Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Социологические науки. ; ():-.

Забайкальский  край  всегда занимал и занимает  особое  геополитическое  положение.  С одной стороны, он граничит с  двумя  азиатскими  государствами  –  Монголией  и  Китаем.  С  другой стороны, занимает ключевое положение на пути к Тихому океану и странам Юго-Восточной Азии. В крае проживает более ста двадцати разных национальностей. Край всегда отличался и отличается этнической терпимостью и стремлением представителей разных народов к взаимопомощи. Коренным населением Забайкалья являются буряты. На значительной территории Забайкалья проживали эвенки — представители тунгусо-маньчжурской языковой группы. Юг Забайкалья был заселен различными монголоязычными племенами, которые впоследствии сформировали бурятский этнос.

Процесс формирования этнического состава Забайкалья уходит своими корнями в XVI – XVII вв. Появившиеся здесь в середине XVII в. русские, в основном выходцы из северных районов России, украинцы, белорусы, отчасти поляки позволили развиться славянскому населению. Эти первые колонисты положили основу будущего забайкальского старожильческого населения, иными словами, сибирякам. На протяжении XVII-XX вв. шел процесс формирования старожильческого (сибирского) населения. В этом процессе участвовали евреи, немцы, татары, представители прибалтийских народов и др. Тем не менее, основным компонентом старожильческого населения оставались славяне, в основном русские.

Результатом целенаправленного многолетнего воздействия христианских миссионеров на умы и сердца бурят явилось кроме всего прочего складывание этнической группы карымов — крещенных, метисированных бурят. Эта этноконфессиональная группа бурят складывалась благодаря межэтническим бракам бурятского и русского населения и характеризовалась отличным от остальной части бурят антропологическим типом (с преобладанием европеоидных признаков), собственным этническим самосознанием, схожестью хозяйственно-бытового уклада с русским старожильческим населением Байкальского региона и переходом к русскоязычию.

Со второй половины XVII в. до середины XIX в. происходило формирование еще одной социальной группы — казачества. Оно ведет свою родословную от русских служилых людей (казаков), которые по правительственному указу в Забайкалье обращали в русское подданство местные народы, собирали с них ясак, занимались хозяйственной деятельностью края.

 Длительное проживание в иноэтничном окружении среди бурят, эвенков, монголов, интенсивные контакты с ними вносили новые черты в быт и культуру забайкальских казаков. Поэтому в казачьей среде происходил процесс формирования этнических особенностей, который прервался в результате неблагоприятных для казачества социально-политических и социально-экономических изменений в годы Советской власти.

В течение XVIII-XIX вв. на формирование населения Забайкалья влияло направление на каторгу и в ссылку представителей самых разных национальностей и социальных групп, населявших Российскую империю. Среди них немало было поляков, евреев, представителей народов Прибалтики и Кавказа. Впоследствии они нередко оставались в Забайкалье на постоянное место жительства. Сейчас, представляя собой незначительную часть населения Забайкалья, они проживают совместно с другими этносами и старожилами и не консолидированы в особые этнокультурные или этноконфессиональные группы. Частью они ассимилировались с представителями старожильческого, иногда пришлого населения.

Сегодня  сформированный, основанный на бурятском, эвенкийском и в основном русском этносах определенный тип местного населения Забайкалья принято называть «гураны». С 18 века словом «гуран» стали называть всех коренных забайкальцев, потомков смешанных браков русских казаков-землепроходцев с бурятами, монголами, эвенками, маньчжурами.

В начале XIX в. в центральной части Забайкалья, в долине р. Ингода, поселились белорусы и украинцы (малороссы). Их миграции в Забайкалье происходили в конце XIX — первой половине XX в. в связи с прокладкой железной дороги. В этот же период и по той же причине сюда переселялись татары (представители татарского субэтноса — сибирских татар). Их потомки заселяли как промышленно развитые районы края, так и отдаленные сельские местности, главным образом по берегам рек и озер и вдоль трактов. Численность их на территории Читинской обл. — 12335 чел., или 0,9 % от всех проживающих на территории области.

В конце XIX в. в связи с военными конфликтами в Юго-Восточной Азии, а также с колониальной политикой России в отношении Китая в Забайкалье имели место миграции корейцев и китайцев. Позднее наблюдался их отток из края. Сейчас представители этих этносов составляют незначительную долю забайкальского населения и не имеют своих территориальных образований. Современная политическая и экономическая ситуация вновь создала условия для расширенного и во многом бесконтрольного проживания китайцев на территории Забайкалья, особенно в городах и крупных населенных пунктах.

Появление в Забайкалье новой волны этнических мигрантов связано с социально-экономической политикой советской власти. В настоящее время на территории Забайкалья проживают потомки репрессированных в 1930-1950-егг., являющиеся представителями различных народов России. В годы войны в Забайкалье были депортированы немцы. Строительство и хозяйственное освоение территории БАМа способствовало притоку в северные районы Забайкалья представителей населения Средней Азии, Кавказа, Прибалтики и др.

Таким образом, на протяжении нескольких веков в Забайкалье складывалась полиэтническое, мультикультурное и многоконфессиональное пространство. Сегодня — это относительно спокойный регион в отношении национальной напряженности.

Анализ статистических данных по Забайкальскому краю показал, что

за 40 лет с 1970 по 2014 гг. произошли следующие изменения:

— в численном отношении население бурят увеличилось в 2 раза,

— армянского и азербайджанского населения — в 6 раз.

Изменение этнической структуры населения по данным переписи населения с 1970- 2010 можно проследить в табл. 1

Таблица 1.

Этническая структура населения Забайкалья по данным переписи населения с 1970- 2010

Годы

1970 В % к общ.числ 1979 В % к общ.числ 1989 В % к общ.числ 2002 В % к общ.

числ

2010

В % к общ.

числ

Все население, человек 1144918   1232006   1375340   1155346   1107107  
Русские 1026149 89,6 1103576 89,5 1216325 88,4 1037502 89,8 977400 88,2
Буряты 51629 4,5 56503 4,5 66625 4,8 70457 6,0 73941 6,6
Украинцы 24782 2,1 27297 2,2 38208 2,7 11843 1,0 6743 0,6
Татары 14283 1,2 13369 1,1 12335 0,9 8159 0,7 5857 0,5
Белорусы 5971 0,5 7454 0,6 9203 0,6 2973 0,2 1544 0,13
Азербайджанцы 341 0,03 829 0,06 1964 0,14 2129 0,2 2045 0,2
Чуваши 2304 0,2 2317 0,2 2306 0,16 1271 0,1 792 0,07
Эвенки 1445 0,1 1341 0,1 1271 0,09 1492 0,1 1387 0,12
Армяне 576 0,05 975 0,08 1860 0,13 3594 0,3 3943 0,3

Часть крупных народов увеличила свою численность, причем некоторые — очень значительно, почти в два раза и даже более (табл. 1). Это – буряты, армяне на 0,25%; азербайджанцы на 0,17%; таджики на 0,5 %. Первая группа увеличилась прежде всего за счет хорошего прироста населения. Что касается армян или азербайджанцев, масштабной иммиграции в Россию.

По итогам переписи населения уменьшили свою численность русские, украинцы на 2 %; чуваши на 1 %, белорусы на 1 %, татары на 1 %, эвенки — 1%. В эту же группу входят евреи и еще несколько этнических групп. Причины — отрицательный естественный рост (превышение смертности над рождаемостью), а в наиболее драматических случаях — также и в эмиграции или в переселении (немцы и евреи, частично — украинцы и белорусы). Что касается русских, то благодаря значительному миграционному пополнению и предпочтительности русской идентичности в ситуациях смешанных браков их общее число сократилось всего на 1,4%.

За счет миграционного прироста значительно увеличилась численность армян с  576 человек до 3943 человек, азербайджанцев с 341 человек до 2045 человек, таджиков 375 человек до 964 человек, китайцев 295 человек до 632 человек, узбеков с 655 чел. до 1515 чел.

19951 человек не заполнили ответ на вопрос переписного листа о национальной принадлежности, почти две трети – это проживающие в г. Чите.

Таким образом, несмотря на естественную убыль населения, русское население  является наиболее многочисленным –  977400 и составляет почти 80 %  общей численности населения.  Второе место по численности населения в крае, как и при прошлой переписи, занимают буряты, численность которых составляет 73941  человек (почти 7% населения страны).

Список литературы:

  1. Народы России. Энциклопедия / М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. C.68.
  2. Национальный состав населения забайкальского края, владение языками и гражданство по итогам всероссийской переписи населения 2010 года, Стат.сб./Забайкалкрайстат – Чита, 2013 – 81с.
  3. Национальный состав населения забайкальского края, владение языками и гражданство по итогам всероссийской переписи населения 2002 года, Стат.сб./Забайкалкрайстат – Чита, 2005 – 135 с.
  4. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Том 1. / Новосибирск: Наука, 2007. С 113.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ» author=»Макарова Ирина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found