Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Классификация правовых проектов (по результатам исследования координационной юридической технологии)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                              
Данные для цитирования: . Классификация правовых проектов (по результатам исследования координационной юридической технологии) // Евразийский Союз Ученых. Юридические науки. ; ():-.

Все мы живем в мире проектов. Даже сама наша жизнь, жизнь отдельного человека является проектом, а его судьба, видимо, результатом данного проекта. Проекты бывают очень разными и могут различаться по своему размеру, природе, сложности, отношению к вопросам качества, охвату и т. д.

Классификация  (лат. clasis – разряд и  facere – делать)  – особый случай применения логической операции деления объема понятия [3, 231].

Она представляет собой группировку данных по принципу подобия или различия. Это позволяет дать содержательную характеристику наиболее существенных классов той или иной системы, раскрывающих их взаимодействие, взаимопроникновение, субординацию и органичное составление ими единой исходной целостности. Правильность и полнота классификации зависят, прежде всего, от выбора ее основания, которым выступает наиболее существенный признак, определяющий все остальные признаки классифицируемого явления.  При этом следует помнить, что всякая классификация является результатом некоторого огрубления действительных граней между видами, так как они всегда условны и относительны.

Науке известны различные виды классификаций. Так, в логике классификации принято делить на естественную и искусственную. Естественной считается такая  классификация, в основе которой находится существенный признак, определяемый природой изучаемых предметов и явлений. Напротив, в  основе искусственной классификации лежит произвольно взятый признак, имеющий значение с практической точки зрения для цели производимого исследования той или иной работы. Существуют распространительные классификации, когда исходный класс объектов последовательно подразделяется на виды и подвиды по различным основаниям. Есть такие классификации, в соответствии с которыми исходный класс объектов делится по независимым, не связанным в строгую систему основаниям. В результате получается несколько рядом расположенных классификаций (соделений), раскрывающих с различных сторон структуру понятия класса объектов.

Следует упомянуть и о дихотомических классификациях. Это деление по наличию или отсутствию признака. С логической точки зрения, дихотомические классификации обладают существенным недостатком – их отрицательное подразделение слишком неопределенно, требует дальнейшего раскрытия объема. Поэтому дихотомические деления рассматриваются в науке как материал для построения более совершенной классификации.

Широко используются приемы классификации и в праве. Например, это классификация в законодательстве – «один из уникальных, относительно самостоятельных, объективно существующих и реально функционирующих приемов законотворческой техники» [2, c. 31]. Классификация – это «государственно-властная, нормативная дифференциация объектов правовой сферы, устанавливающая между ними императивно фиксированный характер взаимосвязи в виде должного, запрещаемого, возможного, поощряемого, либо рекомендуемого варианта юридически значимой деятельности» [2, c. 29].

На наш взгляд, классификация правовых проектов, как и всякая классификация, служит средством систематизации, предпосылкой научного анализа изучаемого объекта. Разделяя объект на части, она позволяет изучить его в детализированном виде. Одновременно она призвана соединить разнообразные и порой противоречивые проявления объекта, связать их в единую цельную систему. Таким образом, выступая как средство научной систематизации, классификация выполняет свое главное предназначение.

Разнообразие проектов может проявляться в многочисленности форм, объемов, содержания, многообразии поставленных целей, применяемых ресурсов, моделей финансирования, уровней сложности – выполнимости или невыполнимости, состава исполнителей и многом другом. В целях устранения этой сложности и для удобства рассмотрения различных проектов принято классифицировать их по различным признакам. Можно выделить несколько оснований классификации типов проектов. Рассмотренные в совокупности, они позволяют лучше понять природу и типологию этого важного явления организационной деятельности. Это связано с тем, что все существующие проекты очень разнообразны и с некоторыми из них нам приходится сталкиваться изредка, а с некоторыми – постоянно.

Авторы выделяют различные виды классификационных признаков.

И.И. Мазур и В.Д. Шапиро, например, пишут, что «в связи с тем, что методы управления проектами в значительной степени за­висят от масштаба (размера) проекта, сроков реализации, качества, ограниченно­сти ресурсов, места и условий реализации, рассмотрим основные виды т. н. спе­циальных проектов, в которых один из перечисленных факторов играет домини­рующую роль и требует к себе особого внимания, а влияние остальных факторов нейтрализуется с помощью стандартных процедур контроля…»[1]. Указанные авторы класси­фицируют проекты по масштабам, срокам реализации, качеству исполнения, ограни­ченности ресурсов, конструктивному исполнению, участникам [1, c.76].

Обратимся первоначально к классификациям проектов, упоминающимся в экономической науке. Нам представляется, что данная классификация вполне применима и в праве. Приведем обычные классификационные признаки.

  1. Природа проекта:

— инвестиционные проекты — проекты, подразумевающие использование внутренних или внешних (по отношению к компании) инвестиций и предполагающие их обязательный спланированный и своевременный возврат и увеличение. Например, создание транспортно-логистического центра как бизнес-единицы, создание объекта гражданского строительства и т. п.;

— неинвестиционные проекты — проекты, подразумевающие использование внутренних или внешних затрат и не предполагающие их непосредственный возврат. Например, построение функциональных моделей бизнес-процессов, обучение компании, внедрение технологии управления проектами, спонсорские или благотворительные мероприятия, проекты развития и т. п.

  1. Вид проекта: учебно-образовательные проекты; исследований и развития; инновационные; комбинированные.
  2. Функциональная направленность проектов: маркетинговые проекты; организационные; технические; информационные; социальные; экономические; смешанные.
  3. Место проекта в структуре бизнес-процессов компании: проекты, связанные с основным бизнес-процессом; проекты, связанные со вспомогательным бизнес-процессом; проекты развития бизнеса.
  4. Объекты проекта, например проекты, связанные с: бизнес-процессами или их функциями; товарами (услугами) компании; подразделениями, дочерними и зависимыми предприятиями компании; техническими объектами или персоналиями; социально-культурными объектами (учреждения культуры, образования, спорта, религии, социальной поддержки граждан и т. п.); экологией.
  5. Цели проекта, где выделяют проекты, нацеленные на прирост объема продажи товаров (услуг); увеличение доли компании на рынке; расширение (обновление, сокращение) ассортимента товаров (услуг); повышение качества товаров (услуг) компании; снижение издержек обращения товаров (затрат на услуги) компании; решение общественно значимых проблем (политических, социальных, благотворительных, экологических и др.).
  6. Длительность проекта: краткосрочные проекты; среднесрочные; долгосрочные.
  7. Объемы необходимых для проекта финансовых ресурсов: проекты с малыми затратами; проекты со средними затратами; проекты с большими затратами.
  8. Степень новизны (неопределенности) целей проекта и процесса их достижения: проекты, новые по отношению к бизнесу компании или исполнителю; проекты, родственные бизнесу компании или исполнителю; повторяющиеся; типовые.
  9. Способ финансирования проектов, где выделяют проекты, финансируемые за счет: внутренних источников; дополнительных средств владельцев бизнеса (в том числе за счет первичной или дополнительной эмиссии ценных бумаг компании); кредитов (займов); проекты с бюджетным финансированием; проекты со смешанными источниками финансирования.
  10. Класс проектов (сфокусированность на одном или нескольких результатах): монопроект; мультипроект; мегапроект.
  11. Сложность проекта: простые; сложные; очень сложные.
  12. Масштаб проекта (количество подрядчиков, количество участников): мелкие; средние; крупные; очень крупные.

Особую роль играет классификация по роли и связи со стратегией компании. Любая компания имеет миссию и соответственно связанное с ней врдение бизнеса. Последнее, в свою очередь, определяет стратегию предприятия на конкретный срок. Стратегия также может распадаться на заданный набор микростратегий, которые и могут (или должны) достигаться посредством реализации проектов. Таким образом, возникает очевидная классификация на стратегические, оперативные и вспомогательные проекты. Причем стратегические проекты могут получать приоритет при отборе.

Принцип классификации должен быть разработан в каждой компании, которая имеет портфель проектов. Классификация может быть комплексной, например учитывать несколько критериев одновременно. Она позволяет систематизировать портфель, предложить принципы отбора проектов. Участники проектной деятельности легче понимают специфику проектов, в которых они работают. Классификация проектов — также очень важная часть цивилизованного управления проектами в компаниях, где присутствует портфель проектов. Это позволяет стандартизировать терминологию, упростить взаимопонимание всех участников. Классификация проектов является неотъемлемой частью регламента или стандарта по управлению проектами компании.

Использование в качестве критерия классификации показателя «Место в структуре бизнес-процессов компании» позволило предложить следующие категории: основные бизнес-проекты (проекты, ориентированные на основных заказчиков, использующие основную компетенцию компании и приносящие основную прибыль), неосновные бизнес-проекты (проекты, ориентированные на второстепенных заказчиков, использующие основную компетенцию компании и приносящие дополнительную прибыль), проекты развития или корпоративные (вспомогательные затратные проекты, поддерживающие основные и неосновные проекты), имиджевые и благотворительные проекты (затратные проекты, работающие на повышение имиджа компании).

Многообразие правовых проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, крайне значительно. Правовые проекты могут существенно различаться по сфере приложения, составу, предметной области, масштабам, длительности, составу участников, степени сложности, влиянию результатов, целевым установкам, затратности, ресурсообеспеченности  и т.п. Следовательно, неизбежно возникает вопрос о классификации правовых проектов, что имеет важное не только теоретическое, но и сугубо практическое значение.

Основываясь на выделении признаков, предложенном М.Л. Разу [2, c.37],  мы полагаем возможным выделить следующие классификационные признаки правовых проектов.

Прежде всего, речь должна идти о классе проекта.

Классы возможно выделять по составу и структуре проекта: монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления) и мегапроект (например, целевые программы, включающие в себя ряд моно- и мультипроектов).   Используя этот критерий выделения типов проектов, мы можем говорить об отдельных, единичных программах различного вида и объема, а также о сложных, многосоставных проектах, компонентами которых являются уже вышеназванные единичные программы. Кроме того, здесь можно выделить наиболее сложные по структуре программы развития целых регионов или сфер. В определенном смысле это, одновременно, и классификация проектов по структуре.

Некоторые специалисты-практики, однако, полагают, что здесь же возможно и выделение видов проектов по объему. При  этом выделяя типы существующих проектов по данному принципу, необходимо учитывать как размер самого проекта, так и количество исполнителей, задействованных для его осуществления. Предлагаемые этим критерием типы проектов весьма условны: их можно поделить на мелкие, средние и крупные.

Например, расследование конкретного уголовного дела является монопроектом. Правоохранительная деятельность Следственного Комитета РФ или всей правоохранительной системы России является уже мультипроектом. Охранительную функцию государства и права можно считать мегапроектом. Право, таким образом, выступает в качестве системы мегапроектов, где все иные правовые явления являются совокупностью его составляющих элементов.

Понятно, что данное деление весьма и весьма условно и изменчиво. Мы и не стремимся предложить раз и навсегда некую единую устойчивую классификацию и, в большей степени, нацелены на ориентирование читателя в самостоятельном выделении проектных классов. Принципиальным для нас является четкая фиксация разницы между правовыми проектами различных классов и если для монопроекта и мегапроекта она достаточно очевидна, то в отношении мультипроектов она объективно неустойчива и волатильна.

Малые проекты невелики по масштабу, просты и ограничены объемами. Они допускают ряд упрощений в процедуре проектирования и реализации, формировании команды проекта (можно просто кратковременно пере­распределить интеллектуальные, трудовые и материальные ресурсы). Вместе с тем затруднительность исправления допущенных ошибок в связи с дефицитом времени на их устранение требует весьма тщательного определения объемных характери­стик проекта, участников проекта и методов их работы, графика проекта и форм отчета, а также условий контракта. Для таких проектов рекомендуется: назначать одного управляющего (координация должна осуществляться одним лицом); гибкую организацию  команды  проекта,   обеспечивающую  взаимозаменяемость ее членов; максимально простую форму графика проекта; четкое знание каждым членом команды своих задач и объемов работы и т.п.

Мегапроекты — это целевые программы, содержащие множество взаимосвя­занных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпу­щенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международ­ными, государственными, национальными, региональными (например: в отношении  свободных экономических зон, республик, малых народностей Севера и т. д.), межотраслевые (затрагивать интересы нескольких отраслей экономики),  отраслевые и т.п.

Остальные типы проектов стоят «посередине» между малыми проектами и мегапроектами.

В отношении данного деления важно подчеркнуть их иерархичность, что требует и их взаимной непротиворечивости: монопроекты должны соответствовать мультипроектам, а первые и вторые – мегапроектам. К сожалению, в современной российской (да и не только) действительности многие мегапроекты высших должностных лиц государства по своим целям, задачам и т.п. непонятны не только рядовым гражданам, но и, зачастую, нижестоящим должностным лицам, призванным участвовать в реализации этих мегапроектов, обеспечивая реализацию своих собственных монопроектов.

Список литературы:

  1. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. Справочник для профессионалов. – 215 с.
  2. Разу М.Л. Управление программами и проектами. – М., 2000. – 341 с.
  3. Чуманов Е.В. Классификация в российском законодательстве. Автореф. дисс. канд. юр. наук. Н.Новгород, 2005. – 101 с.
  4. Философский словарь. — М., 1975. – 981 с.

[1] Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. Справочник для профессионалов. — С.76.[schema type=»book» name=»Классификация правовых проектов (по результатам исследования координационной юридической технологии)» author=»Максуров Алексей Анатольевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 6780

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх