Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Юридические науки. ; ():-.

В начале нового века в информационно-коммуникационных технологиях произошли коренные изменения. Информация превратилась в несравнимо важный и безграничный ресурс человечества. С возникновения информации ею пользуются в различных интересах. В условиях глобализации информация проявляет себя в качестве “ценности”, оказывающей влияние на правовой статус участников гражданско-правовых отношений – граждан, юридических лиц и государства, экономическое развитие всего общества.

Следует отметить, что способы доведения информации до исполнителей, широкой общественности прошли свое поэтапное развитие в зависимости от определенного периода прогресса общества. Потребность человечества в информации, исторические методы ее приема и распространения существовали ещё в те времена, когда не было никакой прессы. Официальные сведения доводились до народа посредством глашатаев на площадаях, в местах большого скопления людей, рынках. В соседние страны информация доводилась через гонцов, караваны, почтовых голубей. Потребности людей в информации, осведомлении о новостях отражались в первых письменах, изданиях, дощечках, считавшихся ранними проявлениями печати (прессы) [14, с.27].

В результате прогресса общества, механизации производства информационный обмен также получил техническое обеспечение, то есть были изобретены телеграф и ротационная типографическая машина (1847 г.), телефон (1870 г.). радио (1895 г.), беспроводной телеграф (1922 г.), телевидение (1930 г.), радиотелефонная связь (1946 г.), а в 1986 г. в мире информации и информатизации произошло знаменательное событие – создан Интернет [16, с.13]. Параллельно с развитием общества поэтапно сформировались и средства массовой информации, выступающие на сегодняшний день в качестве действенной силы.

Необходимо отметить, что термин “информация” был введен в обращение в середине ХХ века Клодом Шенноном, который использовал его при обосновании теории связи и признал в качестве понятия, применяемого в ходе доведения телеграфных кодов [3, с.36].

В настоящее время, понятие “информация” широко применяется и в международных актах [9], а информационные технологии в ряде государств мирового сообщества успели стать обязательным условием деятельности органов государственной власти, компаний и предприятий. На наш взгляд, человечество сегодня делает шаг в новую информационную эпоху, в общество, характеризующееся активным развитием и распространением современных информационно-телекоммуникацонных технологий, информатизацией социальных процессов и жизнедеятельности людей. Так, на саммите G-8, проходившем в 2000 г. в японском городе Окинава, была принята “Хартия Глобального информационного общества”, в которой информационно-телекоммуникационные технологии отмечены в качестве одного из самых важных факторов, оказывающих влияние на формирование общества XXI века [11, с.602].

Однако, несмотря на то, что понятие информации на сегодняшний день широко применяется в повседневной жизни человечества, до сих пор не сформулировано его единое определение и характеристика, отражающие все своеобразные аспекты. По нашему мнению, это положение связано с различными толкованиями понятия “информации” с позиций определенной отрасли общественных отношений, направлений законодетельства и научных теорий.

Так, понятие “информация” как объект гражданского права тесно связано на сегодняшний день с системой связи, стремительным развитием системы телекоммуникаций, говоря одним словом, с общественными отношениями, возникающими в процессе глобализации. По справедливому мнению О. Городова, содержание понятия “информация” отличается сложностью, многопланновостью и неоднозначностью: оно привнесено в юридическую науку, будучи военным и приспособленным к нуждам математики, кибернетики, теории связи, философии, социологии, психологии, биологии и ряда других отраслей знания, которые используют специальный категориальный аппарат и выделяют те стороны и признаки информации, которые сопряжены с предметной областью этих наук [4, с.72-83].

Исследуя определения, данные понятию “информация”, с позиций наук их можно подразделить на несколько групп. В частности, можно наблюдать, что представители философии толкуют “информацию” как “предоставление сведений”. Так, по мнению Н. Винера, информация представляет собой выражение смысла, полученного в процессе адаптации к внешенму миру [2, с.620]. Согласно же Н.А. Шермухамедовой, информация, являясь понятием, выражающим важную часть объективной реальности, возникает в материальных системах, предназначенных для самосохранения, переработки и использования результатов воздействия. Объективность, материализация и наличие возможности передачи – важные особенности информации [17].

В.П. Попов же с социально-философской позиции дает информации следующее определение: в широком смысле слова, информация есть результат отражения общественного бытия. В узком же смысле слова – это циркуляция, отражающая многогранность жизни социума, передача в виде сведений [7, с.35].

А.Б. Венгеров при толковании понятия “информации” обращает внимание на такие ее признаки, как независимость относительно своего распространителя, возмозможность многократного использования одной информации, сохранение передаваемой информации у передающего её субъекта [1, с.17-21]. И.Д. Тиновицкая же утверждает, что подобные признаки, отличающие информацию от других вещественных и материальных объектов, служат основанием относить ее к категории “духовных”явлений, из которых по своей природе самое близкое к ней – категория “знание” [13, с.31].

Кроме того, позиции относительно понятия информации можно наблюдать и в теории экономических дисциплин. В частности, ученые-экономисты О.Т. Кенжаев и А.О. Рузиев отмечают такие особенности информации, как непрерывное образование, выражение в буквенно-цифровых показателях, дискретивный характер, возможность выполнения ее сбора, передачи, переработки и других действий [8, с.23-24]. Это мнение также свидетельствует о сложности признаков рассматриваемого термина.

С юридической точки зрения академик Х.Рахманкулов от мечает, что информация вне зависимости от формы ее предоставления состоит из сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, положениях и процессах [19, с.278].

На наш взгляд, в изложенных выше определениях и позициях относительно понятия информации уделяется внимание его характеристике в качестве сведений, используемых в различных направлениях социальной действительности. Единого же определения не существует, так как различные подходы ученых делаются с позиции отраслей общественных и точных наук.

В статье 3 Закона Республики Узбекистан “О принципах и гарантиях свободы информации” рассматриваемому понятию дается следующее определение: информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от источников и формы их представления [18]. Исследования показывают, что подобное толкование можно наблюдать также в действующих законодательствах Российской Федерации, Азербайджане, Армении, Беларуси и др [6].

В разделе же 815.03 акта “О компьютерных преступлениях”, принятого в 1978 г. в американском штате Флорида определение информации закреплено как сведения, знания, факты, понятия, программное обеспечение или наставления. Информация может быть в различных формах и храниться на дисках или в памяти компьютера.

Вместе с этим, по нашему мнению, определения понятия “информация”, сформулированные в зарубежном и национальном законодательстве не охватывают весь спектр требований нынешнего времени. К примеру, ни все предоставляемые сведения могут отражать в себе свойственные информации аспекты. Здесь считается важным акцентировать внимание на требования и критерии, предъявляемые к сведениям, выступающим в качестве информации. В частности, В.Н. Протасов с этой позиции выделяет следующие критерии:

  1. Объективность информации. В этом случае информация должна доводиться без примечаний автора, должна отражать точное содержание действительности и явления;
  2. Достоверность информации, то есть распространяемое сведение должно полностью соответствовать предъявляемому объекту наблюдения;
  3. Целостность распространяемой информации. В частности, информация должна быть без прерывания и соответствовать времени и месту ее получения;
  4. Полнота информации, то есть объем сведений дожен доводиться до потребителя в полном виде [12, с.135-138].

Исходя из вышеизложенного, для признания информации в качестве объекта гражданского права она под воздействием определенных факторов должна участвовать в гражданско-правовых отношениях. Потому что информация не является обычным продуктом. С этой позиции по мнению Р.Дж. Нолла, информация должна доводиться до ее потребителя каким-либо способом, и ее распространение в этом случае может стать дороже чем создание новой. Например, возможность присвоения обячной компьютерной программы или информации. Ибо присвоение не является дешевым, в результате состав информации принесет пользу обществу и не окажет негатичное влияние на эффективность системы ее распространения на рынке. Наоборот, публичность информации может быть серьезной проблемой [10, с.127].

Исходя из анализа определений и мнений, данный относительно понятия информации, можно прийти к выводу о том, что обобщение данного термина, округление его различных граней как понятия, оказывающего непосредственное воздействие на взаимоотношения между людьми в обществе и их активный образ жизни, являются сложным процессом. Основная причина тому – применение понятия “информация” в широком смысле этого слова в различных отраслях и его слияние с повседневными понятиями всех сфер общественной жизни. К тому же это тесно связано с возможностью признания информации и как предмета, и как средства, и как орудия, и как цели, а также в качестве результата какой-либо трудовой деятельности.

На наш взгляд, учитывая возможность осуществления таких действий, как распространение, передача, доставление и переработка информации, а также необходимость соответствия объективности, достоверности, целостности, полноте и охвату всех сфер общественной жизни, рассматриваемому понятию можно дать следующее определение:

“Информация – это объективное, достоверное, целостное, полное известие, знание, сведение о положении или обстановке дел, деятельности и условий, служащее основным средством общественного управления и связи человека с социумом, относительно которого можно осуществлять действия распространения, передачи, доставления и переработки”.

Полагаем, что сведения обычно состоят из фактов и на определенном этапе преобразуются в информацию, будучи понятными для людей.

Следует отметить, что в условиях рыночной экономики информация как объект гражданского права широко используется между физическими и юридическими лицами в системе общегосударственных и социально-экономических отношений. Относительно особенностей информации как объекта гражданского права в науке также имеются различного рода суждения. В частности, с позиции В.С. Горбатова, данные особенности проявляется в следующем:

– виртуальность информации, то есть информацию нельзя осознать посредством ощущения, поэтому в большинстве случаев она непосредственно выражается в результате информационного воздействия самого субъекта, либо преобразуется в объект права по закрепления на материальном носителе;

– информация является незаканчиваемым ресурсом, ей можно пользоваться в неограниченных количествах и неограниченными субъектами, экстерриториально и даже одновременно, однако необходимо помнить, что ей свойственна такая особенность как критерий духовного устарения;

– по своим особенностям информация не линейная, то есть ее количественные и качественные характеристики, обычно, не связаны друг с другом. Большой объем полученной информации может не оказывать никакого влияния на течение обстоятельств. Вместе с этим, разовое короткое сообщение способно коренным образом изменить происходящие события или процессы;

– информация является самостоятельным объектом [5, с.23].

На наш взгляд, при анализе особенностей информации в качестве объекта гражданского права В.С. Горбатов подошел в основном с позиции использования услуг средств массовой информации и Интернета. Полагаем, что при исследовании особенностей информации как объекта гражданского права целесообразно учитывать наличие ее следующих признаков:

во-первых, объективность информации, то есть точное ее соответствие происходящим событиям, процессам и обстоятельствам;

во-вторых, достоверность информации, то есть предоставляемая или передаваемая информация должна быть для ее потребителей точная и правильная;

в третьих, возможность повторного использования информации, то есть использование потребителем полученной или владеющей им информацией несколько раз;

в-четвертых, доставление информации до потребителя различными способами, то есть владеющий информацией субъект может свободно доставлять ее на основе законодательных актов и договоров;

в-пятых, целостность и полнота информации, то есть доводимые до потребителя сведения должны быть единым целым;

в-шестых, возможность сбора, передачи, переработки и осуществления других действий относительно информации.

Иначе говоря, понятие “информация” в гражданском праве имеет значение в случаях, связанных с оформлением и осуществлением отношений между участниками гражданского оборота при реализации ими своих имущественных и иных материальных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, договорных обязательств [15, с.150].

В заключении следует отметить, что понятие “информация” имеет своеобразные особенности, котрые связаны с определенными сферами общественных отношений, направлениями законодательства и отраслями науки. Правовой статус же информации как субъекта гражданского права тесно связан с удовлетворением юридическими и физическими лицами своих информационных потребностей, закреплением имущественного права на информационные ресурсы и системы, определением структуры информации для достижения предусмотренной цели.

Список литературы:

  1. Венгеров А.Б. Право на информацию в условиях автоматизации управления. – М., 1978.
  2. Винер Н. Кибернетика и общество. – М., 1991.
  3. Воскресенский Ю. Понятие «средства массовой информации». Роль коммуникации и СМИ в политической системе общества // «Юрист». – М., 2005. – № 6.
  4. Городов О.А. Информация как объект гражданских прав. // Правоведение. – 2001. – № 5.
  5. Горбатов В.С. Контратьева Т.А. Правовые основы информационной безопасности: Учебное пособие. – М., 1998.
  6. Закон Российской Федерации «Об информатизации»; Закон Азербайджанской Республики «Об информации, информатизации и защите информации»; Закон Республики Армения «О свободе информации»; Закон Республики Беларусь «Об информатизации» // URL: .
  7. Информационная политика. Учебник. Под. ред. В.П. Попова. – М, 2003.
  8. Кенжаев О.Т., Рўзиев А.О. Иқтисодиётда ахборот технологиялари. Ўқув қўлланма. – Т., 2005.
  9. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. – Орхус, 25 июня 1998 г.
  10. Нолл Р.Дж. Массовые коммуникации // Экономическая теория. Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена: Пер. с англ. – М., 2004.
  11. «Окинавская Хартия глобального информационного общества». Информация, Дипломатия, Психология. – М., 2002.
  12. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы. – М., 1999.
  13. Тиновицкая И.Д. Право на информацию и механизм его реализации // Труды Института законодательства и сравнительного правоведения. – М., 1992. – № 52.
  14. Тошпўлатова Н. Журналистиканинг халқаро ҳуқуқий асослари. Ўқув қўлланма. – Т., 2012.
  15. Туманова Л.В., Снытников А.А. Обеспечение и защита права на информацию. – М., 2001.
  16. Чернов А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. – М., 2003.
  17. Шермуҳаммедова Н.А. Фалсафа. Электрон дарслик. Ахборот ва ахборотлашувнинг фалсафий асослари // URL: .
  18. Ўзбекистон Республикасининг 2002 йил 12 декабрдаги “Ахборот эркинлиги принциплари ва кафолатлари тўғрисида”ги Қонуни // Ўзбекистон Республикаси Олий Мажлисининг Ахборотномаси. – 2003. – № 1. – 2-м.
  19. Ўзбекистон Республикаси Фуқаролик Кодексига шарҳ. 1 Жилд. – Т., 2010.[schema type=»book» name=»ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ» description=»В статье на основе анализа научно-теоретических толкований понятия информации разработана авторская дефиниция данного термина и ведутся размышления относительно ее особенностей как объекта гражданского права.» author=»Аманов Аброр Абдуллаевич » publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-17″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found