На современном этапе технологического развития нашего общества явно просматриваются тенденции к взаимопроникновению сфер интересов и способов решения практических задач у специалистов различных профессий и отраслей. Все чаще от специалистов требуется одновременное наличие компетенций, которые ранее относились к различным областям деятельности. Необходимость сочетания навыков технических и гуманитарных наук естественным образом приводит к задаче междисциплинарной подготовки современных специалистов [5].
Тенденции объединения и комплексирования требований к специалистам представляет собой только одну сторону интеграционного процесса, другая особенность которого состоит во введении единых образовательных стандартов для отраслей инженерной деятельности, которые ранее существовали отдельно. Наглядным примером такого объединения может служить, например, введение государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 25.06.01 «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники (уровень подготовки кадров высшей квалификации)”, утвержденный приказом № 891 Министерства образования и науки РФ 30 июля 2014.
Безусловно, авиационная и ракетно-космическая отрасли всегда развивались в условиях прочного взаимодействия в учебной, научно-исследовательской, и производственной деятельности. Однако каждой из этих отраслей присущи свои особенности, имеются сложившие традиции и общепринятая практика деятельности [5].
Задача форсированного повышения эффективности экономики требует не только внедрения новейших промышленных технологий, но и подготовки принципиально нового класса специалистов-профессионалов [1,3,5].
Возникновение и развитие межотраслевых объединений накладывает дополнительные требования на профессиональную подготовку специалистов, задействованных в реализации мульти-дисциплинарных и международных проектов. При этом все чаще возникает необходимость соединения в единую команду специалистов не только разной профессиональной направленности, но и принадлежащих к принципиально разным типам профессий, проходившим профессиональную подготовку в странах с различными образовательными стандартами.
Чтобы соответствовать современным требованиям специалисты всех профессий должны иметьзнания, умения и навыки, предполагающие наличие готовности и способности воспроизводить, структурировать и интерпретировать разнородную информацию, действовать в стандартных и нештатных ситуациях, адаптируясь к изменяющимся условиям физической и социальной среды. При этом становится совершенно очевидным, что степень взаимопроникновения профессиональных компетенций и навыков из одного типа профессии в другой усиливается, что позволяет говорить о необходимости формирования некоторых видов «надпрофессиональных» компетенций, включая способность противостоять преднамеренным деструктивным информационным трендам [2].
Компетентностный подход обновления содержания образования и профессиональной подготовки призван развить у учащихся компетенции на основе сочетания принципов практической направленности и теоретической фундаментальности, универсальности и индивидуальности.
Рисунок 1. «Ловушка» парапрофессионализма |
Переход к новым формам организации и самоорганизации совместной деятельности сопровождается формированием нового типа профессионализма, который получил название транспрофессионализма, как умения связывать и организовывать представителей различных профессий для решения комплексных проблем с реализацией синергетического эффекта. Если расположить кластеры, характеризующие специалистов по двум парам критериев [4]: «универсальность – специализация» и «унификация — уникальность», как показано на рис. 1, то легко заметить, что на пути движения от специалистов массовых профессий к специалистам-транспрофессионалам имеется весьма опасная ловушка. Суть этой ловушки состоит в возможности подготовки парапрофессиональных специалистов (то есть, людей на самом деле не являющихся профессионалами).
Широкое развитие различного рода автоматизированных средств обеспечения и поддержки деятельности, компьютерных технологий с обилием шаблонов, реализованных алгоритмов обработки информации и принятия решения создают обманчивое впечатление об отсутствии необходимости глубокого изучения предметной области для их оптимального выбора и применения. Поверхностное ознакомление с подобными наукоемкими продуктами с пользовательским интерфейсом, сведенным к «одной кнопке» может создавать крайне вредную и опасную иллюзию доступности данного вида деятельности практически для любого человека. Понимание сути деятельности и логической структуры выполняемых действий в данном случае сводятся к знаниям названий программного продукта или технической системы, которая может автоматизировать решение стоящей перед специалистом задачи. Данная негативная ситуация особенно осложняется в том случае, если в процессе профессиональной подготовки рассматривались только унифицированные рабочие ситуации.
Расширение сферы осведомленности в данном случае приведет не к повышению компетентности, а к проявлению негативного явления парапрофессионализма.
Комплексирование методов, средств, способов мышления и деятельности под конкретную проблемную ситуацию, не имеющую стандартных вариантов решения, составляют специфику современной профессиональной деятельности. При этом специалиступриходится учитывать многообразные и весьма противоречивые интересы самых различных социальных групп и отдельных личностей, а также быть готовым брать на себя моральную ответственность за предлагаемые варианты решения и их реализацию.
Новизна этого подхода характеризуется не только необходимостью обеспечения быстрой адаптации специалиста к изменяющимся условиям профессионально-предметной области, но и активным вниманием к проблеме сохранения и развития социального, культурного и морального капитала общества.
Список литература
1. | Кудряков С.А. Актуальные аспекты психологической безопасности личности и общества.//Здоровьесберегающее образование, №1,2013, c.98-101. |
2. | Кудряков С.А. Размышления о виртуальной истории, или куда бежит «Идиот»?// КЛИО, №1, 2013, c. 135-138. |
3. | Кудряков С.А., Остапченко Ю.Б., Шаповалов Е.Н., Романцев В.В. Транспрофессиональная подготовка современных специалистов: миф или реальная необходимость.//Известия Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», №8, 2014, с.94-98 |
4. | Малиновский П. Конец «Эры милосердия», или российские СМИ и кризис цивилизационной идентичности //[электронный ресурс]
http://www.dzyalosh.ru/01-comm/statii/konec—ery/1-0.htm |
5. | Остапченко Ю.Б., Кудряков С.А., Романцев В.В., Беляев С.А. Проблемы профессиональной подготовки специалистов для эксплуатации сложных технических объектов в современных условиях.// Известия Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», №8,2014, с.90-94 |
[schema type=»book» name=»АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ» description=» В докладе рассматриваются вопросы современной системы подготовки профессиональных кадров для эксплуатации сложных технических систем, использования автоматизированных обучающих комплексов и возникающие при этом проблемы формирования реальных профессиональных компетенций.» author=»Кудряков Сергей Алексеевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]