В настоящее время сотрудники органов внутренних дел в рамках служебной деятельности выполняют разнообразные функции, их служебная деятельность зачастую сопряжена с риском для жизни и здоровья, в связи, с чем сотрудник полиции в первую очередь должен обладать максимальными достоинствами и соответственно не иметь серьезных пороков и недостатков. Для этих целей существует процедура тщательного профессионального отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел. Нельзя не согласиться с В.И. Михайловым, который выделяет надлежащее кадровое обеспечение процесса обновления органов внутренних дел как одну из наиболее важных проблем и предлагает изменить критерии оценки кандидатов на службу в органы внутренних дел с целью их ужесточения. [1, с. 48]
Процедура профессионального отбора имеет широкое применение во всех странах мира и в процессе своего развития проходила несколько ступеней, начиная от подбора кандидатов в инициативном порядке на конкретную профессиональную деятельность до формирования определенных статистических норм, которые основаны на качественных и количественных измерениях психологических качеств конкретного кандидата.
Профессиональный отбор в своей сущности неразрывно связан с категорией профессиональной пригодности кандидата, которая заключается в наличие у претендента комплекса умений, знаний, а также личностных качеств, которые необходимы для выполнения служебной деятельности в соответствии с требованиями к ее эффективности. Интересным по данному вопросу мнение Бодрова В.А., который отмечает, что профессиональная пригодность гражданина определяется как соотношение определенных требований профессии к личным особенностям человека и имеет определенный объект реализации, а именно систему «человек–профессия». [2]
Исходной составляющей процедуры применения профессиональной пригодности к определенному виду деятельности считается профессиональная ориентация. В этой связи следует говорить о ранней профессиональной ориентации, так как чем раньше она начнется, тем эффективнее будут функционировать профессиональный отбор и соответственно профессиональная деятельность сотрудника.
В целях профессиональной ориентации граждан Российской Федерации по вопросу поступления на обучение в образовательные организации высшего образования системы МВД России территориальные органы внутренних дел проводят информационно-ориентационные мероприятия, направленные на информирование населения об организации поступления на обучение, профессионально-ориентационные мероприятия, а также непосредственный поиск кандидатов на обучение [3].
По вопросу поступления на обучение в образовательную организацию высшего образования системы МВД России гражданину необходимо обратиться в территориальный орган внутренних дел, предоставив документы для поступления на службу в соответствии со статьей 18 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Впервые приказом МВД России установлен срок обращения в территориальный орган внутренних дел с целью рассмотрения возможности поступления на обучение, это не позднее 1 марта [4].
Установление срока обращения в территориальный орган внутренних дел с моей точки зрения положительно сказывается на:
— процессе своевременности проведения территориальными органами внутренних дел профориентационной работы,
— своевременном проведении мероприятий профессионального отбора;
— обоснованности отказа в оформлении материалов в связи с поздним обращением;
— своевременности направления материалов изучения кандидатов на обучение в образовательные организации.
На предварительном этапе кандидату на обучение может быть отказано в направлении в образовательную организацию МВД России в связи:
— с отсутствием в территориальном органе потребности в кадрах по данной специальности или направлению подготовки, по которой кандидат на обучение изъявил желание обучаться,
— в связи с отсутствия мест для целевого приема, установленных Планом комплектования для территориального органа по такой специальности или направлению подготовки.
С целью определения пригодности кандидатов к обучению в образовательной организации высшего образования системы МВД России, а также возможности и целесообразности направления их на обучение в образовательные организации системы МВД России территориальные органы внутренних дел проводят комплексное изучение кандидатов на обучение посредством:
— проверки достоверности сведений, сообщенных кандидатом на обучение;
— проведения мероприятий по допуску к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну,
— медицинского освидетельствования,
— проверки уровня физической подготовленности,
— профессионального психологического отбора,
— психофизиологических исследований,
— тестирований, которые направлены на выявление употребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, а также злоупотребления токсическими веществами или алкоголем. [5]
Особенность профессионального отбора кандидатов на обучение заключаются в том, что наряду с общим порядком изучением данных о кандидате на службу в органы внутренних дел, для кандидатов на обучение применяется и дополнительный порядок – это вступительные испытания, проводимые образовательными организациями системы МВД России.
В зависимости от категории экспертов, проводивших профессиональный отбор, следует выделить следующие этапы прохождения профессионального отбора в отношении кандидатов на обучение: социальный, медицинский, психологический, а также экзаменационно-конкурсный.
Социальный этап профессионального отбора осуществляется сотрудниками кадровых подразделений территориальных органов внутренних дел, его задача заключается в проведении проверки достоверности сообщенных кандидатом сведений по ряду биографических, демографических или нравственных показателей. На данном этапе следует отметить такую особенность, что зачастую кандидаты на обучение являются несовершеннолетними, в связи, с чем порядок приема на обучение в этих случаях возможен только с письменного согласия родителей или законных представителей.
В процессе профессионального отбора определяется уровень физической подготовленности кандидата на обучение, который заключается в форме практического выполнения нормативов.
По образовательному цензу претенденты находятся в прямой зависимости от ее места в системе полицейской иерархии, а также рода предстоящей работы. В число квалификационных требований к должности курсанта относится наличие соответствующего уровня образования, а именно среднего общего образования. [6]
В ходе медицинского этапа определяется степень годности кандидата к обучению в образовательной организации системы МВД России. Медицинское освидетельствование кандидатов на обучение отличается от общего порядка прохождения освидетельствования кандидатами на службу, так как проводится в 2 этапа. На первом этапе кандидат на обучение проходит предварительное освидетельствование в военно-врачебной комиссии территориальной медико-санитарной части. Второй этап, являющийся окончательным освидетельствованием, проводится непосредственно в образовательной организации системы МВД России, как правило, да начала вступительных испытаний. [7]
Психологический этап профессионального отбора кандидатов на обучение заключается в определении профессиональной психологической пригодности кандидата к обучению в ведомственном вузе, в ходе которого определяются личные и деловые качества кандидата, а также выявляются факторы риска общественно опасного поведения. Проводят профессиональный психологический отбор психологические подразделения образовательных организаций системы МВД России в отношении кандидатов, направляемых на обучение территориальными органами внутренних дел по месту дислокации образовательной организации. Психологический отбор направлен на пополнение органов внутренних дел наиболее мотивационной и интеллектуально подготовленной молодежью.
Экзаменационно-конкурсный отбор кандидатов для обучения по образовательным программам высшего образования проводится в форме конкурса на основе результатов единого государственного экзамена и прохождения дополнительных вступительных испытаний в образовательной организации системы МВД России. К участию в этом отборе допускаются лица, успешно прошедшие профессиональный отбор и в отношении которых оформлены в полном объеме материалы изучения данных о кандидате на обучение.
Обоснованное решение о непригодности кандидата, которое может быть принято на любом этапе, является основанием прекращения дальнейшей процедуры его прохождения, соответственно, каждый этап профессионального отбора считается самостоятельным в части принятия решения о профессиональной пригодности.
В последнее время проблемам профессиональной пригодности кандидатов на обучение в образовательные организации системы МВД России уделяется повышенное внимание по ряду некоторых объективных причин. Так, отсутствие профессиональной ориентации на ранней стадии является следствием большого количества отчисленных из образовательных организаций на первых годах обучения в связи с нежеланием учиться. Данная категория обучаемых еще не совсем готова к определенным трудностям службы и обучения в ведомственном вузе, а также к перенесению физических нагрузок, встречающихся в период обучения.
Результаты дополнительного вступительного испытания по физической подготовке являются свидетельством недостаточной, а порой и низкой физической подготовки большого количества кандидатов на обучение, что является фактором их несоответствия действующим требованиям и условиям обучения в ведомственном вузе.
Имеют место быть и случаи отчисления курсантов в период обучения за грубые нарушения служебной дисциплины. Данные факты характеризуют серьезные в первую очередь психологические противопоказания к обучению в образовательной организации системы МВД России, так как связаны с наличием устойчивых отрицательных личностных качеств, и должны быть обнаружены и устранены фильтром на стадии многоступенчатого профессионального отбора.
Случаи отчисления курсантов вследствие недобросовестного выполнения учебного плана свидетельствуют о недостаточной мотивационной и интеллектуальной готовности к прохождению обучения. Несмотря на что, кандидаты на обучение проходят психологический и экзаменационно-конкурсный отбор, ежегодно некоторая часть курсантов отчисляется из образовательной организации системы МВД России.
Проблемы психофизиологических трудностей кроются в недостаточной сформированности профессионально-значимых личностных психологических качеств, которые необходимы в процессе профессиональной деятельности. На начальной стадии обучения начинается процесс адаптации к новым условиям обучения и службы, физическим нагрузкам, режиму отдыха и труда.
Также в настоящее время в первую очередь перед территориальными органами внутренних дел остро стоит проблема поступления на обучение в образовательные организации системы МВД России лиц женского пола. Так с каждым годом процент поступления в образовательные организации системы МВД России лиц женского пола становится более высоким. Данная проблема возникает на стадии обращения кандидата на обучение в территориальный орган внутренних дел, в связи с тем, что на службу в органы внутренних дел могут поступать граждане Российской Федерации независимо от принадлежности к полу. Тем самым территориальный орган внутренних дел не имеет законных оснований для отказа абитуриенту женского пола в процедуре подачи заявления с целью рассмотрения возможности поступления на обучение в образовательную организацию системы МВД России.
Также следует говорить и о необходимости увеличения количества абитуриентов из числа граждан отслуживших срочную службу в вооруженных силах, так как данная категория граждан менее подвержена трудностям адаптационного процесса обучаемых к новым социальным условиям.
Анализируя проблемы профессионального отбора следует говорить об усовершенствовании профориентационной работы как весомого резерва увеличения эффективности функционирования профессионального отбора в органах внутренних дел, повышения престижа службы в органах внутренних дел, совершенствования форм и методов профессионального отбора кандидатов на обучение. В настоящее время профессиональный психологический отбор во всех развитых странах мира входит в составную часть комплектования органов внутренних дел.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Михайлов В.И. Актуальные вопросы профессионального отбора кадров на службу в органы внутренних дел // Российский следователь. 2014. № 9. С. 48 — 51.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов – М.. ПЕР СЭ, 2001 – 511 с – (Современное образование) [электронный ресурс] — Режим доступа.
- Приказ МВД России от 31.03.2015 № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [электронный ресурс] — Режим доступа. -https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=179599
- Приказ МВД России от 12.03.2015 № 321 «Об утверждении Порядка и условий приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации» [электронный ресурс] — Режим доступа. —
- Приказ МВД России от 18.07.2014 № 595 «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» [электронный ресурс] — Режим доступа.
- Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [электронный ресурс] — Режим доступа. —
- Приказ МВД России от 14.07.2010 № 523 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» [электронный ресурс] — Режим доступа.https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154709[schema type=»book» name=»Актуальные вопросы профессиональной пригодности кандидатов на обучение в образовательные организации системы МВД России» description=»В данной статье рассматриваются особенности профессионального отбора кандидатов на обучение в образовательные организации высшего образования системы МВД России, а также проанализированы актуальные вопросы профессиональной пригодности кандидатов на обучение.» author=»Николаенко Елена Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]