Серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа детей-сирот и детей, по тем или иным причинам оставшиеся без попечения родителей. Их количество является косвенным показателем социальной, экономической, политической обстановки в обществе и, соответственно, варьируется в различные исторические эпохи [1].
В России, по официальной статистке, около двух миллионов детей-сирот, из них большинство не настоящие сироты, а те, чьи родители лишены родительских прав из-за того, что ведут асоциальный образ жизни. В г. Уфе функционирует шесть учреждений интернатного типа это три детских дома, дом ребенка, городской приют и социально-реабилитационный центр. [2]
Воспитываясь в детском доме, ребёнок оказывается в некоторой изоляции от общества, социального окружения. Он исключен из естественного семейного быта, у него сужен круг общения с взрослыми. После длительного нахождения в такой искусственной обстановке у ребёнка нарушается процесс вхождения в реальную жизнь социума.
Во многих учреждениях воспитанники несвоевременно и не в полном объёме обеспечиваются одеждой и обувью, мягким инвентарём, игрушками, учебно-методической и художественной литературой.
Не последнее место в жизнедеятельности воспитанников детского дома занимает проблема одежды. Важнейшая функция производимых детских товаров и одежды для детей и подростков – освоение смыслов и ценностей общества, в котором им предстоит жить. Необходимо обратить самое пристальное внимание на то, какую информацию получают дети о мире через одежду, игрушки и предметы, которыми они пользуются, как это действует на психику детей и как это формирует их ценностно-смысловую сферу.
Выбор одежды для ребенка в современном обществе так же важен, как и выбор игр в которые он играет, книг, которые он читает, фильмов и телепрограмм которые он смотрит, потому что одежда является значимым компонентом гармоничного воспитания личности. Неповторимость каждого ребенка трудно внешне проявить.
Качество используемых материалов и изготовления одежды оказывает серьезное влияние на различные стороны жизни и развития ребенка. Дискомфорт, вызванный нездоровым микроклиматом под одеждой ребенка из-за применения некачественных материалов, сказывается на его самочувствии – вызывает раздражительность, быструю утомляемость. Стесненные движения, обусловленные неверной конструкцией одежды, вызывают чувство скованности, неполноценности. Скучный дизайн одежды отражается на характере ребенка – проявляется как в виде излишней агрессивности, так и в замкнутости. Применение некачественных синтетических материалов при изготовлении детской одежды может вызвать аллергическую реакцию, что также отражается на эмоциональном состоянии ребенка. Этот перечень можно продолжать и далее, серьезность проблемы правильного подбора одежды для детей очевидна [3].
Перечислим основные причины, создающие проблемы при покупке детской одежды государственными учреждениями это:
- основным критерием при выборе одежды для воспитанников детских домов является низкая цена;
- соотношение между качеством изделия и сроком его эксплуатации не учитывается.
- закупающие одежду чиновники, часто не имеют четких представлений о методах оценки качества одежды и основываются только на своем личном опыте;
- отсутствие предложения по поставке качественной детской одежды для данной категории детей.
Появление этих проблем обусловлено в первую очередь критически низким уровнем финансового состояния детских учреждений, когда детский дом практически находился в условиях выживания. В воспитании детей большое значение имеет окружающая их обстановка и взаимные отношения людей, находящихся с ними в контакте [4].
Одним из путей проектирования одежды для детей, воспитывающихся в детских домах, является разработка одежды с национальными мотивами. Национальные костюмы могут сказать очень многое о жизни, быте, нравах людей.
В цветовом отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, обычно преобладают красный, желтый, черный, зеленый цвета. Фон изделий чаще всего красный или черный, реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, зарей, светилом, а также всем красивым, что есть в природе. Башкиры украшали орнаментом прежде всего края, разрезы, отверстия: воротник, застежки, вырезы, края рукавов и подола. Края, обрамленные красивым узором, считались недоступными для различных негативных воздействий [5, 6] (рис.1, 2).
Домашняя одежда должна быть самой уютной и комфортной [7]. Она не должна стеснять движения ребенка и содержать тугие резинки и жесткие декоративные элементы, которые могут причинить ребенку вред во время подвижных игр. Открытые воротники, ненадежные или неудобные застежки, большое количество декоративных элементов снижают защитные функции одежды, иногда способствуют развитию кожных заболеваний, получению мелких травм.
Одежда накладывает отпечаток на манеру поведения ребенка и выступает в роли корректирующего инструмента воспитания.
Применение некорректных антропометрических данных при построении лекал приводит к неправильной и неудобной посадке одежды на современных российских детях. Выполненная в соответствии с действующим ГОСТом маркировка изделий по основным размерным признакам – обхвату груди и росту, может гарантировать правильный подбор одежды. Это особенно актуально для детских учреждений, когда нет возможности примерять одежду на каждого воспитанника [3].
Красивый, удобный и соответствующий своему назначению костюм способствует развитию художественного вкуса, воспитанию трудовых навыков, а также таких черт характера как чистоплотность, аккуратность, дисциплинированность, скромность.
Учитывая сказанное, авторами были разработаны и предложены к внедрению домашние костюмы для воспитанников детских домов и интернатов г. Уфы, представленные на рисунках 1-4.
Таким образом, выделение в ассортименте детской одежды особой ниши для домашних костюмов воспитанников интернатов или детских домов, способствует решению ряда социальных проблем. Отличительными признаками этой одежды являются изменение традиционных представлений о домашней одежде, появление в ней познавательных начал и возможности влияния на ребенка через декор костюма.
Список использованной литературы
- Шипицина Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие. – СПб: Издательство СПУ. 2005. – 628 с.
- РЦСУ детей-сирот. Статистика. Министерство образования Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. Режим доступа:
- «Умка» дарит радость детям (экология детской одежды) [Электронный ресурс]. Режим доступа:
- Квасникова Т. Время милосердия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ufaru/text/kind/764385.html
- Егорова О.В. Традиционная детская одежда чувашей // Традиционная культура. — 2012. – № 4(48). – с. 50-55.
- Очерки культуры народов Башкортостан: учеб. пособие / под ред. В. Л. Бенина. – Уфа: Изд-во БГПУ. 2006. – 236 с
- Фомченкова Л.Н. Детская одежда на отечественном рынке // Текстильная промышленность. – 2006. — № 3. – с. 24-29
- Киселева Т. Правильная одежда от «шалунов» // Текстильная промышленность. – 2010. — № 4. – с. 20-21.[schema type=»book» name=»Особенности проектирования одежды для детей – сирот» author=»Бикмурзина Алина Вакильевна, Каюмова Ружена Фаритовна, Гирфанова Лилия Рашитовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]