Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА НАУЧНЫХ ШКОЛ — АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАУКИ В КАЗАХСТАНЕ*



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА НАУЧНЫХ ШКОЛ — АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАУКИ В КАЗАХСТАНЕ* // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Химические науки. ; ():-.

Наличие научных школ — одна из важнейших характеристик состояния и развития науки. Научные школы — это исторически обусловленные формы организации научной деятельности: группы исследователей, возглавляемой лидером, деятельность которых предполагает «производство» не только научных идей, но и «производство» ученых, без чего невозможно сохранение традиций, передача «эстафеты знаний», а тем самым и существование науки [1]. Это передовые организационные формы науки, дающие основной вклад в развитие интеллектуального потенциала страны.

Состояние научных школ в стране является, фактором, который следует учитывать органам управления наукой при формировании приоритетов, разработке стратегий развития науки и экономики, аттестации и аккредитации НИИ и вузов.

Проблема выявления научных школ, критериев их идентификации является особенно актуальной в современных условиях и служит предметом исследований многих ученых [2-6].

 В Казахстане в настоящее время отсутствует системная консолидированная информация об имеющихся научных школах – сформированных и перспективных, стадиях их развития.

Актуальность исследований научных школ в Казахстане обусловлена поставленными Президентом страны перед отечественной наукой задачами вывести все научные организации на международный уровень исследований и публикаций.

Исследование процесса формирования научных школ в республике является актуальным также в связи с проведенной реформой системы подготовки и аттестацией научных кадров высшей квалификации — переходом в 2011 г. в соответствии с Болонским процессом на новую модель подготовки кадров – докторантуру PhD и упразднением двухступенчатой системы «кандидат наук» и «доктор наук», а также системы соискательства. В результате резко сократилось количество ежегодно подготавливаемых научных кадров высшей квалификации, что не могло не сказаться на состоянии научных школ.

В связи с изложенным цель работы состояла в выявлении научных школ, сформированных и развивающихся в Казахстане за годы независимости страны, анализ перспективных направлений научных исследований в Казахстане, их популяризация.

Национальный центр научно-технической информации (НЦНТИ) имеет уникальную возможность на основе анализа фондов диссертаций, проектов НИОКР и отчетов по ним, научно-технических программ, формируемых в ходе госрегистрации с 1993 г., выявить:

-ученых, работающих в определенной отрасли науки, под руководством которых были защищены диссертации;

-установить количество докторских и (или) кандидатских, PhD диссертаций, защищеных за определенный период под руководством данного ученого (научного руководителя);

— тематику исследований;

— наличие последователей у учеников данного руководителя, т. е. нового поколения преемников;

— выявить стадии формирования научных школ (зарождение, развитие, угасание, отпочкование новых направлений исследования).

Методы исследования: документальный, сравнительно-сопоставительный, автоматизированный поиск информации в базах данных.

 В качестве критериев наличия научной школы были взяты следующие признанные показатели [3]:

а) наличие лидера, организатора школы, заложившего ее основы и традиции конкретной талантливой и одаренной личности,

б) защита докторских диссертаций последователями по направлениям и тематике, заложенной основателями научной школы не менее 3), и/или

в) защита кандидатских диссертаций по направлениям и тематике, заложенной основателями и первой волной исследователей (не менее 10).

Результаты. Наибольшее развитие в республике получили медицинские науки (221 руководитель, подготовивший 10 и более учеников), экономические (80), филологические (72), педагогические (68), юридические науки (50). В области химических наук и химических технологий выявлено 59 руководителей-лидеров.

Проведенная оценка кадровой преемственности исследований в области химии и химической технологии показала, что подготовку учеников на соискание ученой степени в области химических наук осуществляли 481 руководитель, из которых количество руководителей-лидеров, имеющих 10 или более кандидатов наук и/или 3 и более докторов наук (один из формальных критериев наличия научной школы), составило 40 чел. В области химической технологии из 166 научных руководителей имеют научные школы 19 чел.

Была проведена выборка сведений о защитившихся учениках лидера, ставших в свою очередь руководителями второго и последующих поколений диссертантов и их анализ. Так, 59 научных руководителей первого поколения – лидеров (ранг 1.1) за 1993-2015 гг. подготовили 1188 учеников в области химии и химической технологии, из которых 239 (ранг1.2) стали руководителями второго поколения защитившихся учеников (769 чел.). В свою очередь из 769 учеников второго поколения 64 человека стали руководителями третьего поколения учеников (1.3) и подготовили 125 диссертантов. Из них 4 стали руководителями (1.4) и выпустили по одному ученику четвертого поколения. Контингенты учеников третьего и четвертого поколений ввиду их малочисленности можно расценивать как начинаемые или развивающиеся научные школы.

Дальнейший анализ показал, что только у 10 руководителей- ученых-лидеров ( ранг 1.1) 11 их учеников второго ранга (1.2) подготовили 10 и более учеников, т.е. сами стали руководителями школ. При этом научные направления, заложенные руководителем- лидером, сохраняются в процессе формирования второго уровня школ, что говорит о преемственности научных исследований.

Данные о кадровой численности коллективов научных школ и временных характеристик (даты) защиты диссертаций позволяют провести классификацию научных школ в пределах отраслей науки по выявленным стадиям их развития (зарождение, развитие, увядание). Более половины (32 чел.) из 59 руководителей научных школ в области химии и химической технологии завершили подготовку учеников в 2010 г., у 8 руководителей она прервалась в 2001-2009 гг. Формально это может говорить об угасании научных школ вышеуказанных руководителей. Однако, наличие учеников-продолжателей исследований у руководителей свидетельствует о дальнейшем развитии научных школ.

Из общего числа руководителей-лидеров только 18 чел. осуществляют подготовку учеников новой формации – PhD докторов, хотя и в очень незначительном числе. Тем не менее это говорит о развитии школ этих руководителей

В области химии и химической технологии наиболее развитым и продолжающимся развиваться в республике в настоящее время научным направлением является химия высокомолекулярных соединений, в рамках которого создано максимальное количество школ (11) и подготовлено больше всего учеников (227 чел.), в том числе и докторов PhD. К этой же категории традиционных развивающихся направлений можно отнести технологию неорганических веществ; органическую химию; неорганическую химию, которые также характеризуются большим количеством научных школ и соответственно численностью учеников в сравнении с остальными. Активно развивается направление исследований по биоорганической химии.

Спектр специальностей, по которым каждый лидер осуществлял руководство диссертационными исследованиями, достаточно широк, но в основном, это специальности в рамках общего направления исследований руководителя научной школы.

Вместе с тем, наличие у ученого подготовленных им 10 кандидатов наук или 3-х докторов не является достаточной количественной характеристикой его научной школы, так как исследования его диссертантов могут быть разнообразны по тематике, разноплановы, далеки от основного направления школы и потому лишены преемственности. Их также не следует рассматривать как отпочкование новых направлений от основного традиционного.

Для дальнейшего проведения тематического анализа направлений научных исследований в республике в области химии и химических технологий, соответствия тематики защищенных диссертаций в рамках научных школ выполняемым НИОКР и научно-техническим программам (НТП), из баз данных были отобраны сведения о 1743 темах НИОКР, из которых 499 тем НИОКР реализовались под руководством лидеров научных школ. Как показал анализ, в рамках отобранных НИОКР членами научных школ в области химии и химических технологий было защищено 233 диссертации.

Были отобраны 181 НИОКР , содержащих, судя по тематике, потенциал принципиальной новизны и указывающих на возможность отпочкований научных направлений исследований от традиционных, сложившихся в данной научной школе, часть из которых выполнялась в рамках 41 НТП. Из 181 тематики перспективных НИОКР диссертации были защищены только в результате выполнения 56 НИОКР. Однако сроки защит диссертаций, выполненных в результате исследований по новым перспективным направлениям, которые могли бы послужить началом формирования новых ответвлений научных школ, ограничиваются 2010 г., когда прекратила функционировать двухступенчатая система подготовки научных кадров (кандидат-доктор наук) Как показал проведенный сопоставительный анализ диссертаций и НИОКР последних лет, по новым направлениям исследований относительно традиционных, имеются единичные диссертации, Возможно, в будущем они могут послужить основой новых научных школ или ответвления в рамках прежних, но пока говорить об их формировании (отпочковании) преждевременно.

Заключение Выявлены научные школы в Казахстане по отдельным отраслям науки, составлены реестры ученых-лидеров и их учеников. С целью популяризации информации о научных щколах в Казахстане созданы эдектронные справочники по отраслям и разрабатывается сайт «Научные школы Казахстана».

 

Список литературы

  1. Грезнева О.Ю. Научные школы (педагогический аспект). – М., 2003. – 69 с.
  2. Захарчук Т.В. Научные школы в библиографоведении: особенности формирования // Научно-техническая информация. Сер.1. – 2011. – № 1. – С.19–25.
  3. Аронов Д.В., Садков В.Г. Научная (научно-педагогическая, творческая) школа в системе российского высшего образования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2014. – № 2 (30) – С. 236–245. – URL: http: // www.education.relcom.ru.
  4. Криворученко В.К. Научные школы // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – 2011. – № 2 (март – апрель). – URL:https://www.zpu-journal.ru.
  5. Павельева Т.Ю. К вопросу об идентификации научных школ // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». – 2011. – № 4. – С.83–90. – URL: https://www.vestnik-mgou.ru.
  6. Захарчук Т.В. Библиометрические подходы к идентификации научных школ// Анализ информации в науке, культуре, бизнесе : сб. ст. / под общ. ред. Г.Ф. Гордукаловой. – СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2013. – С. 94–107. – URL: https://cyberleninka.ru.

*Исследование выполнено в рамках грантового финансирования Комитета науки МОН РК (проект 4599/ГФ4)[schema type=»book» name=»ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА НАУЧНЫХ ШКОЛ — АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАУКИ В КАЗАХСТАНЕ*» description=»Представлены результаты выявления научных школ в Казахстане в целом по всем отраслям науки и в частности оценке состояния и развития их в области химических наук на основе анализа фондов и баз данных защищенных диссертаций, проектов и отчетов о НИОКР, научно-технических программ. » author=»Кульевская Юзефа Григорьевна, Улезько Галина Григорьевна, Галанц Эльвира Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.12.16_33(2)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor slot terbaru slot terbaik
404: Not Found