Забайкальский край всегда занимал и занимает особое геополитическое положение. С одной стороны, он граничит с двумя азиатскими государствами – Монголией и Китаем. С другой стороны, занимает ключевое положение на пути к Тихому океану и странам Юго-Восточной Азии. В крае проживает более ста двадцати разных национальностей. Край всегда отличался и отличается этнической терпимостью и стремлением представителей разных народов к взаимопомощи. Коренным населением Забайкалья являются буряты. На значительной территории Забайкалья проживали эвенки — представители тунгусо-маньчжурской языковой группы. Юг Забайкалья был заселен различными монголоязычными племенами, которые впоследствии сформировали бурятский этнос.
Процесс формирования этнического состава Забайкалья уходит своими корнями в XVI – XVII вв. Появившиеся здесь в середине XVII в. русские, в основном выходцы из северных районов России, украинцы, белорусы, отчасти поляки позволили развиться славянскому населению. Эти первые колонисты положили основу будущего забайкальского старожильческого населения, иными словами, сибирякам. На протяжении XVII-XX вв. шел процесс формирования старожильческого (сибирского) населения. В этом процессе участвовали евреи, немцы, татары, представители прибалтийских народов и др. Тем не менее, основным компонентом старожильческого населения оставались славяне, в основном русские.
Результатом целенаправленного многолетнего воздействия христианских миссионеров на умы и сердца бурят явилось кроме всего прочего складывание этнической группы карымов — крещенных, метисированных бурят. Эта этноконфессиональная группа бурят складывалась благодаря межэтническим бракам бурятского и русского населения и характеризовалась отличным от остальной части бурят антропологическим типом (с преобладанием европеоидных признаков), собственным этническим самосознанием, схожестью хозяйственно-бытового уклада с русским старожильческим населением Байкальского региона и переходом к русскоязычию.
Со второй половины XVII в. до середины XIX в. происходило формирование еще одной социальной группы — казачества. Оно ведет свою родословную от русских служилых людей (казаков), которые по правительственному указу в Забайкалье обращали в русское подданство местные народы, собирали с них ясак, занимались хозяйственной деятельностью края.
Длительное проживание в иноэтничном окружении среди бурят, эвенков, монголов, интенсивные контакты с ними вносили новые черты в быт и культуру забайкальских казаков. Поэтому в казачьей среде происходил процесс формирования этнических особенностей, который прервался в результате неблагоприятных для казачества социально-политических и социально-экономических изменений в годы Советской власти.
В течение XVIII-XIX вв. на формирование населения Забайкалья влияло направление на каторгу и в ссылку представителей самых разных национальностей и социальных групп, населявших Российскую империю. Среди них немало было поляков, евреев, представителей народов Прибалтики и Кавказа. Впоследствии они нередко оставались в Забайкалье на постоянное место жительства. Сейчас, представляя собой незначительную часть населения Забайкалья, они проживают совместно с другими этносами и старожилами и не консолидированы в особые этнокультурные или этноконфессиональные группы. Частью они ассимилировались с представителями старожильческого, иногда пришлого населения.
Сегодня сформированный, основанный на бурятском, эвенкийском и в основном русском этносах определенный тип местного населения Забайкалья принято называть «гураны». С 18 века словом «гуран» стали называть всех коренных забайкальцев, потомков смешанных браков русских казаков-землепроходцев с бурятами, монголами, эвенками, маньчжурами.
В начале XIX в. в центральной части Забайкалья, в долине р. Ингода, поселились белорусы и украинцы (малороссы). Их миграции в Забайкалье происходили в конце XIX — первой половине XX в. в связи с прокладкой железной дороги. В этот же период и по той же причине сюда переселялись татары (представители татарского субэтноса — сибирских татар). Их потомки заселяли как промышленно развитые районы края, так и отдаленные сельские местности, главным образом по берегам рек и озер и вдоль трактов. Численность их на территории Читинской обл. — 12335 чел., или 0,9 % от всех проживающих на территории области.
В конце XIX в. в связи с военными конфликтами в Юго-Восточной Азии, а также с колониальной политикой России в отношении Китая в Забайкалье имели место миграции корейцев и китайцев. Позднее наблюдался их отток из края. Сейчас представители этих этносов составляют незначительную долю забайкальского населения и не имеют своих территориальных образований. Современная политическая и экономическая ситуация вновь создала условия для расширенного и во многом бесконтрольного проживания китайцев на территории Забайкалья, особенно в городах и крупных населенных пунктах.
Появление в Забайкалье новой волны этнических мигрантов связано с социально-экономической политикой советской власти. В настоящее время на территории Забайкалья проживают потомки репрессированных в 1930-1950-егг., являющиеся представителями различных народов России. В годы войны в Забайкалье были депортированы немцы. Строительство и хозяйственное освоение территории БАМа способствовало притоку в северные районы Забайкалья представителей населения Средней Азии, Кавказа, Прибалтики и др.
Таким образом, на протяжении нескольких веков в Забайкалье складывалась полиэтническое, мультикультурное и многоконфессиональное пространство. Сегодня — это относительно спокойный регион в отношении национальной напряженности.
Анализ статистических данных по Забайкальскому краю показал, что
за 40 лет с 1970 по 2014 гг. произошли следующие изменения:
— в численном отношении население бурят увеличилось в 2 раза,
— армянского и азербайджанского населения — в 6 раз.
Изменение этнической структуры населения по данным переписи населения с 1970- 2010 можно проследить в табл. 1
Таблица 1.
Этническая структура населения Забайкалья по данным переписи населения с 1970- 2010
Годы |
1970 | В % к общ.числ | 1979 | В % к общ.числ | 1989 | В % к общ.числ | 2002 | В % к общ.
числ |
2010 |
В % к общ.
числ |
Все население, человек | 1144918 | 1232006 | 1375340 | 1155346 | 1107107 | |||||
Русские | 1026149 | 89,6 | 1103576 | 89,5 | 1216325 | 88,4 | 1037502 | 89,8 | 977400 | 88,2 |
Буряты | 51629 | 4,5 | 56503 | 4,5 | 66625 | 4,8 | 70457 | 6,0 | 73941 | 6,6 |
Украинцы | 24782 | 2,1 | 27297 | 2,2 | 38208 | 2,7 | 11843 | 1,0 | 6743 | 0,6 |
Татары | 14283 | 1,2 | 13369 | 1,1 | 12335 | 0,9 | 8159 | 0,7 | 5857 | 0,5 |
Белорусы | 5971 | 0,5 | 7454 | 0,6 | 9203 | 0,6 | 2973 | 0,2 | 1544 | 0,13 |
Азербайджанцы | 341 | 0,03 | 829 | 0,06 | 1964 | 0,14 | 2129 | 0,2 | 2045 | 0,2 |
Чуваши | 2304 | 0,2 | 2317 | 0,2 | 2306 | 0,16 | 1271 | 0,1 | 792 | 0,07 |
Эвенки | 1445 | 0,1 | 1341 | 0,1 | 1271 | 0,09 | 1492 | 0,1 | 1387 | 0,12 |
Армяне | 576 | 0,05 | 975 | 0,08 | 1860 | 0,13 | 3594 | 0,3 | 3943 | 0,3 |
Часть крупных народов увеличила свою численность, причем некоторые — очень значительно, почти в два раза и даже более (табл. 1). Это – буряты, армяне на 0,25%; азербайджанцы на 0,17%; таджики на 0,5 %. Первая группа увеличилась прежде всего за счет хорошего прироста населения. Что касается армян или азербайджанцев, масштабной иммиграции в Россию.
По итогам переписи населения уменьшили свою численность русские, украинцы на 2 %; чуваши на 1 %, белорусы на 1 %, татары на 1 %, эвенки — 1%. В эту же группу входят евреи и еще несколько этнических групп. Причины — отрицательный естественный рост (превышение смертности над рождаемостью), а в наиболее драматических случаях — также и в эмиграции или в переселении (немцы и евреи, частично — украинцы и белорусы). Что касается русских, то благодаря значительному миграционному пополнению и предпочтительности русской идентичности в ситуациях смешанных браков их общее число сократилось всего на 1,4%.
За счет миграционного прироста значительно увеличилась численность армян с 576 человек до 3943 человек, азербайджанцев с 341 человек до 2045 человек, таджиков 375 человек до 964 человек, китайцев 295 человек до 632 человек, узбеков с 655 чел. до 1515 чел.
19951 человек не заполнили ответ на вопрос переписного листа о национальной принадлежности, почти две трети – это проживающие в г. Чите.
Таким образом, несмотря на естественную убыль населения, русское население является наиболее многочисленным – 977400 и составляет почти 80 % общей численности населения. Второе место по численности населения в крае, как и при прошлой переписи, занимают буряты, численность которых составляет 73941 человек (почти 7% населения страны).
Список литературы:
- Народы России. Энциклопедия / М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. C.68.
- Национальный состав населения забайкальского края, владение языками и гражданство по итогам всероссийской переписи населения 2010 года, Стат.сб./Забайкалкрайстат – Чита, 2013 – 81с.
- Национальный состав населения забайкальского края, владение языками и гражданство по итогам всероссийской переписи населения 2002 года, Стат.сб./Забайкалкрайстат – Чита, 2005 – 135 с.
- Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Том 1. / Новосибирск: Наука, 2007. С 113.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ» author=»Макарова Ирина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]