Номер части:
Журнал

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» // Евразийский Союз Ученых. Технические науки. ; ():-.





Знания в области качества в настоящее время становятся необходимым условием успешного функционирования любой организации [2, с.134]. Управление качеством – это вид деятельности, направленный на грамотное внедрение современных идей и методов менеджмента качества на предприятиях из разных секторов экономики. Программа обучения бакалавров направления «Управление качеством» предусматривает инженерную и менеджерскую подготовку. Основная задача подготовки бакалавров в этой области – это сочетание технических знаний в области качества и сертификации с теоретической подготовкой в сфере менеджмента и практическими навыками управления. Инженерная подготовка включает изучение методов и средств управления качеством на основных этапах жизненного цикла технической продукции: при проектировании и конструировании (когда закладывается 70% качества), изготовлении (обеспечивается 20% качества) и эксплуатации изделий (поддерживается достигнутый уровень качества). Область профессиональной деятельности — это экспертиза и управление качеством продукции, технологий, систем функционирования производств, сертификация, а также аудиторская, информационно-аналитическая, консультационно-педагогическая и иная деятельность по управлению и обеспечению высокого качества товаров и услуг [4, с. 3]. Современный рынок труда требует от человека умения самостоятельно приобретать и использовать на практике полученные знания, умения сотрудничать, общаться, адаптироваться к новым обстоятельствам, самостоятельно находить пути решения проблем. Требованием к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата является использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [1, с. 43].

В число дисциплин общепрофессиональной подготовки бакалавров направления «Управление качеством» входит инженерная графика. Цели дисциплины: обеспечение выпускникам знание общих методов построения и чтения чертежей, знание алгоритмов решения проектно-технических задач; составления конструкторской и технической документации производства, с помощью ручных и автоматизированных технологий. Задачи дисциплины: развитие пространственного представления, конструктивно-геометрического мышления, изучение способов получения чертежей на уровне графических моделей и умению решать на этих чертежах задачи, связанные с пространственными объектами и их зависимостями, овладение геометрическим конструированием с помощью построений на проекционных чертежах. Освоение программы дисциплины «Инженерная графика» позволит сформировать у обучающегося общекультурные и профессиональные компетенции. Формирование всех компетенций позволит ему владеть нормативами проектной деятельности и навыками составления рабочих проектов, отчетов, а также уметь использовать принципы графического представления пространственных образов, систему проектно-конструкторской документации и правила выполнения чертежей.

Основная структура дисциплины предусматривает два вида учебной работы студента: аудиторные занятия и самостоятельная работа студента. Наибольшее количество часов выделяется на самостоятельную работу. Поэтому по завершению семестра в качестве итоговой аттестации предусмотрен не только экзамен, но и, как средство оценки самостоятельной работы обучающегося, используется бальная оценка защиты курсовой работы по дисциплине.

На вводном аудиторном занятии преподаватель представляет студентам перечень основных разделов и тем дисциплины, распределяя их по видам учебной работы. Структурирует самостоятельную работу по видам деятельности: указывает методы подготовки к лекциям и практическим занятиям, объясняет порядок выполнения графических работ по каждому разделу, выдает задания на курсовую работу. А также рассматривает виды  контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств.

Лекция как организационная форма обучения – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а слушатели активно воспринимают. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации. В качестве активной составляющей лекции по инженерной графике в рамках предусмотренных учебным планом часов интерактивного обучения в начале каждой лекции проводится активный опрос вида «Мозговой штурм». Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: стимулирование творческой активности учащихся; связь теоретических знаний с практикой; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи.

Практические занятия составляют важную часть подготовки бакалавра инженерно-экономической сферы и должны быть направлены на закрепление теоретических знаний студентов и формирование у них профессиональных навыков и умений в процессе решения профессионально ориентированных задач. Для бакалавров направления «Управление качеством» предусмотрено проведение практических занятий по инженерной графике в интерактивной форме. В качестве интерактивной формы проведения практических занятий предлагается использовать деловую игру «Нормоконтроль».

Деловые игры прочно заняли одно из первых мест среди интерактивных методов обучения. Деловая игра относится к групповой форме обучения, в которой реализуются основные психолого-дидактические принципы: проблемность, игровое моделирование содержания профессиональной деятельности, совместная деятельность и взаимодействие студентов.

Данная форма занятия предусматривает предварительный этап, который ставит своей целью подготовить студентов к участию в игре. Студенты знакомятся с объектом делового моделирования — конструкторским бюро, исходными данными, целью игры, функциями участников, их ролевыми целями, а так же с системой оценивания деятельности участников деловой игры. Учебная цель: привитие практических умений и навыков, а также приближение процесса обучения к профессиональной деятельности.

Занятие состоит из двух этапов: критическая ситуация и производственное задание. На первом этапе занятия студентам предъявляются описания типичных производственных ситуаций, в ходе анализа которых осуществляется рефлексирование границ ситуации, постановка множества вопросов, детализирующих ситуацию, осознание собственных и заданных преподавателем целей. На втором этапе — на этапе разработки, конструирования задачи студент приобретает профессиональные навыки моделирования наличной ситуации, приобщаясь тем самым к моделированию как универсальному способу освоения действительности. В тоже время, студенту предоставляется более полная самостоятельность в выборе средств и методов решения задач.

Студенты делятся на две подгруппы, в данном случае, на два отдела конструкторского бюро. Из наиболее сильных студентов выбираются начальники отдела и нормоконтролеры. Начальник отдела выдаёт производственное задание конструкторам; намечает порядок выполнения работы вместе с отделом; руководит работой конструкторов и конструирует; следит за работой и дисциплиной отдела; утверждает чертежи; составляет отчёт о работе отдела. Нормоконтролер проверяет чертежи в соответствии с требованиями ГОСТ.

Применение деловых игр позволяет значительно повысить интерес к дисциплине; развить самостоятельность и умение нестандартно мыслить; усилить профессиональное направление обучения.

В процессе самостоятельной работы, студент как субъект будущей профессиональной деятельности приобретает новые знания, преобразует их в соответствии со своими целями и ценностями, превращая тем самым в собственное достояние. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности [3, с.114]. Введение курсовой работы, как вида самостоятельной работы позволяет решить следующие задачи:

  • систематизация, закрепление, углубление и расширение теоретических знаний и практических умений, полученных студентом по дисциплине «Инженерная графика» в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами;
  • развитие навыков проведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования в рамках избранной темы.
  • представление полученных результатов исследования в соответствии с установленными требованиями и публичная их защита.

Цель курсовой работы «Разъемные соединения деталей машин»: изучить правила выполнения эскизов деталей, сборочного чертежа и спецификации в соответствии ГОСТ ЕСКД. Курсовая работа состоит из двух частей: пояснительная записка и графическая часть. Для выполнения курсовой работы студент получает на кафедре индивидуальное задание в виде детали «Вал» и геометрических параметров детали «Колесо зубчатое».

Структурными элементами пояснительной записки к курсовой работе являются:·титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников. Приложением к пояснительной записке является спецификация к сборочному чертежу.

Структурными элементами графической части являются: эскизы двух деталей, сборочный чертеж «Вал — зубчатое колесо».

Преподаватель осуществляет непосредственное руководство и контроль над процессом выполнения курсовой работы; рекомендует студенту необходимую научную и методическую литературу; справочные материалы, учебники, учебные пособия и другие источники по теме; проводит необходимые консультации; проверяет выполнение курсовой работы по частям и в целом.

Подготовка бакалавров направления «Управление качества» то есть объем и характер получаемых ими знаний определяются требованиями будущей профессиональной среды. Изучение инженерной графики вносит серьезный вклад в развитие профессиональной компетентности, проявляющейся в интегрированной характеристике качеств личности, имеющей процессуальную направленность, мотивационный аспект, базирующаяся на знаниях, проявляющаяся в деятельности.

Список литературы:

  1. Горбань Н.А. Реализация компетентностного подхода при изучении графических дисциплин. /Н.А. Горбань, А.В. Горбань, С.С. Шестериков Материалы НПК «Авиамашиностроение и транспорт Сибири».- Иркутск, 2013. –С. 42-46.
  2. Иванов В.Г., Приймак Е.В., Биктагиров И.А. Подготовка специалистов по качеству для предприятий нефтегазохимического комплекса в условиях формирования системы технического регулирования. // Высшее образование в России. 2012. №11. С. 134–139.
  3. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России №1, 2000, с.114-115
  4. ФГОС ВПО по направлению подготовки 221400 «Управление качеством».[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»» author=»Горбань Наталья Алексеевна, Горбань Анна Викторовна, Солдатова Мария Дмитриевна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-20″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778
Номер части:
Журнал

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.





За последние годы накоплен достаточно широкий опыт в теории и практике педагогической науки в области, развития профессионализма педагога, достижения педагогического мастерства и конечно же методов и форм повышения квалификации педагога в школе. Рассмотрим некоторые из существующих подходов применения данного опыта в системе внутришкольного образования учителя с целью развития профессиональной компетентности, профессионализма и педагогического мастерства.

Под профессиональной компетентностью педагога следует понимать единство его теоретической и практической готовности к воплощению педагогической деятельности, что и характеризует его профессионализм. Под профессионализмом понимается свойство человека готового эффективно и качественно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Под педагогическим мастерством учителя начальных классов подразумевается не только некий запас знаний, умений и навыков, но и определенный склад личности.

Можно предположить, что именно признание высшей ступени профессионального развития педагога, как педагогического мастерства послужило толчком для открытия, так называемых, педагогических мастерских во второй половине XIX века. «Мастерская — явление профессиональной сферы человеческого труда, появившегося в целях совершенствования результатов труда, передачи идей опыта, эффективных приемов работы» [6, с. 21]. Появление педагогических профессиональных мастерских связывают с именем С.А. Рачинского. Первоначальной педагогические мастерские служили для подготовки учителей из наиболее одаренных учеников, а в последствии учителя «делились впечатлениями, обсуждали встретившиеся затруднения, предлагали друг другу какие-нибудь вновь найденные, казавшиеся удобными приемы» [12, с. 145].

Данную идею поддерживал и В.А. Сухомлинский – «только охваченный жаждой знаний педагогический коллектив может обеспечить самое главное, чем должна жить школа, если она хочет стать очагом воспитания и образования, — жизнь мысли. Этому и призвана служить профессиональная мастерская педагога, так как педагогика рождается в живых движениях людей и реакциях реального коллектива» [11, с. 398].

В настоящее время педагогические мастерские не утратили свою актуальность. Так, например, идея организации педагогических мастерских в целях развития профессионализма у учителей была реализована Л.В. Шмельковой в рамках проекта «Педагогическая компетентность и мобильность». «Отличительной особенностью проекта является опора на технологию образования взрослых и личного опыта учителя, возникновение потребности в профессиональной рефлексии собственного опыта» [13, с. 9].

Проект предусматривал наличие «школьных команд», состоящих из учителей сельских школ и администрации и их консультирование экспертом-преподавателем в межсессионный период, на котором осуществлялось профессиональное взаимодействие и перенос теоретических знаний, полученных в сессию, в практическую деятельность. Таким образом, главной задачей проекта являлось совершенствование и развитие профессиональной компетенции педагога через обогащение теоретических знаний и собственного опыта.

В настоящее время педагогические мастерские все чаще организуются в виде, так называемых, «мастер-классов». Мастер классы предполагают сотрудничество мастеров своего дела (учителей высокой квалификации, профессорско-преподавательского состава педагогических вузов и кафедр т.п.) и молодых специалистов. При проведении мастер-классов как правило сочетается одновременно и теория, и практический опыт. Так, по мнению проф. М.А. Овчинникова «мастер-классы могут проводиться только мастерами своего дела <…> что приводит не только к обмену опытом, но и, несомненно, к пошаговому достижению педагогического мастерства» [6, c. 25].

Обобщая широчайший опыт применения педагогических мастерских, мастер-классов в целях развития профессиональной компетенции, а также научно-педагогические исследования, посвященные данной области, нами установлено, что:

1) педагогические мастерские являются средством профессионального развития, позволяющие на основе собственного педагогического опыта и опыта коллег приобрести дополнительные знания, умения и навыки, необходимых для отражения в практической деятельности всех социально-экономических изменений, происходящих в обществе (Е.Н. Степанов, Л.Н. Буйволова, С.В. Кочнева, А.А. Окунев, М.М. Поташник, Дж. Элиот, Р. Аспланд, Д.Браун и др.);

2) в настоящее время выделены цели и задачи педагогических мастерских, например такие, как «развитие мотивации к овладению авторской технологией и техникой деятельности, распространение передового опыта, повышение профессионализма педагогических кадров и др. (А.А.Окунев, Г.В. Степанова , Н.И. Белова, В. Ф. Зарянова , И.А. Мухина и др.);

3) педагогические мастерские, мастер–классы рассматриваются сегодня и как мастерские ценностных ориентаций, участники которых приобретают целостную смысловую картину и проявить свою индивидуальность. Т.В. Янович, Е.О. Галицких, М.А. Овчинников подчеркивают активность субъекта как носителя деятельности, который не просто присутствует в мастерской, а взаимодействует с другими членами коллектива.

И все же, как показывает анализ научно-педагогических исследований, проблема применения педагогических мастерских и мастер-классов в целях развития профессиональной компетенции учителя начальных классов остается до сих пор не раскрытой, не конкретизированы цели педагогических мастерских с учетом составляющих компетентности, не выявлены формы и методы их организации.

Понятие «методическая работа» было введено в 1924 г. на совещании заведующих методических бюро учебных заведений и последующее оживление дискуссий о роли и необходимости методической работы в учебных заведениях, отразившейся на страницах педагогической периодики. Первый Всесоюзный съезд учителей в 1925 г. Послужил важным достижением в развитии методической работы советского учительства в рамках разработки вопросов о перспективе открытия Центрального института повышения квалификации учителей. В 1938 г. Наркомпросом РСФСР было утверждено первое «Положение о методической работе в школе» с целью профессионального развития учителей. После этого, методическая работа была направлена не только на повышение квалификации, но и на расширение компетентности после дипломного образования на базе школы.

Следует отметить, что в 20-30-е гг. методическая работа в большей степени играла идеологическую роль, то есть была «трибуной» для ознакомления с постановлениями, директивами партии и правительства.

В 50-60-е гг. прошлого столетия обострился интерес к вопросам организации методической работы в школе, как инструмента для разработки программ различных курсов, методик обучения предметным знаниям и инструмента повышения компетентности учителей (Б.П. Есипов, Ю.А. Самарин, А.А. Смирнов, М.Н. Скаткин и др.). Этот исторический период характеризовался такими объективными трудностями как: разруха, недостаток материального обеспечения, авторитарность, догматизм, формализм.

Начиная с 80-гг XX в. и по настоящее время в научно-педагогических исследования постоянно ведется поиск новых подходов в организации методической работы в школе в соответствии с социально-экономическими и политическими изменениями, происходящими в стране и в мире (Ю.К. Бабанский, К.И. Золотарь, Е.Н. Ильин, Ф.Ф. Королев, А.А. Тютин, В.Ф. Шаталов, М.М. Поташник и др.). Как показывает анализ научно-исследовательской литературы, нет единого мнения в понимании понятия «методическая работа». Так, например, М.М. Поташник видит методическую работу как «составную часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения квалификации» [9]. Л.Г. Пискун понимает под методической работой «целостную, основанную на достижениях науки, передовом опыте и конкретном анализе затруднений учителей, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обогащение и развитие творческого потенциала коллектива школы в целом» [8,с. 60].

В.П. Симонов в своем исследовании раскрывает свое видение на данный термин и приходит к выводу о том, что «методическая работа — это специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение и развитие компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя. <…> Основная цель методической работы – это непрерывное совершенствование его компетентности в области определенной науки (учебного предмета) и методики его преподавания» [10, с. 14]. Данный подход в понимании цели методической работы предполагает выделение из профессиональной компетентности педагога две основные составляющие – предметную компетентность и методическую. В связи с чем, позднее предпринята попытка структуризации профессиональной компетентности педагога, а, следовательно, и конкретизация целей мелодической работы, форм и методов ее организации, направленной на развитие всестороннее ее развитие. Так, например, Н.В. Кузьминой выделены пять элементов профессиональной компетентности учителя начальных классов: «1) специальная и профессиональная компетентность в области преподавания дисциплины; 2) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся; 4) социальной-психологическая компетентность в области процессов общения; 5) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов и способности обучающихся; 6) аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности» [6, c. 9].

Обобщая работы исследователей, посвященные поиску решения проблемы организации методической работы в школе, направленной на развитие профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения, можно сформулировать следующие выводы:

методическая работа, как системы работы с педагогическими кадрами, является частью системы развития компетентности учителей, позволяющей им не только повышать свою квалификацию, но достигать педагогического мастерства как высшей степени профессионализма педагога (В.И. Зверева, А.И. Дудина, А.В. Лоренсова и др.);

в методической работе могут быть выделены такие структурные компоненты, как цель, задачи, содержание, формы, методы и результаты, объединенными общешкольными задачами (целями), стоящими перед педагогическим коллективом в целом (В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур , Л.И. Дудина, И.М. Курдюмова, Н.И. Калиниченко и др.;

выделены формы методической работы в школе такие, как педагогическое чтения; семинары, открытые учебные занятия, конференции, творческие отчеты преподавателей, смотры-конкурсы (С.Г. Молчанов , И. Круглова , К.С. Буров , Г.В. Яковлева и др.);

разработаны модели методической работы, в том числе и учителей начальных классов, среди которых могут быть выделены работы, направленные на развитие культуры личности учителя (А.В. Петровский), на формирование профессионально-значимых видов деятельности (В.В. Давыдов, А.М. Матюшкин, С.В. Анофрикова и др.), на активизацию познавательной деятельности учителей (Т.И. Шамова);

на современном этапе педагогической науки, связанном с присоединением России 2003г. к Болонскому соглашению, методическая работа стала рассматриваться как одна из форм формирования и развития профессиональной компетентности педагога (Н.М. Дудина , Е.Ю. Орлова и др.).

Накопленный опыт в теории и практике организации методической работы в школе служат теоретической основой для проведения конкретных мероприятий в рамках методической работы в школе, направленной на развитие профессиональной компетентности учителей начальных классов. Так, например, С.Ю. Прохоровой предлагается организовывать единый методический день, как «форму развития профессиональной компетентности участников образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования…» [1, с. 54]. Авторами Л.С. Обласовой, Е.Л. Красноусовой, С.В. Савостиковой методическая работа рассматривается как научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога образовательной организации. По мнению исследователей и практических учителей, методическая работа включает в себя ряд компонентов: «систематическое отслеживание профессионального статуса и динамики развития профессиональной компетентности; создание условий для непрерывного профессионального развития и успешной профессиональной деятельности; создание специальных условий для оказания помощи и поддержки педагогам в ситуациях профессиональных проблем и затруднений» [7, с. 85]. Авторами выделены значимые для учителей начальных классов и учителей предметников трудности, для преодоления которых в школе были организованы мини-лекции, практическая работа в парах и деловые игры.

Тренинг. Появление понятия «тренинг» по мнению исследователей, связано, во-первых, с использование в психотерапии групповых занятий, так называемых, «семинар-тренинг», «лабораторный тренинг» с целью стимулирования развития личностного роста, развития навыков межличностного общения и т.п. При этом под тренингом понимается – «определенной целенаправленной психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Во-вторых, с применением групповых занятий в спортивной или производственной среде, где понятие «тренинг» трактуется как «спланированные и систематические усилия по модификации или развитию знаний (умений) и установок человека посредство обучения, с тем, чтобы добиться эффективного исполнения одного или нескольких видов деятельности.

В настоящее время понятие «тренинг» уточняется путем сопоставления с понятиями «обучение», «развитие», «образование» (Tannenbaum, Yukl, O’Donnel, Garaven, и др.). «Что касается соотношений понятий обучение и тренинга, то здесь ситуация выглядит наименее сложно. Тренинг рассматривается как одна из форм обучения. Менее однозначно сопоставление тренинга и развития. Иногда это понятия противопоставляются, однако превалирует та точка зрения, что тренинг может быть существенной, хотя и необязательной частью или этапом формальной программы развития или способствовать в случае, когда речь идет о неформальном понимании развития» [4, с. 100].

В настоящее время в содержание понятия «тренинг», как правило, включается указание цели «совершенствование в данной области»; «выполнение конкретной задачи», «приобретение опыта», форм или методов проведения тренинга.

Отметим, что тренинг нашел широкой применение в рамках решения проблемы развития социально-педагогической и коммуникативной компетентности педагогов, в том числе и учителя начальных классов. В этом ракурсе Ю.Н. Емельяновым [3, с. 54, 56], И.В. Вачковым [2, с. 22-23], обобщены и выделены четыре подхода к проведению тренинга, направленные на становление и развитие социально-педагогической компетентности учителя 1) «тренинг как форма дрессуры, где с помощью позитивного или негативного подкрепления формируются желательные поведенческие паттерны; 2) тренинг как тренировка, когда происходит формирование и отработка поведенческих навыков и умений; 3) тренинг как активное обучение, в котором происходит передача знаний и развитие некоторых навыков и мнений, составляющих компетентность педагога; 4) тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими решения профессиональных задач» [82, с. 103].

Тренинги, направленные на развитие коммуникативной компетентности учителя, нацелены на формирование и развитие, так называемых, метакомпетентностями или базовыми (ядерными) компетентностями, в состав которых входит умения понимать точку зрения собеседника, налаживать контакт, используя механизмы вербальной техники, слушать (эмпатичное и рефлексивное слушание), устанавливать обратную связь и разбираться в коммуникативной ситуации.

Таким образом, в настоящее время существует достаточно большой опыт в организации внутришкольной деятельности, направленной на развитие компетентности учителей начальных классов. Однако, выявленные проблемы в реализации различных форм и методов работы по развитию компетентности требуют, на наш взгляд, повышения эффективности существующих подходов.

Список литературы:

1.Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. – М.: Высшая школа, 1989. 149с.

2.ВачковИ.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб.пособие. – М: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.

3.Емельянов Ю.Н., Жуков Ю.М. Социально-психологический тренинг: проблемы и перспективы// Вопросы психологии, 1983, №4 – С.56-59.

4.Жуков Ю.М.,Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности :дисс. … д.п.н. – М.: 2003. – 356с.

5.Логвинова, Г.Л., Копотева М.И.. Переход педагогов от методической готовности к методической компетентности в процессе реализации ФГОС// Управление начальной школой, № 3 (март), 2013 – С.5-11.

6.Макаренкова Т.Ю. Педагогическая мастерская как фактор совершенствования профессионализма учителя: дисс. … к.п.н., М., 2009. – 208с.

7.Обласовой Л.С., Красноусовой Е.Л., Савостиковой С.В. решение профессиональных проблем как компонент научно-методического сопровождения развития компетентности педагогов // Заместитель директора школы, №8 (август). – 2014. С.85-101.

8.Пискун Л. Г. Внутришкольное управление профессиональным развитием учителя: На примере гимназии г. Дудинки : дисс. … к. п. н. – СПб., 2000. – 141с

9.Поташник, Марк Максимович. Управление современной школой [Текст] : (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образоват. учреждений и органов образования / М.М. Поташник, Александр Матвеевич Моисеев ; Рос.акад. образования, Ин-т упр. образованием. — М : Новая шк., 1997. — 350 с.

10.Симонов В. П. Педагогический менеджмент [Текст]. М., .1995. — 340 с.

11.Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М., 1975.

12.Танаевский С. Татаевская школа Рачинского С.А. // Народное образование. – Книга 9. – Т.II. – сентябрь. – 1902. – С.113.

13.Щедровицкий Г.П. педагогика и логика. – М., 1993.[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ» author=»Панфилова Ольга Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх