Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                              
Данные для цитирования: . АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛИИ // Евразийский Союз Ученых. Юридические науки. ; ():-.

Административная реформа является ключевым направлением реформирования системы государственного управления. Административная реформа в Российской Федерации представляет комплекс мер, направленных на повышение эффективности органов власти, качества предоставления государственных услуг, информационной открытости и сокращения избыточного государственного регулирования.

Качество государственного управления это один из важнейших факторов успешного экономического развития, так как новые рыночные условия предъявляют достаточно высокие требования к эффективности как исполнительных органов власти и органов власти местного самоуправления, так и к государственному аппарату в целом.

Начало проведения Административной реформы следует отнести к 1992 — 1993 гг., так как именно в этот период были предприняты первые меры по департизации государственного аппарата и формированию федеральных органов исполнительной власти, мало отличавшихся от советских министерств и ведомств. Однако, само появление термина административная реформа относится к 1997 г., термин был отражен в Концепции административной реформы 1997 года [12, с.380]. В Концепции административной реформы отмечалось, что эффективность управления зависит от обоснованной системы исполнительной власти, структуры ее органов, четкой дифференциации их правового статуса. Недостатками Концепции являлись ее отрыв от стратегических целей развития общества, формализованный подход к решению сложных политических и экономических проблем [15]. Концепция административной реформы отразила следующие направления, по которым должны были пройти преобразования: изменение принципов функционирования и организации исполнительной власти;перестройка взаимоотношений исполнительной власти с другими ветвями власти, а также с непосредственными получателями государственных услуг – гражданами; переход к современным, на тот период времени, стандартам технологического и ресурсного обеспечения исполнительной власти; борьба с коррупцией; обеспечение федеративного единства страны; обеспечение эффективного контроля за деятельностью органов исполнительной власти; модернизация государственной службы.

Однако, проект, а также все 12 переработанных вариантов данной Концепции административной реформы не были приняты ниПравительством РФ, ни Президентом РФ. Это было связано с экономической и политической нестабильностью в стране, так как в состоянии финансового дефолта, политического и экономического сепаратизма страна была не готова к проведению реформы. Сами авторы Концепции называют причинами их неудачи «отсутствие общественного заказа на модернизацию государственного аппарата, с одной стороны, и отсутствие «движущей силы» в ее реализации – с другой»[12, с.386].

Следует отметить, что направления, отраженные в Концепции административной реформы 1998 г. были трансформированы в соответствие с требованиями времени и нашли свое отражение в нормативно правовых документах, ставших отправной точкой реализации Административной реформы.

Начиная с 2003 г. были приняты первые важнейшие решения способствовавшие реализации административной реформы в РФ. Отмечалось, что основными препятствиями на пути реализации реформы являлись недостаточная эффективность государственного аппарата и влияние избыточных и дублирующих функций на качество государственной власти и предоставление государственных услуг. В результате чего был проведен анализ функций, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, и приняты нормативно правовые акты по отмене избыточных и дублирующих функций.

Одним из основополагающих документовпо реализации Административной реформы стал Указ Президента РФ от 23.07.2003 №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», в котором отмечалась необходимость ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства и прекращение избыточного государственного регулирования; исключения дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики; организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам; завершения процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти[5].

Основные цели и задачи проведения административной реформы были сформулированы, расширены и уточнены в Концепции административной реформы в РФ в 2006-2010 годах. На основании данной Концепцииможно выделить следующие направления реализации административной реформы: повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства и прекращение избыточного государственного регулирования; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти[9].

Основу современного этапа развития административной реформы заложили Указ Президента РФ от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2011 № 1021-р (ред. от 28.08.2012) «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной концепции».

Созданная за период реализации административной реформы нормативно правовая база стала основой созданияключевых направлений совершенствования системы государственного управления: снижение избыточного государственного регулирования, повышение качества государственных услуг, повышение эффективности органов власти и повышение информационной активности. В рамках данных направлений продолжается систематическая работа и расширяется регламентирующая и уточняющая нормативно правовая база.

Так, к примеру, в рамках направления государственного регулирования осуществляется работа по: внедрению инструментов защиты прав предпринимателей, а именно сокращение количество проверок, изменение идеологии проведения внепланового контроля; унификация процедур входа предпринимателей на рынок; реформирование системы аккредитации; вовлечение адресатов регулирования в процесс общественных консультаций. Был введен ряд институтов: институт саморегулирования, способствующий ограничению вмешательства государства в хозяйственную деятельность; институт оценки регулирующего воздействия,в целях снижения давления на бизнес путем сокращений избыточных барьеров; институт публичного обсуждения, позволивший предпринимателям и научному сообществу стать участниками законотворческого процесса; институт уведомительного порядка осуществления предпринимательской деятельности, направленный на сокращение административного давления на начальной стадии запуска бизнеса. Была создана Федеральная служба по аккредитации.

В рамках совершенствования государственного регулирования разработана нормативно-правовая база упорядочившая лицензирование, уведомительный порядок и саморегулирование, контроль и надзор, а также был существенно сокращен перечень лицензируемых видов деятельности.

Проводимая работа по направлению государственное регулирование направлена на сокращение административного влияния на предпринимателей и повышение их экономической активности. Следует отметить, что проводимая работа позволила повысить открытость процесса принятия решений в области государственного регулирования. В настоящее время осуществляется работа по совершенствованию процедур безбумажного взаимодействия государства и бизнеса.

На современном этапе в рамках направления государственные услуги: проведена работа по регламентации и включению в Федеральный реестр информации по муниципальным услугам и услугам, которые предоставляются органами исполнительной власти субъектов РФ; устранены законодательные ограничения для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одно окно»; осуществляется переход на межведомственное взаимодействие; введена ответственность чиновников за нарушения при предоставлении государственных и муниципальных услуг[17].

В целях совершенствования государственного управления была реализована следующая работа по направлению повышение эффективности органов власти: предпринят и реализован ряд шагов по созданию и внедрению инструментов, позволяющих обеспечить непрерывный обмен информацией между органами исполнительной власти всех уровней;реформирована система общественных советов; разработаны показатели эффективности и результативности деятельности как государственных органов, так и государственных служащих; создана государственная автоматизированная система «Управление», наделенная широким рядом задач среди которых следует выделить обеспечение интеграции данных необходимых для принятия государственных решений и мониторинг, анализ и контроль за исполнением принятых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления решений, государственных программ, национальных проектов.

В рамках направления повышения эффективности органов власти вырабатывается эффективная государственная политика по противодействию коррупции, выявлению и устранению ее причин.

Повышение информационной открытости является одним из приоритетных направлений совершенствования государственного управления. Повышено качество официальных сайтов государственных органов, а именно поддержание на сайтах актуальной информации и наличие понятного пользователям интерфейса. Немаловажным является тот факт, что размещение информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления позволило реализовать задачу по повышению прозрачности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также повысить уровень доверия к власти со стороны граждан.

В настоящее время проводиться систематическая работа по мониторингу официальных сайтов органов власти. Для этих целей была создана автоматизированная информационная система «Мониторинг государственных сайтов», позволяющая оценить открытость и доступность информации о деятельности органов власти. В рамках реализации цели повышения прозрачности деятельности органов власти был создан Портал открытых данных Российской Федерации, являющийся точкой доступа к открытым данным и коммуникационной площадкой[17].

Итак, административная реформа была необходима для создания конкурентоспособного и социально ориентированного государства. Мы видим, что была проведена огромная работа по созданию эффективного государственного управления и повышению уровня доверия со стороны граждан к органам государственной власти. Созданные и развивающиеся сети многофункциональных центров способствуют повышению уровня качества и доступности государственных услуг. Однако, предстоит немалая работа по поддержанию и закреплению достигнутых результатов. Ведь не стоит забывать, что изменения, происходящие в современном мире и внутри государства, требуют непрерывной работы по поддержанию системы государственного управления в соответствии с современными требованиями. К примеру, в настоящее время в одной из успешно реализованных сфер государственного регулирования идет работа по продолжению преобразований в контрольно-надзорной сфере.

Стоит отметить, что совершенствование государственного управления не останавливается на достигнутых результатах и, как отмечалось ранее, продолжается по четырем ключевым направлениям: снижение избыточного государственного регулирования, повышение качества государственных услуг, повышение эффективности органов власти и повышение информационной открытости.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, №31, ст.4398
  2. Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 01.12.2014) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // «Собрание законодательства РФ», 16.02.2009, №7, ст.776.
  3. Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) // «Российская газета», №168, 30.07.2010.
  4. Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 09.05.2011, №19, ст. 2716.
  5. Указа Президента РФ от 23.07.2003 №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» // «Собрание законодательства РФ», 28.07.2003, №30, ст.3046.
  6. Указ Президента РФ от 07.05.2012 №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // «Российская газета», №102, 09.05.2012.
  7. Указ Президента РФ от 11.04.2014 №226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, №15, ст. 1729.
  8. Постановление Правительства РФ от 25.12.2009 №1088 (ред. от 25.02.2015) «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление» // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2010, №1, ст. 101.
  9. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 №1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах» // «Собрание законодательств РФ», 14.11.2005, №46, ст. 4720.
  10. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 №2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде» // «Собрание законодательства РФ», 13.01.2014, №2 (часть II), ст. 155.
  11. Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 №93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» // «Собрание законодательства РФ», 03.02.2014, №5, ст. 547.
  12. Барциц, И.Н. Система государственного и муниципального управления:учебный курс: в 2т. Т.1 / И.Н. Банциц. – М.:Издательство РАГС, 2011. – 464 с.
  13. Административная реформа в контексте отношений общества и власти/ И.В. Мельникова //Власть. – 2011. №3. – С.22-24.
  14. Административная реформа в России как фактор модернизации общества и государства / В.В. Партугимов // Правовая политика и правовая жизнь. – 2011. — №4. – С. 31-34.
  15. Вишняков В.Г. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству // Журнал российского права. 2003. №10.
  16. Министерство экономического развития РФ: [сайт]URL:https://economy.gov.ru/minec/activity/sections/admReform/
  17. Совершенствование государственного управления. Портал административной реформы URL:https://ar.gov.ru/ru/o_reforme/index.html[schema type=»book» name=»АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛИИ» description=»В настоящей статье автор отражает основные преобразования, результаты и перспективы проведения Административной реформы в Российской Федерации. Особое внимание уделяется современным ключевым направлениям совершенствования государственного управления.» author=»Аншба Милана Муратовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6780

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх