Российская Федерация обладает огромным потенциалом энергосбережения, который способен стать одним из инструментов повышения экономического роста в период экономического кризиса.
Дефицит топливно-энергетических ресурсов может оказать прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности. Недостаток энергии существенно снизит темп экономического развития страны, что является главным стратегическим риском и угрозой национальной безопасности [1]. Это является огромной проблемой, решить которую возможно только в масштабе целой страны и при определении чётких слаженных действий.
Федеральный закон N 261-ФЗ от 23.11.2009 (ред. от 29.12.2014) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ставит перед пользователями задачу – выполнять правовые, экономические и организационные меры стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности [2].
В данном законе предлагается на основе процедуры энергетического обследования, основными целями которого являются: получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; определение показателей энергетической эффективности; определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки, повышать показатели энергоэффективности и энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности и занимающихся транспортировкой природных ресурсов и электричества. Также в обязательном порядке энергетическое обследование должны проходить органы местного самоуправления и органы власти [2].
Одним из этапов энергетического обследования является комплексное исследование объекта. В ходе исследования определяются места, где энергия используется неэффективно, и ставятся задачи, выполнение которых позволит повысить показатели энергоэффективности бизнес-процессов. Таким образом, энергетическое обследование позволяет улучшить экономические показатели по различным направлениям, в том числе и в области информационной безопасности.
При нынешних ценах на энергетические ресурсы любой комплекс мер, направленный на их сбережение, просто необходим даже небольшой организации. Если каждая организация будет придерживаться политики энергосбережения и энергоэффективности, то в рамках целой страны эта экономия будет действительно ощутимой, кроме того, применение энергосберегающих технологий, мер и средств, в том числе и в области защиты информации, окажет позитивное влияние и на экологию.
Основной и серьёзной проблемой при проведении мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению является нехватка знаний, непонимание проблемы энергоэффективности и ее влияния на окружающую среду.
Первое, что предпринимают в организациях в целях энергосбережения – это замена электрооборудования на менее энергоемкое. Это может быть: замена ламп накаливания на энергосберегающие; применение энергосберегающего электроотопления; установка термоотражающих экранов за приборами отопления и другие подобные мероприятия. В организациях, обрабатывающих информацию, которую необходимо защищать в соответствии с законодательством Российской Федерации, мало кто задумывается, что можно сберечь электроэнергию, применяя, например, средства защиты информации с меньшим энергопотреблением.
Выбор средств на современном предприятии осуществляется на основе их функциональных возможностей, порой избыточного количества, а также наличия сертификата соответствия ФСТЭК и/или ФСБ. Безусловно, наличие сертификата является обязательным требованием, а вот на наличии максимально возможных функций в средствах защиты информации можно значительно сэкономить, выбирая средство с набором функций, достаточных для выполнения требований информационной безопасности, а также с меньшим энергопотреблением.
Все средства защиты информации потребляют определенное количество энергии. Их энергопотребление в сумме может приносить значительные финансовые затраты для организации. Поэтому необходимо выбрать из огромного количества средств защиты менее энергопотребляемые для обеспечения энергоэффективности и энергосбережения.
Сравнительный анализ энергопотребления некоторых средств защиты информации представлен в Таблице 1. Каждое средство имеет действующий сертификат Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по требованиям безопасности информации.
Таблица 1
Сравнительный анализ энергопотребления средств защиты информации
Средство защиты информации |
Энергопотребление |
Системы постановки виброакустических и акустических помех |
|
ЛГШ-404 | 15 Вт |
ШТОРМ-9 | 45 Вт |
Генераторы шума по цепям электропитания, заземления и ПЭМИН |
|
ЛГШ-503 | 40 Вт |
Соната-Р2 | 10 Вт |
ЛГШ-404 – система постановки виброакустических и акустических помех, предназначенная для противодействия специальным средствам несанкционированного съема информации, использующим в качестве канала утечки ограждающие конструкции помещения. В первую очередь это электронные или акустические стетоскопы для прослушивания через потолки, полы и стены, проводные или радиомикрофоны, установленные на ограждающие конструкции или водопроводные и отопительные трубопроводы, а также лазерные или микроволновые системы съема информации через оконные проемы помещений [3].
ШТОРМ-9 – система предназначена для защиты помещений от прослушивания через элементы ограждающих конструкций специальными средствами несанкционированного съема информации. Система спроектирована с учетом многолетнего опыта производства приборов виброакустического зашумления, с расширенным диапазоном рабочих частот и предназначена для защиты выделенных помещений 1-й категории [4].
ЛГШ-503 – генератор по цепям электропитания, заземления, предназначенное для активной защиты объектов информатизации от утечки по сети электропитания и для противодействия средствам несанкционированного съема информации по каналам ПЭМИ [5].
Соната-Р2 – устройство защиты объектов информатизации от утечки информации по техническим каналам, предназначенное для защиты информации, обрабатываемой объектами вычислительной техники, от ее утечки по техническим каналам побочных электромагнитных излучений и наводок на линии вспомогательных технических средств и систем, электропитания, заземления и другие токоведущие инженерные коммуникации [6].
При проведении проверки выполнения норм эффективности защиты информации от утечки по акустическому, виброакустическому и электромагнитному каналу, возможно доказать достаточность установки средства защиты с меньшим энергопотреблением, тем самым достичь цели энергоэффективности и энергопотребления.
Список литературы:
- О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ №537 от 12 мая 2009 г. (ред. от 01 июля 2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон №261-ФЗ от 23 ноября 2011 г. (ред. от 29 дек. 2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- . – Система постановки виброакустических и акустических помех «ЛГШ-404».
- . – Cистема виброакустической и акустической защиты «ШТОРМ-9».
- . – Генератор для защиты от ПЭМИН и по сети 220 В «ЛГШ-503».
- https://npoanna.ru/content.aspx?name=models.sonata-r2 – Устройство защиты объектов информатизации от утечки информации за счет ПЭМИН «Соната-Р2″.[schema type=»book» name=»МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ВЫБОРЕ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ» author=»Глазунова Лилия Юрьевна, Белёв Александр Викторович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]