Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

В настоящее время одной из острейших актуальных проблем современной российской цивилистической науки и практики является проблема правового регулирования оборота объектов незавершенного строительства, количество которых на территории Российской Федерации увеличивается с каждым годом, что создает определенные трудности не только социально-экономического, но и правового характера.

Следует отметить, что многие возникающие проблемы в данной области, в первую очередь, связаны с тем, что действующее российское законодательство и научная доктрина не содержат единого и целостного подхода к определению объектов незавершенного строительства и их правового режима.

Так, в частности, А. Г. Щербинин считает, что «объекты незавершенного строительства являются таковыми с момента возможности их технической инвентаризации и невозможности их перемещения без соразмерного ущерба их назначению» [8, с. 82]. В свою очередь, И. Н. Плотникова полагает, что «незавершенное строительство становится недвижимым имуществом в физическом смысле, когда строительные материалы прочно связаны с земельным участком и их перемещение повлечет их значительное разрушение. Это означает, что если на отведенном земельном участке возведен фундамент, перемещение которого невозможно без несоразмерного ущерба его назначению, то этот объект в принципе можно считать объектом недвижимого имущества» [7, с. 350–351]. При этом В. А. Алексеев отмечает, что «с точки зрения закона незавершенный строительством объект существует с того момента, как на строительной площадке начались действия, непосредственно направленные на создание объекта и приведшие к такому изменению этого земельного участка, которое становится от этого участка неотделимым без существенного ущерба для достижения цели создания планируемого объекта» [1, с. 143]. Отдельные ученые связывают момент возникновения объектов незавершенного строительства с моментом появления котлована с залитым в нем фундаментом [4, с. 72].

Исследуя нормы действующего российского законодательства в части определения понятия объекта незавершенного строительства, необходимо отметить, что в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к объектам капитального строительства отнесены не только здания, строения, сооружения, но и объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. При этом ст. 130 Гражданского кодекса РФ относит объекты незавершенного строительства к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости), к которым также причисляются земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения. Согласно Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа «под объектом незавершенного строительства понимается вновь создаваемый объект недвижимости, который еще не принят на кадастровый и технический учет и, соответственно, право на который еще не зарегистрировано в установленном порядке» [5].

Анализ выше рассмотренных подходов научной доктрины, законодателя и судебной практики позволяет сформулировать следующее определение: объектом незавершенного строительства является объект недвижимого имущества, не обладающий признаками временной постройки, прочно связанный с землей, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, а также на который не зарегистрировано право в установленном законодательством порядке.

Исходя из этого определения, можно выделить такие характерные признаки объекта незавершенного строительства как:

— отнесение к объектам недвижимого имущества;

— наличие прочной связи с землей;

— невозможность перемещения без соразмерного ущерба его назначению;

— обладание самостоятельным функциональным назначением (фундамент, часть здания, сооружения, линейного объекта и т.д.);

— отсутствие наличия правоустанавливающих документов, предусмотренных для ввода объекта незавершенного строительства в эксплуатацию;

— отсутствие государственной регистрации права на объект недвижимого имущества в установленном законодательством порядке.

Безусловно, что в основе массового появления объектов незавершенного строительства лежат многочисленные причины, в частности:

1) недостаток финансовых средств, выделяемых инвесторами или государственными заказчиками для проектирования и строительства жилья [3, с. 37], объектов социальной сферы, объектов метрополитена и транспорта, инженерной инфраструктуры;

2) затянутые сроки реализации проекта, которые, в свою очередь, ведут к удорожанию не только проекта, но и самого объекта недвижимости;

3) отсутствие четкого законодательства в части контроля и упорядочения сроков строительства и ввода объектов в эксплуатацию органами государственной власти, а также должного взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти по недопущению возникновения объектов незавершенного строительства на территории РФ;

4) экономическая ситуация в стране: экономические кризисы, инфляция, нестабильная ситуация во внешней политике и др.

В этой связи считаем необходимым обратить особое внимание на риски, связанные с увеличением количества объектов незавершенного строительства на территории Российской Федерации, появление которых возможно при нестабильной финансово-экономической ситуации в стране в строительной отрасли, в связи:

— с уменьшением средств бюджетной системы Российской Федерации, выделяемых на строительство объектов жилья и социальной сферы [2, с. 62], дорог, объектов метрополитена и транспорта, инженерной инфраструктуры;

— с возможностью появления и участия в аукционах на строительство жилья, объектов социальной сферы, объектов метрополитена и транспорта, инженерной инфраструктуры недобросовестных и слабых подрядчиков, как в государственных, так и в инвестиционных проектах;

— с оттоком иностранных работников и, как следствие, нехваткой рабочей силы;

— с уменьшением частных инвестиций в разработку проектов планировки, проектирования и строительства объектов капитального строительства;

— с приостановкой строительства крупных объектов, реализуемых за счет средств инвесторов, что влечет за собой уменьшение объемов ввода объектов в эксплуатацию.

Все это, как результат, ведет не только к появлению «обманутых» участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, но и к снижению налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Важно подчеркнуть, что в настоящее время законодателем уже предпринят ряд попыток, направленных на совершенствование правового регулирования оборота объектов незавершенного строительства с учетом современных реалий. В частности, в Земельный кодекс РФ введена норма, устанавливающая механизм отчуждения объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка в целях недопущения возникновения новых объектов незавершенного строительства (долгостроя) на территории Российской Федерации [6]. Причем данная норма будет распространяться на вновь заключаемые после 1 марта 2015 года договоры аренды земельных участков, которые находятся в государственной (муниципальной) собственности.

Считаем, что данная новелла в российском законодательстве станет новым рычагом управления по стимулированию застройщиков (инвесторов) к соблюдению сроков реализации строительства на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и приведет к положительной динамике по сокращению объектов незавершенного строительства.

Однако, несмотря на предпринимаемые в последнее время законодателем попытки по совершенствованию механизма правового регулирования оборота объектов незавершенного строительства, все же многие проблемы в рассматриваемой области остаются не разрешенными. Поэтому в целях обеспечения устойчивого развития стабильности в строительной отрасли, а также недопущения появления объектов незавершенного строительства на территории Российской Федерации, считаем целесообразным реализовать следующие мероприятия в рамках совершенствования действующего законодательства:

1) увеличить критерии по выявлению недобросовестных поставщиков при проведении конкурсов, аукционов и пр. в рамках Федеральных законов: «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

2) утвердить в перечне услуг, предоставляемых в рамках Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», дополнительные услуги по оформлению имущественных прав на построенные объекты;

3) законодательно утвердить порядок применения оборудования и материалов конкурентоспособной отечественной промышленности;

4) осуществлять разработку градостроительной документации на территории только на основании результатов предварительной оценки градостроительного потенциала данной территории;

5) оптимизировать проектные решения строительства объектов государственного заказа за счет импортозамещения, применения типовых проектов;

6) урегулировать вопрос применения инновационных технологий в проектировании, развитии типизации и типового проектирования;

7) создать библиотеки типовых проектов на основе ВIM-технологий, которые позволяют на смоделированном объекте комплексно обработать в процессе проектирования всю архитектурно-конструкторскую, технологическую, экономическую и иную информацию об объекте со всеми взаимосвязями и зависимостями;

8) разработать модельные типовые строительные системы и правила по аналогам международных практик с соответствующими изменениями и совершенствованием нормативной и законодательной базы в области типового проектирования.

Таким образом, учет выше перечисленных предложений позволит более рационально использовать земельные участки, занятые объектами незавершенного строительства, для решения социальных, экономических и иных приоритетных задач государства. При этом принимаемые меры по совершенствованию механизма правового регулирования оборота объектов незавершенного строительства должны быть гибкими, носить комплексный характер и оперативно адаптироваться под постоянно меняющиеся условия развития гражданского оборота.

Список литературы:

  1. Алексеев В. А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. М. : Волтерс Клувер, 2007. 504 с.
  2. Алексикова О. Е. Конституционное право на жилище в современной России: содержание, обеспечение и защита : дисс. … канд. юрид. наук : 12.00.02. Белгород, 2013. 172 с.
  3. Алексикова О. Е. Поощрение органами государственной власти и местного самоуправления жилищного строительства как конституционно-правовая форма реализации права на жилище // Современное общество и право. 2013. № 2 (11). С 34–44.
  4. Гражданско-правовые способы защиты права собственности на недвижимость: Научно-практическое пособие по применению гражданского законодательства / под общ. ред. В. Н. Соловьева. М : Юрайт, 2014. 458 с.
  5. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2002 по делу № А56-33518/01 [Электронный ресурс] / [сайт]. [2015] .
  6. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ (в ред. от 24.11.2014) // СЗ РФ. 2014. № 26 (Ч. I). Ст. 3377; 2014. № 48. Ст. 6637.
  7. Плотникова И. Н. Вопросы государственной регистрации прав на объекты незавершенного строительства // Государственная регистрация прав на недвижимость: проблемы регистрационного права : Сб. статей. – М. : Ось-89, 2003. – С. 350–351.
  8. Щербинин А. Г. Долевое участие в строительстве. Книга первая : Научно-практическое пособие. Тюмень : Вектор Бук, 2002. 130 с.[schema type=»book» name=»НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» author=»Воронова Ирина Валентиновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot terpercaya slot dana jendralsmaya slot maxwin slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa dragonslot99 slot88 selotgacorku slot thailand slot terbaru data hk
404: Not Found