Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

БАНКОВСКАЯ ТАЙНА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . БАНКОВСКАЯ ТАЙНА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

Данное исследование хотелось бы начать с понятия «тайна». В различных законодательных актах присутствует значительное количество видов тайн. К ним можно отнести, например служебную, врачебную, нотариальную, адвокатскую, банковскую и другие виды  тайн. Одни тайны имеют широкое толкование, некоторые из них взаимодействуют друг с другом.

Хотелось бы поподробнее остановиться на понятии банковской тайны. В законодательстве Российской Федерации понятие банковской тайны отсутствует. Но, не смотря на это, исходя из статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] и статьи 26 Закона Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» [2] его можно вывести.

Банковская тайна представляет собой совокупность сведений об операциях, вкладах и счетах клиентов, а так же корреспондентов, иные сведения о клиентах, которые установлены кредитными организациями в сфере своей деятельности.

Основными объектами банковской тайны являются:

а) тайна операций по банковскому счету;

б) тайна банковского счета;

в) тайна банковского вклада;

г) тайна частной жизни клиента или корреспондента.

Согласно статья 857 Гражданского Кодекса Российской Федерации, сведения, составляющие банковскую тайну, предоставляются самим клиентам, их представителям, в бюро кредитных историй, государственным органам и их должностным лицам.

Нарушение банковской тайны заключается в раскрытии соответствующей информации (части информации) без согласия управомоченного лица, клиента, либо корреспондента, а так же в использовании информации банковским служащим в своих интересах.  Все указанные действия могут причинить моральный или материальный вред клиенту.

Сегодня нет единого понимания того, что включается в предмет банковской тайны, в том числе и на уровне разных государств. Отличия в подходах зависят, прежде всего, от того, допускается ли (и при каких условиях) раскрытие информации, составляющей банковскую тайну, третьим лицам. Международное законодательство стремится  к унификации законодательных норм о раскрытии банковской тайны [3].

Правоохранительные органы на сегодняшний день имеют возможность получения информации, составляющей банковскую тайну как легально, так и нелегально.

Способы получения информации, составляющей банковскую тайну, четко прописаны в законе. Однако существуют и незаконные способы получения такой информации. В этой связи следует различать правовые и неправовые способы раскрытия банковской тайны.

К неправовым способам относятся:

— утечка информации в силу человеческого фактора, в том числе личных отношений между сотрудниками кредитной организации и представителями правоохранительных органов;

— использование давления;

—  внедрение «своих» людей в кредитную организацию.

На сегодняшний день принято выделять три основные причины «отмирания» института банковской тайны.

Во-первых, это борьба с теневой экономикой, во-вторых, с финансированием терроризма, в-третьих, с налоговыми преступлениями.

В научной литературе присутствует точка зрения о том, что институт банковской тайны в самое ближайшее время переродится в институт защиты банковской информации от несанкционированного доступа [4].

Последним существенным изменением в сфере регулирования доступа к банковской тайне, является установление ограничения в отношении определенной категории сотрудников МВД России. Министерство Внутренних Дел сформировало определенный список лиц, которые имеют право запрашивать в банках и других учреждениях полную информацию о счетах, движении средств, переводах и другую финансовую информацию о компаниях и гражданах.

Такое право получили высокопоставленные полицейские: от главы МВД, его заместителей, начальников управлений и подразделений до заместителей начальников отделов полиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Перечень должностных лиц МВД, которые могут направлять запросы на получение судебного решения о выдаче банком информации по операциям, счетам и вкладам компаний и граждан в первую очередь должен помочь ведомству в борьбе со злоупотреблениями и коррупцией среди оперативников и следователей.

В 2013 году в России было ужесточено законодательство, касающееся конфиденциальной финансовой информации. Теперь правоохранительные органы могут получить в банках данные о финансовом положении компаний и граждан на основании судебного решения, для чего необходимо направить в суд ходатайство. Кроме того, можно запросить информацию в банке без использования судебных процедур, если она требуется для расследования уголовного дела.

В редакции Закона о банках от 28 июня 2013 года прописано, что ходатайство в суд может отправить только ограниченный круг силовиков, чьи должности включены в соответствующие ведомственные перечни. Такой список, состоящий из 58 пунктов, и подготовили в Министерстве Внутренних Дел [5].

Что касается последних тенденций развития института банковской тайны в мире, то можно отметить принятые 20 марта 2014 года решения на Саммите ЕС в Брюсселе.

На Саммите было достигнуто соглашение об обмене информацией о доходах банковских клиентов на территории 28 стран Евросоюза, что означает фактическую отмену банковской тайны.

Таким образом, ЕС усиливает борьбу против налоговых махинаций. Каждый год страны организации, согласно официальным данным, теряют вследствие этих преступлений триллион евро.

 «Это неизбежно и необходимо для того, чтобы страны-члены ЕС могли предпринимать более решительные меры против налоговых махинаций и уклонения от уплаты налогов», — заявил президент Европейского Совета Херман ван Ромпей.

Указанное соглашение об обмене информации о доходах банковских клиентов было запланировано принять еще в конце 2013 года. Однако, против выступили Австрия и Люксембург. Они были согласны нарушить принцип банковской тайны только в том случае, если ЕС достигнет подобного соглашения со странами, не входящими в Евросоюз: Швейцарией, Монако, Андоррой, Лихтенштейном и Сан-Марино.

Как заявил на Саммите в Брюсселе премьер министр Люксембурга Ксавье Беттель, Еврокомиссия планирует завершить переговоры с этими странами по данному вопросу к концу 2014 года.

Если они окажутся безуспешными, «Еврокомиссия должна будет ввести необходимые опции для обеспечения новых глобальных стандартов», подчеркнул Беттель [6].

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что наиболее явной на сегодняшний день тенденцией развития института банковской тайны можно считать уменьшение перечня сведений, ее составляющих, при одновременном ужесточении ответственности за ее разглашение.

Кроме того, отмечается либерализация доступа правоохранительных органов к получению банковской тайны и установление при этом достаточно жесткой ответственности (для граждан — уголовно-правовой, а для юридических лиц, госорганов и их руководителей — имущественной).

Список литературы:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2014) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410. Ст. 857
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 05.02.1996, N 6, ст. 492,
  3. Куреньков Д.Б., Зарипов И.А., Петров А.М. Банковская тайна и налоговое администрирование в странах Европы // [Электронный ресурс]. [https://www.itconru/2.htm]. 2.12.14
  4. Самсонова А.Е. К вопросу о современном состоянии банковской тайны. // Юрист. № 3. C. 23-29.
  5. Информационное агентство России ТАСС [Электронный ресурс]. — [https://itar-tass.com/ekonomika/1010052]. 2.12.2014
  6. Русская редакция Deutsche Welle [Электронный ресурс]. — [https://www.dw.de/a-17511784]. 2.12.14
  7. Пушкарева В.А. Банковская и коммерческая тайна: проблемы правового регулирования // Теория и практика общественного развития, №4. С. 233-236[schema type=»book» name=»БАНКОВСКАЯ ТАЙНА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ» author=»Полина Анна Михайловна» publisher=»басаранович екатерина» pubdate=»2017-06-25″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found