. Характер преступной деятельности таких групп отличается большой общественной опасностью [3, с. 8].
Криминальная субкультура среди несовершеннолетних связана с дефектами (деформациями, отклонениями) их правового сознания. Под воздействием криминальной субкультуры их правосознание деформируется, они способны совершать преступления, в их поведенческой сфере превалируют низменная и корыстная направленности, им свойственна размытость в сознании личности таких нравственных понятий, как долг, совесть, честность, достоинство, а также в силу притупления нравственных, эстетических и иных чувств [10, с. 234].
Большему влиянию криминального окружения поддаются именно те подростки, которым присущи несформированность или искаженность основных структурных элементов их правосознания, проявляющихся в отсутствии либо неправильной или недостаточной сформированности правовых установок, убеждений, взглядов и представлений [4, с. 46-47].
В последние годы среди молодежи динамично развивается криминальная субкультура АУЕ («арестанский устав/уклад един»), которая пропагандирует жизнь по воровским понятиям. Базовый принцип АУЕ — неподчинение системе власти. Такой принцип, господствующий среди представителей данной субкультуры, несет реальную угрозу российскому государству и обществу. «Ауешники» (носители криминальной субкультуры АУЕ) не приемлют государство, для них чуждо чувство патриотизма, проявлять его среди них считается неприличным, официальные законы и нормы права они не признают, им присущи низкие морально-этические, общекультурные и духовные качества личности. Такие понятия как мораль, нравственность, справедливость для явления несовместимые.
Сегодня в Забайкалье криминальная субкультура АУЕ является одной из главных проблем региона и как справедливо отметил председатель президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов: «ее надо искоренять» [5].
Несомненно, любая криминальная субкультура оказывает негативное влияние на правовые установки и ценностные ориентации несовершеннолетних, не позволяет должным образом формировать у них законопослушное поведение в обществе, усугубляет имеющиеся деформации личности, способствует снижению уровня их правовых представлений, убеждений и в целом их правовому сознанию. Российскому государству необходимо предпринимать меры для борьбы с распространением криминальной субкультуры в обществе, а особенно среди несовершеннолетних, так как сегодняшние «дети» это завтрашние «взрослые».
Список литературы:
- Бабаев, Т.М., Каргина Н.В. Юридическая психология: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология» / Т.М. Бабаев, Н.В. Каргина — М.: РУДН, 2010. – 127 с.
- Гранат, Н.Л. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х т. Теория права / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, — Т. 2. – 640 с.
- Денисов, Н.Л. Влияние криминальной субкультуры на становление личности несовершеннолетнего преступника / Н. Л. Денисов: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2002. – 22 с.
- Долгова, А.И. Правовое воспитание молодежи / А.И. Долгова. – М.: Юридическая литература, 1979. – 85 с.
- Жубрин, М. Садитесь, дети [электронный ресурс] // Русская планета [сайт]. — URL: (дата обращения: 20.04.2016)
- Кон, И.С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности) / И.С. Кон. — М.: Просвещение, – 175 с.
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета, № 151, 14.07.2011.
- Панова, О.Б. Формирование правосознания несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии: дис. … канд. пед. наук / О.Б. Панова. — М., 2005. – 185 с.
- Петровский, А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности / А.В. Петровский // Вопросы психологии. — 1973. — № 5. — С. 3-17.
- Сапогов, В.М. Проблемы преодоления деформации правосознания и профилактики противоправного поведения несовершеннолетних в условиях изоляции от общества // Борьба с преступностью: теория и практика [Электронный ресурс]: тезисы докладов ІV Международной научно-практической конференции (Могилев, 25 марта 2016 года) / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь»; редкол.: Ю. П. Шкаплеров (отв. ред.) [и др.]. – Могилев: Могилев. институт МВД, 2016. – С. 233-238.
- Смолова, Т.Ю. Правосознание несовершеннолетних: теоретико-правовой аспект: дис. … канд. юрид. наук / Т.Ю. Смолова. — Саратов: РГБ, – 214 с.[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» description=»В статье автор рассматривает воздействие криминальной субкультуры на правосознание несовершеннолетних как фактора, способствующего формированию у них противоправного поведения, развития деформаций личности и мотивации к совершению преступлений, правонарушений.» author=»Лещенко Ольга Вадимовна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-17″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]