Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Технические науки. ; ():-.

Железнодорожный транспорт играет решающую роль в осуществлении перевозок важнейших грузов, обеспечивающих функционирование многих промышленных предприятий. Перевозка грузов осуществляется в огромных масштабах по всей России. Помимо грузовых перевозок миллионы людей используют железнодорожный транспорт для передвижения, так как он является одним из самых доступных. Но железнодорожный транспорт все же является также и потенциальным источником возникновения чрезвычайных ситуаций, результатом которых  может быть большое число пострадавших, а также значительный материальный ущерб и непоправимые экологические последствия.

Немало важно для любого предприятия прилагать усилия к обеспечению безопасных условий труда, сохранению жизни и здоровья работников. Именно сейчас оценка производственных рисков становится все более важной. Любая деятельность потенциально опасна, поэтому современное общество пришло к концепции допустимого риска, говорящей, что обеспечить абсолютную безопасность невозможно, но можно снижать риски и стараться поддерживать их на минимальном уровне. Таким образом, проводя комплексную оценку рисков, можно разрабатывать мероприятия по их минимизации путем анализа факторов, приводящих к неблагоприятному развитию событий.

В исследовании  была выполнена  оценка риска производственного травматизма на железнодорожном транспорте на основе корреляционно-регрессионного анализа, позволившего выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на уровень травматизма работников.  В исследовании были использованы статистические данные, размещенные на официальном сайте ОАО «РЖД» [1].

На основе статистических данных производственного травматизма на железной дороге рассчитали риск травматизма работников. Проследить динамику риска травматизма работников ОАО «РЖД» в целом и Восточно-Сибирской железной дороге по проведенным исследованиям можно по результатам, представленным на рис. 1.

Рисунок 1. Сравнение динамики риска производственного травматизма в ОАО «РЖД» и ВСЖД

Рассматривая и сравнивая уровни производственного травматизма ОАО «РЖД» и ВСЖД, можно сделать вывод о том, что с каждым годом риски травматизма и гибели работников снижаются по ОАО «РЖД» в целом, но именно по ВСЖД превышают риски компании, начиная с 2011 года.

Анализ основных причин травмирования и гибели работников ОАО «РЖД» в 2013 году показывает, что основными причинами являются причины организационного характера, которые составляют 74,7 % от всех причин травматизма работников. Организационные причины складываются из следующих (рис. 2):

  • неудовлетворительная организация и контроль за производством работ – 29,99 %;
  • нарушения трудовой и производственной дисциплины –18,34%;
  • нарушения технологического процесса – 19,01%;
  • неприменение средств индивидуальной защиты – 6,29%.

Таким образом, очевидно, что основной работой по снижению производственного травматизма должна стать работа с людьми – воспитание в каждом человеке культуры безопасности, и в том числе ответственности за собственную безопасность и безопасность работающих рядом людей.

Рисунок 2. Структура организационных причин производственного

травматизма

Одним из способов определения факторов, от которых зависит уровень производственного травматизма, является количественный корреляционно-регрессионный анализ. Для выявления связи риска травматизма работников и факторов организационного характера, таких как затраты на спецодежду, спецобувь и другие СИЗ, затраты на мероприятия по обучению и пропаганде вопросов охраны труда, текучесть кадров, средний возраст работников, уровень их образования, количество мест, на которых была проведена аттестация были рассчитаны модели парной линейной регрессии.

Наличие высокой обратной линейной связи было выявлено между риском травмирования работников и затратами на спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты, средним возрастом работников, а также  затратами на мероприятия по обучению и пропаганде вопросов охраны труда. Полученные модели представлены в табл. 1.

 

Таблица 1

Модели оценки риска (R, 1/чел. год) производственного травматизма в ОАО «РЖД»

Модель

Коэффициент корреляции Пирсона (r)

Коэффициент детерминации (r2)

R=2628,4-761,8∙Х

(Х – затраты на СИЗ, млрд.руб)

-0,95 0,9
R=1344698994-3576517,4∙Х

(Х — затраты на мероприятия по обучению и пропаганде вопросов охраны труда, млн.руб)

-0,94

 

0,89

 

R=1547746,1-39124,0158∙Х Средний возраст работников (Х, лет) 0,97 0,94

Оценку значимости моделей выполнили по F-распределению, и в соответствии с ней модели могут быть приняты со значимой вероятностью 95 %. За рассмотренный период времени с 2006 по 2013 гг. риск производственного травматизма уменьшился с 6∙10-4 до 3.8∙10-4, при этом затраты на средства индивидуальной защиты возросли с 1,8 до 5,3 млрд. руб.,  на мероприятия по обучению работников со 179,1 до 577,2 млн.руб, а средний возраст уменьшился с 40 до 39 лет.

Не было выявлено линейной зависимости между риском травматизма работников и количеством рабочих  мест, на которых была проведена аттестация, а также текучестью кадров. Отсюда можно сделать вывод, что вложения средств в организационные мероприятия по охране труда реально снижают риски производственного травматизма.

В условиях экономического спада, оптимизация расходов на охрану труда представляется наилучшим выходом для решения задачи сохранения жизни и здоровья работников. Для сравнения степени влияния рассматриваемых факторов на риск производственного травматизма и соответственно решения оптимизационной задачи по расходам на охрану труда, рассчитали двухфакторную линейную модель.

Для расчета были взяты статистические данные за 2006 – 2013 гг., определяющие расходы на покупку средств индивидуальной защиты, специальной одежды и специальной обуви и затраты на мероприятия по обучению и пропаганде вопросов охраны труда. Рассчитали модель зависимости уровня риска травматизма от этих двух факторов. Полученная модель имеет следующий вид:

R= 0,00072-4,1Е-07X-2,2Е-08Y  (1)

где: R – риск травмирования работников; Х – затраты на мероприятия по обучению и пропаганде вопросов охраны труда  (млн. руб); Y – затраты на покупку средств индивидуальной защиты, специальной одежды и специальной обуви (млн. руб).

Для сравнения уровня влияния выше указанных факторов на риск травматизма, представили уравнение регрессии в стандартизованном масштабе:

tR=-0,69419tх1-0,26501tх2  (2)

где: tх1,  tх2 –  стандартизованные переменные; |0,69419| и |0,26501| — стандартизованные коэффициенты регрессии или β-коэффициенты, характеризующие затраты на мероприятия по обучению и пропаганде вопросов охраны труда  (млн. руб) и расходы на покупку средств индивидуальной защиты, специальной одежды и специальной обуви (млн. руб) соответственно. β-коэффициенты показывают силу воздействия факторов на результирующий признак и сравнимы между собой. Линейный коэффициент множественной корреляции, рассчитанный по формуле

где: rх1y, rх2y парные коэффициенты корреляции между соответствующим фактором и результирующим признаком, для данной модели равен 0,94 и это свидетельствует о тесной связи рассматриваемых факторов с риском производственного травматизма.

Таким образом, сравнивая β-коэффициенты между собой, можно сделать вывод, что первый фактор (затраты на мероприятия по обучению и пропаганде вопросов охраны труда) оказывает большее воздействие на результат, чем второй (расходы на покупку средств индивидуальной защиты, специальной одежды и специальной обуви). Следовательно, увеличение затрат на мероприятия по обучению и пропаганде вопросов охраны труда в большей степени способствует положительной динамике в уменьшении риска травмирования работников.

По данным проведенного исследования использование рассчитанных моделей позволит прогнозировать зону риска возникновения случая травматизма работника, регулируя ее с помощью вложения денежных средств в охрану труда.

Cписок литературы:

  1. Официальный сайт ОАО «РЖД»: [Электронный ресурс]. – URL: . (Дата обращения 22.04.2015)[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА» description=»В представляемой работе была выполнена оценка риска производственного травматизма на железнодорожном транспорте на основе корреляционно-регрессионного анализа, позволившего выявить наиболее значимые факторы, влияющие на уровень травматизма работников. Для выявления связи риска травматизма работников и факторов организационного характера были рассчитаны модели парной линейной регрессии.» author=»Берсенева Мария Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found