Важной составляющей современных городов являются инженерные сети различного назначения, такие как газо-, водо-, и теплоснабжения, сети электросвязи и электропередач и т.д. В условиях насыщенности свободных территорий эти сети могут использоваться как самостоятельно, так и как базовые для наложенных на них других сетей. Так, например, опоры сетей воздушных линий электропередач могут быть использованы и для прокладки сетей электросвязи.
Таким образом, при синтезе сетевой инфраструктуры крупных городов необходимо учитывать многоуровневую структуру, образованную наложенными сетями. В известных ранее подходах при решении задач проектирования инженерных сетей в основном использовались методы теории графов [1]. При этом результаты проектирования на одном из уровней не применяются в качестве исходными данными для последующих уровней, и в процессе проектирования не учитываются взаимосвязи и взаимозависимости между уровнями. Другими словами, графы используются для каждого из уровней отдельно. В результате, ожидаемый вариант конфигурации проектируемой сети не являться оптимальным, а в ряде случаев может привести к нестабильной работе проектируемой сети при эксплуатации.
Таким образом, процесс проектирования инженерных сетей нельзя рассматривать без увязки одной системы к другой. Другими словами в задачах оптимизации инженерных сетей, совместно должны решается задачи поиска трассы для данного вида сетей и реализация ее ребер по найденным трассам.
В общем случае суть предлагаемой технологии, основанной на иерархическом представлении процесса проектирования, заключается в построении множества вариантов проектных решений на каждом уровне и усечения этого множества до некоторой целесообразной подсистемы. Такое усечение может осуществляться на каждом этапе проектирования либо непосредственно по некоторому критерию, поставленному в соответствие каждому элементу этого множества, либо по комплексной оценке параметров элементов отдельных подсистем.
В целом предложенная технология, в отличие от традиционного подхода строительства инженерных сетей позволяет учесть взаимодействие отдельных подсистем, что важно для комплексной оценки характеристики элементов проектируемой сети и «окружающей среды».
Литература
- Кристофидес Н. Теория графов. Алгоритмический подход. М.:Мир, 1978.
- Попков В. К. Математические модели связности / Отв.ред. А. С. Алексеев. – 2-е изд.– Новосибирск: ИВМиМГ СО РАН, 2006. – 490 с.
- Токтошов Г.Ы. Гиперсетевой подход к проектированию инженерных сетей//Материалы Российской научно-технической конференции «Информатика и проблемы телекоммуникаций», г.Новосибирск, 21-22 апреля 2011 г.// Том 1.– С.167-170
- Абрамов Ю.А. Оптимизация маршрута движения в условиях пересеченной местности / Ю. А. Абрамов, А.А.Тарасенко// Науковий вісник будівництва. Вип. 52.– Харків, 2009. – С. 401-407.[schema type=»book» name=»ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ КРУПНЫХ ГОРОДОВ» author=»Токтошов Гулжигит Ысакович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]