Экологическая безопасность определяется как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.Исходя из этого, промышленные предприятия обязаны соблюдать требования экологической безопасности:
- придерживаться утвержденных технологий и требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
- соблюдать нормативы качества окружающей среды;
- принимать меры по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В зависимости от деятельности организации должны проводиться и разрабатываться:
Экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и выработка рекомендаций, направленных на улучшение такой деятельности.
Задачи экологического аудита:
- Сбор информации о производственной деятельности объекта и формирование выводов о его действительном экологическом состоянии.
- Содействие недопущению социального и экономического ущерба, как результата экологических инцидентов.
- Аудиторское обслуживание может проводиться в отношении любого предприятия и организации, воздействующего на состояние окружающей природной среды.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)- документ, дающий всестороннее описание всех видов воздействия предприятия, хозяйствующего субъекта на окружающую среду.
ОВОС способствует принятию экологически ориентированного управленческого решения о хозяйственной деятельности, путем оценки возможных неблагоприятных воздействий, определения экологических последствий, учета общественного мнения, а также разработки мероприятий, направленных на сведение к минимуму негативных воздействий.
ОВОС представляет собой правовую процедуру, являющуюся обязательной при разработке любого процесса, способного оказывать прямое или косвенное влияние на окружающую среду. Поэтому главной целью ОВОС выступает предотвращение или уменьшение воздействия намечаемой деятельности предприятия на окружающую среду, в том числе и возможных последствий, которые могут носить социальный, экологический или экономический характер.
В соответствии с п.3 ст.18 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (исключая субъекты малого и среднего предпринимательства), обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).
Для субъектов малого и среднего предпринимательства, результат хозяйственной и иной деятельности которых влечет за собой образование отходов, необходимо предоставление в уполномоченные органы власти отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, и размещении отходов в строго уведомительном порядке.
К основным задачам при разработке ПНООЛР относятся:
- определение (расчет) годовых нормативов образования отходов;
- определение (расчет), согласно принятым нормативам образования отходов и полученного объема произведенной продукции (оказанных услуг, произведенных работ) годовое количество отходов;
- обоснование количества отходов, которые предполагается размещать определенным способом в течение установленного периода времени в конкретных объектах размещения, учитывая экологическую обстановку на территории.
НДС — нормативы, которые устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды (ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Нормативы предельно допустимых сбросов используются при государственном контроле за использованием и охраной водных объектов; определении размеров платежей за пользование водными объектами; наложении штрафов в случаях нарушения водного законодательства; оценке уровня эффективности природоохранных мероприятий.
В соответствии с Федеральным Законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» всем юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в обязательном порядке необходимо обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку проекта предельно допустимых выбросов. В противном случае на владельца предприятия будет наложен штраф, а деятельность источников выбросов будет приостановлена.
Разработка проекта предельно допустимых выбросов ведется согласно с «Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» ОНД-86, ГОСТ 17.2.3.02-78 и другими нормативно-правовыми и методическими документами.
Промышленные объекты, создающие загрязнения, уровень которых за пределами производственной площадки превышает 0,1 ПДК (и/или ПДУ), являются источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека. Для защиты конкретных объектов и окружающей среды в целом устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) – территории, размер и режим использования которых позволяет уменьшить влияние загрязнений до значений, установленных гигиеническими нормативами и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на федеральном уровне осуществляет Роспотребнадзор. Надзорные функции в каждом конкретном регионе поручены Территориальным отделам Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Организация СЗЗ осуществляется с целью отделения источников негативного воздействия от территорий, показатели качества среды обитания в которых подлежат нормированию, в том числе от мест нахождения и проживания людей.
В соответствии со ст.14 Федерального Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Приказу МПР России от 02.12.2002 г. № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода», хозяйствующие субъекты в процессе деятельности, которых происходит образование отходов I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности.
По итогам процедуры паспортизации отходов выдаются следующие документы:
Паспорт опасного отхода — составляется на отходы, обладающие свойствами токсичности, пожароопасности, взрывоопасности, высокой реакционной способностью, содержат возбудителей инфекционных болезней, а также на отходы I-IV класса опасности. Причем для отходов, зарегистрированных в ФККО (Федеральный классификационный каталог отходов) срок действия паспорта не устанавливается, а для не зарегистрированных отходов срок действия соответствует периоду регистрации отхода в классификаторе.
Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды – источник информации об опасности отходов для окружающей природной среды.
Экологическая сертификация — действие третьей стороны по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям (Основные положения системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (системы экологической сертификации).
В России различают две формы подтверждения соответствия:
Добровольная экологическая сертификация: проводится в случаях, когда в законодательных актах РФ не предусмотрено проведение обязательной сертификации. То есть, если продукция не внесена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (Постановление Правительства от 01.12.2009 г. № 982), то не нужно проводить обязательную сертификацию, но при желании можно оформить добровольный сертификат.
Обязательная экологическая сертификация: согласно ст.23 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» проводится исключительно для продукции (объект сертификации) и только на соответствие требованиям, установленным техническими регламентами.
Каждый технический регламент содержит конкретные требования, формы и схемы, подтверждающие соответствие. Подтверждение соответствия проводят специально аккредитованные в установленном порядке органы по сертификации, которые сотрудничают с испытательными лабораториями, также имеющими аккредитацию.
Лицензии на обращение отходов I-IV класса опасности. Федеральным законом от 25.06.2012 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которыми лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Таким образом, деятельность любого промышленного предприятия в определенной степени представляет опасность как для граждан, находящихся на предприятии или на прилегающей к нему территории, и их имущества, так и для окружающей среды.
В связи с этим государство путем принятия или установления условий, запретов, ограничений и других обязательных требований в международных соглашениях, а также в федеральных законах и иных нормативных правовых актах и в нормативных технических документах регулирует деятельность промышленных предприятий, делая ее безопасной для граждан и окружающей среды.[schema type=»book» name=»Экологическая безопасность промышленных предприятий» author=»Изотов Е.А» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-15″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]