В июне 2013 состоялась международная конференция The 1st International Conference of Black Sea Association of Maritime Institutions. В сборнике «Proceedings of The 1st International Conference» был опубликован доклад «BLACK HOLES» OF SATELLITE SYSTEMS Plonsky A., Plonsky T., Boran-Keshishyan A. [1], по мотивам которого в № 2 (120) 2013 ваковского «Омского научного вестника» вышла наша статья «Черные дыры» спутниковых систем [2].
В докладе и статье анализировалось современное состояние систем космической навигации. Спутниковые навигационные системы в равной мере относятся к двум техническим отраслям ─ радиоэлектронике и космонавтике. В обоих этих отраслях наблюдается бурный прогресс. Что касается космонавтики, то он сопровождается столь же бурным ростом негативных факторов природного и техногенного характера. Ближний космос стремительно превращается в мусорную свалку. И это не преувеличение.
1 марта 2011 г. в пресс-центре газеты «Аргументы недели» состоялась пресс-конференция руководителя Центра прогнозов космической погоды ИЗ-МИРАН Гайдаша Сергея Петровича. Фрагмент его выступления приводим ниже.
«Космическая погода влияет на многие аспекты нашей жизни, но наибольшее влияние оказывает на технику, в основном на космическую (датчики активности, GPS). Во время больших магнитных бурь происходит повышение плотности атмосферы в 5-6 раз на высоте орбит спутников (около 500 км)… Когда спутник попадает в такую зону, он не может ни передать информацию на Землю, ни получить сигнал управления. В таких случаях многие спутники становятся предметами космического мусора. Что также важно, когда спутник тормозится, он начинает спускаться, и происходит несанкционированный, незапланированный сход с орбиты и падение».
Прогресс космонавтики сопровождается запуском всё новых спутников. Процесс этот носит стихийный характер. Ближний космос становится всё более тесен. Вероятность столкновения спутников возрастает. Так, американский спутник «Иридиум» столкнулся с российским «Космосом», причем возникло нескольких тысяч обломков. Экипажу МКС пришлось спешно укрыться в капсуле российского корабля «Союз» – от возможного столкновения с кусочком диаметром в один сантиметр!
Итак, мы коснулись современного состояния космонавтики, Каково же её будущее? Прежде чем прогнозировать его, обратимся к истокам.
Отцом космонавтики (астронавтики) ─ от греческих слов «космос» (вселенная) и «астрон» (светило) считают К.Э. Циолковского (1857 ─ 1935), разработавшего теорию движения ракеты в межпланетном пространстве. Последователями Циолковского были Ф.А. Цандер, Эно-Пельтри, Оберт, Годдард и Ари Абрамович Штернфельд, о котором в третьем издании Большой советской энциклопедии сказано:
«Советский ученый, один из пионеров космонавтики… Основные труды по расчёту энергетически наивыгоднейших траекторий космических летательных аппаратов. Международные премии Эно-Пельтри ─ Гирша по астронавтике (1933) и Галабера по космонавтике (1962)».
Одному из авторов этой статьи довелось редактировать книгу А.А. Штернфельда «Межпланетные полеты» (рис. 1).
Рис. 1. Титульный лист книги А.А. Штернфельда
Выше мы употребили термин «ближний космос», понимая под этим условным определением сферу радиусом порядка сорока тысяч километров. Из этой сферы исключим эллиптическую орбиту Луны с эксцентриситетом порядка 0,0549 и большой полуосью 384 399 км, поскольку пилотируемые и беспилотные полеты к ней носили единичный характер.
Заметим, что конечной целью пионеров космонавтики и, в первую очередь К.Э. Циолковского, был не ближний, а дальний космос, ограниченный в то время пределами Солнечной системы. Это было продиктовано заботой о будущем Земли и человечества. Как ни грустно, колыбель человечества не вечна. Встреча с гигантским астероидом может привести к гибели нашей цивилизации. И К.Э. Циолковский справедливо считал, что спасением для человечества стала бы колонизация планет.
Самая близкая и наиболее подходящая по своим свойствам планета ─ Марс. И вот уже не одно десятилетие ученые планируют «разведывательный» полет на нее.
В [ 3 ] детально описывается полет на Марс (попутно отметим, что наивыгоднейшие траектории такого полёта рассчитаны А.А. Штернфельдом). О проекте готовящейся марсианской экспедиции рассказывает автор этой статьи Леонид Алексеевич Горшков, главный научный сотрудник РКК «Энергия». Ниже мы приводим выдержку из [ 3 ].
«Перелет с орбиты Земли на орбиту Марса займет 2-2,5 года. Полет произойдет следующим образом. За несколько месяцев комплекс соберут, и межпланетная экспедиция по гелиоцентрической орбите перелетит в окрестности Марса. Так как опускать весь межпланетный корабль на поверхность Марса нецелесообразно, в составе комплекса будет взлетно-посадочный модуль. После выхода межпланетного экспедиционного комплекса на круговую орбиту вокруг Марса в нем экипаж или его часть совершит посадку на поверхность планеты. После окончания работы на поверхности космонавты вернутся на корабль. Межпланетный экспедиционный комплекс стартует с околомарсианской орбиты к Земле и выйдет на орбиту, с которой стартовал к Марсу. На корабле возвращения экипаж спустится на Землю».
И в России и в США уже реализуются соответствующие проекты. Но обратимся к [ 4 ]. Вот выдержка из этой статьи, способная поколебать наш оптимизм.
«В первую очередь речь идет о безопасности экипажа, подвергающегося длительному воздействию фоновой радиации и кратковременному облучению потоками частиц, порожденных солнечными вспышками… Чтобы укрыться от всплесков излучения, которые можно прогнозировать, экипаж должен использовать специальный защищенный отсек корабля, но на поверхности Марса такой возможности не будет. Более того, космические лучи, достигшие поверхности, после взаимодействия с грунтом вызывают повторное облучение. Радиационная защита космонавтов может изрядно утяжелить снаряжение экспедиции…»
Как видим, не всё так просто. Учтем еще один отягощающий проблему фактор ─ международную обстановку. Правда, несмотря на «санкции» США вынуждены пользоваться нашими кораблями для доставки астронавтов на МКС.
Осуществить полет на Марс не по силам ни одной стране. Необходима международная кооперация. Но сегодня говорить о её возможности, к сожалению, не приходится.
О сроках первого пилотируемого полета судить трудно. Мы полагаем, что он состоится не ранее чем через 20 ─ 50 лет. Правда, голландская организация Mars One, планирует колонизацию Марса к 2023 году. Она даже объявила, что начинает набор кандидатов для перелета на Марс… без возвращения на Землю.
С одной стороны порадуемся, что, наконец будет осуществлена мечта К.Э. Циолковского. Но с другой инициатива Mars One смахивает на авантюру.
Итак, каким представляется будущность космонавтики? Её прогресс несомненен. Но в противовес ему наблюдается стремительный рост «черной дыры», угрожающий самому её существованию.
Во всяком случае, на наш взгляд, будущность космонавтики коррелированна с будущностью нашей цивилизации.
Библиографический список
- Plonsky A., Plonsky T., Boran-Keshishyan A. «BLACK HOLES» OF SATELLITE SYSTEMS. Proceedings of The 1st International Conference of Black Sea Association of Maritime Institutions.
- Плонский А.Ф., Плонская Т.В. «Черные дыры» спутниковых систем. Омский научный вестник № 2 (120) 2013.
- Горшков Л. Полет на Марс. Наука и жизнь №2007.
- Бумагин А. Компьютерраonline. 19 января 2015.
Сведения об авторах:
- Плонский Александр Филиппович.
- Доктор технических наук, профессор.
- ФГОУ ВПО «Морской государственный университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова.
- aleksandrplonskii@yandex.ru.
- +7(8617)632343 или 8(8617)632343.
- Космонавтика.
- 1 экземпляр.
- Плонская Тамара Васильевна
- Кандидат технических наук, профессор.
- ФГОУ ВПО «Морской государственный университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова.
- tamaraplonskaya@mail.ru.
- +7(8617)632343 или 8(8617)632343.
- Космонавтика.
- 1 экземпляр.[schema type=»book» name=»БУДУЩНОСТЬ космонавтики» author=»ПЛОНСКИЙ Александр Филиппович, ПЛОНСКАЯ Тамара Васильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-26″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]