Номер части:
Журнал

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ // Евразийский Союз Ученых. Юридические науки. ; ():-.





Участие общественных объединений в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, вытекает из ст. 30 Конституции РФ. Вовлечение общественных организаций в механизм защиты прав человека является одним из проявлений принципа гуманизма, позволяющих использовать дополнительные средства защиты законных прав и интересов осужденных. Термины «контроль», «социальный контроль» широко используются в философии, экономической, юридической и других общественных науках. Они стали широко применяться для обозначения одной из функций управления обществом.

Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, служит средством выявления и устранения причин нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих наказания, а поэтому имеет большое социально-правовое значение. Вскрывая имеющиеся нарушения законности в правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, контроль формирует правосознание персонала, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение действующих законов. Значение контроля за деятельностью персонала проявляется также в том, что он позволяет экономно расходовать и перераспределять выделяемые государством на содержание учреждений и органов, исполняющих наказания, системы исполнения наказаний материальные и технические средства.

Таким образом, под контролем за деятельностью по исполнению уголовных наказаний следует понимать систему правомочных действий уполномоченных органов государства и общества по наблюдению и проверке соответствия деятельности персонала системы исполнения уголовных наказаний требованиям уголовно-исполнительного законодательства в целях выявления и устранения имеющихся нарушений и предупреждения их в будущем.

Объектом контроля является система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Предмет контроля — правовое состояние и деятельность объекта контроля, то есть соответствие этой деятельности нормативным требованиям Конституции РФ, предписаниям и рекомендациям международных правовых актов и вопросам неукоснительного соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Общественный контроль — это контроль институтов общества за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, являющийся ярким свидетельством уровня демократизации общества. На основании порядка, предусмотренного законодательством Российской Федерации, общественные объединения не только принимают участие в процессе исправления осужденных, но и осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Таким образом, деятельность администрации находится под контролем международных организаций, государственных структур, а также под контролем общественности [2, гл.8].

Организационные формы участия общественных объединений в работе с осужденными, сложившиеся на практике, самые различные, в частности, в разных регионах они могут различаться. К ним относятся: шефские формирования трудовых коллективов и учебных заведений, попечительские советы, советы общественности воспитательной колонии, советы воспитательных отрядов [6].

Актуальность темы обусловлена распоряжением УИС основанным на Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, где предусмотрено:

 1) Обеспечение прозрачности в деятельности уголовно-исполнительной системы на основе широкого привлечения институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, сотрудничества со средствами массовой информации, изучения общественного мнения о работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

2) принятие мер по содействию общественным наблюдательным комиссиям, в том числе рассмотрение возможности их участия в обеспечении деятельности институтов условно-досрочного освобождения, подготовке решений об изменении условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения в качестве мер поощрения или взыскания, применяемых к осужденному;

3) повышение роли общественных советов при Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах как координаторов взаимодействия с институтами гражданского общества;

4) привлечение общественных организаций к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных [3].

Ценность и особая значимость общественного контроля заключается в том, что он осуществляется общественными формированиями, не связанными узами ведомственной, корпоративной солидарности, что значительно повышает его эффективность и объективность.

 Общественный контроль в уголовно-исполнительной системе является средством достижения установленных законом прав и свобод граждан. Назначением общественного контроля сегодня является повышение эффективности исполнения уголовных наказаний, улучшение процесса управления учреждениями и органами, их осуществляющими, укрепление законности  правопорядка среди персонала и осужденных, а также для обнаружения и устранения выявленных в деятельности исправительных учреждений недостатков.  Общественный контроль в учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, способствует демократизации государства. Достигается  подобное по средствам «прозрачности» деятельности исправительных учреждений для представителей общественных объединений, средств массовой информации и отдельных заинтересованных граждан.

Так, с 1 июля 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32 – ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» [7]. Этот закон закрепил создание и регламентирование деятельности особого, не имеющего аналогов в отечественной истории, контрольного органа – Общественной палаты. Практика деятельности, после ее создания показывает, что основные проблемы, выносимые на заседание в Общественной палате РФ, касаются нарушения прав человека в местах принудительного содержания.

28 февраля 2014 г. член Общественной палаты Мария Каннабих приняла участие в работе коллегии ФСИН России. Глава ведомства Геннадий Корниенко, подводя итоги работы, сообщил, что в 2014 году выросло количество преступлений, совершенных сотрудниками исправительной системы. По сравнению с 2013 годом этот показатель вырос на 23 %. В отношении сотрудников возбуждено 414 уголовных дел. 71 % преступлений совершен сотрудниками при исполнении своих служебных обязанностей.

  Сегодня уголовно-исполнительная система переживает масштабное реформирование. В качестве одного из основных направлений деятельности по реформированию предполагается совершенствовать сотрудничество с институтами гражданского общества и создавать условия для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем, основной акцент участия общественности в работе учреждений и органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы, делается на соблюдение прав и законных интересов осужденных.

На современном этапе гражданское общество находится на стадии формирования. Это проявляется в неразвитости институтов частной собственности, негосударственных образовательных учреждений, средствах массовой информации и так далее. Как известно ситуация складывающаяся в обществе зеркально отражается в местах лишения свободы, зачастую в интерпретированном виде. Общественный контроль в местах лишения свободы в настоящее время сталкивается с огромным количеством трудностей. К числу таких проблем можно отнести, что  решения по результатам проведенного инспектирования исправительного учреждения носят сугубо рекомендательный характер.

Следующей проблемой, препятствующей развитию данного института, является нехватка кадров, решение ее – наличие в регионах пула общественных некоммерческих организаций, которые могли бы стать поставщиками кадров для наблюдательной комиссии. Такие общественные организации необходимы для того, чтобы решить проблему взаимозаменяемости членов НКО. Эти организации могли бы не только учувствовать в общественном контроле, но и принимать участие в реформировании системы исполнения наказаний. Кроме того, на базе таких организаций могли бы появляться новые, более узкие правозащитные проекты. Все подобные вопросы решаются на уровне частных договоренностей или безвозмездной помощи со стороны администрации того или иного территориального органа ФСИН России [1, с. 63].

Еще одна проблема – финансовая. Сейчас общественные объединения существуют за счет нерегулярных грантов. Общественный контроль добровольный и денег порой не хватает даже на то, чтобы выехать в колонию с проверкой. Финансирование должно осуществляться из различных источников, в том числе и государственных.

  Сегодня возможно перераспределение некоторых превентивных мер от формализованных социальных институтов, призываемых решать проблему, самоуправляющимся общественным организациям с передачей им соответствующих материальных средств и легитимных полномочий. Деятельность этих общественных организаций должна быть дифференцирована с учетом особенностей и интересов различных категорий ранее судимых (молодежи, женщин, инвалидов). Основной целью таких организаций должны быть не столько учет и жесткий контроль ранее судимых, сколько помощь конкретным людям, поиск и создание рабочих мест, взаимодействие со структурами власти, формирование материальных фондов [4, с. 93].

На основании Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» 9 августа 2013 г. в Магаданской области впервые создана общественная наблюдательная комиссия (ОНК). Магаданская область стала 81 субъектом Российской Федерации, в котором создана ОНК [5].

ОНК Магаданской области на сегодняшний день состоит из 5 человек. Председатель комиссии – Пузыренко Инна Николаевна,  именно к ней мы обратились за помощью в написании данной работы.  Благодаря такому сотрудничеству мы выяснили, что члены ОНК – люди разных профессий и должностей, среди них не должны быть только юристы способные толковать закон, среди них должны быть люди, преданные своему делу, хорошо разбирающиеся в узких специализациях.

В ходе своей деятельности ОНК посещает колонии и следственные изоляторы, представители комиссии проводят беседы с осужденными, отвечают на их вопросы и принимают жалобы. Жалобы, как правило, имеют объективный характер.

Особое внимание члены ОНК уделяют столовым исправительных учреждений, изучают меню, проверяют обеспечение контроля качества приготовляемой пищи, и соблюдение санитарных условий. Данный вопрос особенно важен в нашем суровом климате, где получение витаминов и минералов является залогом  здоровья.

Немаловажным вопросом остается трудовая деятельность осужденных. Многие осужденные работают, но, к сожалению, не все желающие работать — трудоустроены, т. к. имеется нехватка рабочих мест. По мнению членов ОНК для многих осужденных иметь рабочее место очень важно, это позволяет получать новые трудовые навыки и не забывать ранее приобретенные. Кроме того трудовой стаж играет большую роль в  дальнейшей жизни.

В своей деятельности членам ОНК приходится сталкиваться с различными людьми, их  трудными жизненными ситуациями и самое важное в такой деятельности это «не навредить». Они внимательно и с большим пониманием ведут работу со своими подопечными.

Таким образом, активная работа общественных объединений представляет собой важную форму социального контроля над деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание. Социально-значимый путь реформирования пенитенциарной системы – это расширение ее открытости для социального контроля и социального сопровождения.

Изложенные проблемы в деятельности общественных объединений требуют тщательного изучения. Предполагается дальнейшая работа по данной теме.

Список библиографии:

  1. Александров А.С., Общественный контроль за соблюдением прав человека в учреждениях и органах исполняющих уголовное наказание, в виде лишения свободы // Журнал «Экономика и право», № 1-1013.
  2. Конегер П.Е., Рыбак М.С., Уголовно-исполнительное право России. Учебник. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. – С. 624.
  3. Распоряжение Правительства «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] : [от 14 октября 2010 г. № 1772-р. // Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  4. Селиверстов В.И., Уголовно-исполнительное право: Учеб. для юрид. вузов. – М.: ИД «Юриспруденция», 2009. – С. 352.
  5. Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [Электронный ресурс] : [от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ.: по сост. на 15 февраля 2015.] // Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  6. Федеральный закон «Об общественных объединениях» [Электронный ресурс] : [от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ.: по сост. на 08 марта  ] // Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  7. Федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации» [Электронный ресурс] : [от 04 апреля 2005 г. № 32-ФЗ.: по сост. на 20 апреля 2014.] // Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».[schema type=»book» name=»ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ» author=»Чайковская Екатерина Александровна, Хохлова Светлана Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх