Рассматривая феномен глобализации сегодня, трудно ограничиться только экономическими или политическими составляющими данного процесса, охватившего все страны, без исключения. Определения данного явления, которые когда-то говорили о втягивании «большей части человечества в единую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств информатики и телекоммуникаций» [1, c. 22], сегодня нуждаются в переосмыслении и возможном переформулировании.
Начавшись как экономический феномен и затронув производственно-монитарные связи, довольно скоро глобализация перешла на уровень политических отношений, серьезным образом трансформировав также социальную ткань современного общества. По своей сути, глобализация превратилась в настолько широкое понятие, что позволяет включать в себя различные процессы, имеющие в качестве общего знаменателя всемирность масштабов. Этому способствует динамичный характер данного явления. Поэтому коротко глобализацию можно определить как множественную совокупность изменений во взаимосвязях современного мира на всех уровнях его бытия.
Сегодня о глобализации нужно говорить в контексте активных изменений социально-культурного плана, когда человек играет роль как субъекта, так и объекта. Результатом такого процесса становится «глобальный круговорот», который вовлекает в свою орбиту уже не столько материальные, сколько нематериальные ресурсы, стирая четкость границ между первопричиной, первоисточником и последствием. В современном мире порой довольно сложно определить, что стало толчком к возникновению того или иного явления: привело ли развитие интернет коммуникаций к утрате значимости социальных связей или наоборот, эта утрата повлекла за собой рождение новых способов оставаться в контакте. Не исключение составляет и сфера духовной или религиозной жизни. Наше исследование будет посвящено вопросу влияния глобализации на религиозную составляющую современного общества, на примере его западноевропейской части. Основной вопрос, который будет освящаться, состоит в том, каким изменениям подверглась религиозная компонента, в частности христианства, в Западной Европе в социальной сфере на сегодняшний день.
Интерес к данной части света вызван тем, что изменения, происходящие в высокоразвитых странах западной части европейского континента, начинают постепенно входить в противоречие с общепринятой еще совсем недавно идее, высказывавшейся сторонниками торжества секулярного направления развития общества. Заключалась эта идея в том, что чем больше модернизации, чем выше уровень экономического развития, тем меньше религии. Когда в 60-х годах XX века Брайн Уилсон, давая свое определение секуляризация, ставшее классическим, писал, что это «процесс, в ходе которого религиозное мышление, практика и религиозные институты утрачивают свою социальную значимость» [14, p. XIV]. Под утратой социальной значимости имелось в виду вытеснение религиозного и религии из взаимосвязей общественной жизни в частную сферу жизни индивида.
Однако к концу 90-х годов прошлого столетия один из апологетов теории секуляризации Питер Бергер вынужден был записать: «Мне кажется, что написанное мною и многими другими социологами религии в 60-е годы о секуляризме, было ошибкой. Наш основной аргумент заключался в том, что секуляризм и современность идут рука об руку. Чем больше модернизации, больше секуляризма. Эта теория не была безумной и подтверждалась определенными фактами. Однако я думаю, что по сути своей она ошибочна. Большая часть современного мира не секулярна. Она очень религиозна» [4].
Действительно, данные Всемирной христианской информационной базы (World Christian Database) говорят о том, что в 2010 году количество атеистов в мире составляло всего лишь 2% [2, c. 107], а к 2020 году эта цифра может сократиться до 1,8% [6]. По данным Центра исследований вопросов мирового христианства (Center for the Study of Global Christianity), самыми быстро растущими мировыми религиями за период с 2010 по 2020 год, скорее всего, станут бахаизм (1,7% в год), ислам (1,6%), сикхизм (1,4%), джайнизм (1,3%), христианство (1,2%) и индуизм (1,2%). Каждая из этих религий в своем росте будет опережать прирост мирового населения (1,1%) [6].
Глобальные прогнозы постепенно воплощаются в жизнь на локальном уровне. Для начала необходимо отметить, что религия в Западной Европе в настоящий момент переживает процесс «возрождения», несмотря на прошедшую в этой части света довольно активную секуляризацию, т.е. процесс выведения религиозного в сферу частных интересов отдельной личности, обрекая саму религию на медленное умирание. Причиной «возрождения религии» в общественном пространстве западноевропейских городов можно назвать массовую миграцию сюда тех, кто никогда не ставил под сомнение связь религии не только с личной, но и общественной жизнью. В этом людском потоке, возникающем под давлением глобализационных процессов, можно выделить две группы. Первая включает представителей исламского мира из стран Среднего и Ближнего Востока, приезжающих в бывшие метрополии в поисках лучшей жизни. Вторая состоит из прибывающих в Западную Европу христианских представителей «глобального Юга», занимающихся также активной миссионерской деятельностью.
Обе группы обладают ярко выраженными внешними характеристиками, которые выделяют их на общем культурном фоне. Для представителей исламского мира это особая одежда, подчеркивающая их религиозную принадлежность, архитектура культовых зданий, публичный призыв к выполнению религиозных ритуалов и т.д. Что же касается второй группы, то их внешность ничуть ни меньше бросается в глаза, чем, например, хиджаб или бурка мусульманки. Дело в том, что движущей силой возрождения христианства в Западной Европе становятся представители «черного континента».
Показательна в этом плане Великобритания, одна из четырех самых населенных стран Европейского Союза. Трансформации религиозной компоненты, происходящие в данной стране, можно обнаружить и в других государствах Евросоюза. Осенью 2014 года были опубликованы результаты исследования, проведенного специалистами широко известного в Соединенном королевстве частного статистического агентства Brierley Consultancy, возглавляемым Питером Браерли. Широкая публика смогла ознакомиться с данными по региону за период 2005-2010 год, а также прогнозами на 2015 год [5]. Согласно собранной статистике, общий уровень религиозности населения страны за последние сто лет демонстрирует тенденцию к сокращению (Рис. 1) [12].
Рисунок 1
Процент воцерковленного населения Великобритании
(за 1900-2020 гг.)
Приведенный график наглядно демонстрирует, что процент британцев, принадлежащих к той или иной деноминации или просто посещающих церковные службы, постоянно сокращается, начиная с 1900 года, испытав серьезный спад в период между 1970 и 1990 годами. Церковное членство[1] в Великобритании уменьшилось с 10,6 миллионов человек в 1930 году, до 5,5 миллионов в 2010 году, т.е. в процентном соотношении с 30% до 11,2% от общего количества населения, проживающего в стране [13].
Однако наряду с тенденцией спада, исследователи центра Brierley Consultancy выявили рост среди отдельных деноминаций. К ним относятся новые церкви (+12%), православные (+5%), пятидесятники (+27%) и небольшие деноминации (+36%). Согласно прогнозам, в период с 2010 по 2015 год рост количества посещающих эти церкви должен продолжаться [12]. Что послужило толчком для данной положительной динамики?
Основной причиной является приток новых верующих, представителей «южного христианства», в утратившую свой «христианский дух» Великобританию. Начиная с конца первой половины XX века экономика данной страны стала серьезно зависеть от рабочей силы, прибывающей из Карибского и Африканского регионов. По данным переписи за 2011 год, количество представителей афро-карибских территорий в Англии и Уэльсе составляло 2,3% от общего числа населения [10]. Будучи встречены не особо доброжелательно белыми собратьями по вере [3], чернокожие мигранты были вынуждены организовывать собственные, отдельные общины из-за дискриминации, с которой им пришлось столкнуться в господствующей англиканской церкви и других протестантских церквях, к которым они пытались тогда присоединиться.
По данным исследования Питера Браерли, христианские церкви с чернокожим большинством испытали небывалый рост в начале XXI века, особенно в Лондоне. Так новых 700 пятидесятнических церквей, организованных в столице Великобритании в период 2005-2012 год, 400 церквей попадают в категорию «черных церквей». Только Искупленная христианская церковь Божья (Redeemed Christian Church of God) за последние пять лет открыла в Великобритании 190 новых церковных общин, что является самым высоким показателем среди остальных деноминаций. Сегодня она представлена в 64% городов Соединенного королевства [12].
Чернокожие верующие активно организуют не только самостоятельные церкви, но и вливаются в традиционные, уже существующие общины. Так в 2012 году 50% посетителей церквей центральном части Лондона были чернокожими [11]. Большинство адвентистов седьмого дня в Великобритании на сегодняшний день — черные. Питер Браерли указывает на то, что спад церковного членства в стране был остановлен, в том числе, благодаря «большому числу новых ‘черных’ и других церквей, основанных иммигрантами» [9]. К другим иммигрантским церквям относятся церкви, открытые корейскими, китайскими, тамильскими и другие группами выходцев из Юго-восточной Азии.
Данные интенсивные изменения в этническом составе членства христианских церквей Великобритании не могли не вызвать определенной реакции со стороны «старых» английских церквей. В среде англиканских и методических общин начинает развиваться движение, получившее название «новый стиль» (fresh expression). Главной целью организации церквей «нового стиля» стало основание церквей, которые бы соответствовали меняющейся культуре и могли бы привлечь тех, кто не относился ни к одной религиозной группе или деноминации [8]. Движение набрало такой размах и популярность, что в 2005-2010 годах численный рост посещавших церкви «нового стиля» составил + 210% [12].
В сентябре 2005 года англиканская и методистская церкви выразили свое признание данного движения, основав организацию под названием «Новый стиль» (Fresh Expressions). Назначение организации — проводить мониторинг и содействовать развитию новых стилей в двух указанных церквях. В дальнейшем этот союз расширился и включил в себя представителей других церковных традиций и организаций Великобритании. В руководящий совет организации «Новый стиль» входят 15 человек, во главе с эмиссаром Архиепископа Кентерберийского, достопочтенным Грехемом Креем, бывшым епископом Мейдстона.
Как пишет Г. Крей, движение церквей нового стиля представляет собой «организацию новых общин и церквей, которые по своему духу и стилю отличаются от материнских церквей, поскольку их цель заключается в привлечении иной группы людей, чем та, которая уже посещает исходную церковь» [8]. Согласно статистики англиканской церкви за 2007 год, несколько десятков тысяч человек принадлежали к ее группам «нового стиля», а к 2010 году число посетителей данного типа церквей составило уже 6% всего церковного членства, что можно было приравнять к полноценной епархии [7].
Питер Браерли в своем исследовании состояния христианских церквей в Великобритании так же указывает на большое количество и непрерывный рост церквей «нового стиля». При этом он отмечает, что под данное понятие могут попадать как просто дополнительные служения уже существующих церквей (тогда их нельзя считать новыми общинами), так и действительно новые церкви, организованные устоявшимися общинами (в этом случае они должны рассматриваться как новое церковное образование). Если в 2010 году количество церквей «нового стиля» составляло 307 общин, то к 2014 году их число увеличилось еще на 1300 полноценных церквей [12], тем самым подтвердив востребованность данного религиозного движения в британском обществе.
Выводы
Обобщая краткий обзор процесса изменений, протекающих в западноевропейском христианстве, на примере Великобритании, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, основным катализатором перемен явились миграционные процессы и демографические тенденции, инициированные глобализацией. Население Старого света испытывает структурные изменения за счет притока представителей стран Азии и Африки.
Во-вторых, иммигранты, прибывающие с Африканского континента, зачастую демонстрируют серьёзную приверженность христианской вероисповедальной традиции. Они организовывают собственные независимые церкви, активно занимающиеся миссионерской деятельностью, а также вливаются в существующие, тем самым стимулируя их рост. По данным Всемирной христианской энциклопедии за 2001 год, если в начале прошлого века доля «белых» христиан была 81%, то в начале XXI века она уменьшилась до 45% [15].
В-третьих, своего рода ответной реакцией традиционных «белых» церквей, пробужденных деятельностью своих чернокожих собратьев, является новое движение, направленное на привлечение в церкви «нового стиля» нерелигиозных людей, которые не принадлежат ни к одной церкви или деноминации.
В итоге, можно говорить о том, что западноевропейская религиозность переживает определенное возрождение, благодаря тенденциям, вызванным к жизни процессами в социально-культурной сфере, сопровождающими глобализацию. Похоже, что у западного христианства открылось «второе дыхание», и оно начинает активно искать пути взаимодействия с постоянно меняющейся реальностью.
Список литературы:
- Вебер А. Б. Неолиберальная глобализация и ее оппоненты // Полития. 2002. № 2. С. 22.
- Каргина И.Г. Метаморфозы христианства на фоне постмодернистского пейзажа. // ПОЛИС. Политические исследования. 2012. № 5. С. 107.
- Abiola Oluwole A. African Churches in Europe // International Coalition for Religious Freedom [электроный ресурс] URL: (дата обращения 13.04.2015).
- Berger P. Epistemological Modesty: An Interview with Peter Berger // The Christian Century, October 29, 1997, pp. 972-978 [Электронный ресурс]. URL: https://web.pdx.edu/~tothm/religion/Epistemological%20Modest1.pdf (дата обращения 22.01.2015).
- Brierley P. W.UK Church Statistics. A New Complilation of the Number of Members, Churches and Ministers in the Many Denominations in the UK, with County and Local or Unitary Authority Tables, a Special Focus on London, Religion in the Population Census, Explanatory Articles and Other Data Number 2, Number 2.
- Christianity in its Global Context, 1970–2020. Society, Religion, and Mission. // Center for the Study of Global Christianity, 2013 [электронный ресурс]. URL: https://www.gordonconwell.edu/resources/documents/1ChristianityinitsGlobalContext.pdf (дата обращения 20.04.2015).
- Facts & Statistics. // The Church of England [электронный ресурс]. URL: https://www.churchofengland.org/about-us/factsв-stats.aspx (дата обращения 20.04.2015).
- Fresh Expressions. Official Site: (дата обращения04.2015).
- Gledhill R. Church attendance has been propped up by immigrants, says study. // The Guardian, 3 June, 2014. [электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/world/2014/jun/03/church-attendance-propped-immigrants-study (дата обращения 13.04.2015).
- Population Estimates by Ethnic Group: May 2011. Office for National Statistics [электронный ресурс]. URL: (дата обращения 13.04.2015). См. файл: peegmethodology_tcm77-190625, Р.4-5.
- The Significance of London’s Ethnic Christian Churchgoers. // Brierley Consultancy Research [электронный ресурс]. URL: (дата обращения 18.04.2015).
- UK Chrisitanity 2005-2015. // Church Statistics: Brierley Consultancy Research [электронный ресурс]. URL: https://faithsurvey.co.uk/download/csintro.pdf (дата обращения 16.04.2015).
- UK Chrisitanity 2005-2015. // Faith Survey [электронный ресурс]. URL: https://faithsurvey.co.uk/uk-christianity.html (дата обращения 13.04.2015).
- Wilson B. R. Religion in Secular Society: a Sociological Comment // Edinburgh: Morrison and Gibb, 1966. P. XIV.
- World Christian Encyclopedia, 2001. Oxford: Oxford University Press.
[1] Под термином «церковное членство» исследователи понимают не только официально зарегистрированных в церковных книгах прихожан, но так же и тех, кто посещает воскресные/субботние службы.[schema type=»book» name=»ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ХРИСТИАНСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ» description=»В статье рассматривается вопрос влияния процесса глобализации на изменение религиозной составляющей западноевропейского общества на примере Великобритании. Приводимые автором данные статистических исследований дают основание сделать вывод о тенденции возрождения религии в данном регионе благодаря притоку христиан — представителей Африканского континента.» author=»Музыкина Елена Валентиновна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]